Анализ использования прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проанализировать использование прибыли предприятием
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
-Рассмотреть понятие и сущность прибыли предприятия;
-Изучить методы управления прибылью на предприятии;
-Проанализировать финансовое состояние туристического предприятия.
-Исследовать основные направления повышения прибыльности предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретическая часть…………………………………………………………….5
1.1 Понятие, сущность и виды прибыли предприятия……………………...5
1.2 Анализ прибыли и рентабельности на предприятии……………………8
1.3 Методы управления прибылью на туристическом предприятии……..18
2 Аналитическая часть…………………………………………………………..23
2.1 Краткая характеристика предприятия «Морин-Тур»………………….23
2.2 Анализ финансового состояния…………………………………………28
2.3 Анализ прибыли на предприятии……………………………………….29
3 Разработка мероприятий направленных на повышение прибыльности предприятия……………………………………………………………………...34
3.1 Общие направления увеличения прибыли……………………………..34
3.2 Расчет экономической эффективности…………………………………36
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованной литературы…………………………………………..42

Файлы: 1 файл

АХД курсовая готовая.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Сначала нужно  найти сумму прибыли при фактическом  объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого  следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а  затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение  плана по объему продаж исчисляют  сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция  однородна), условно-натуральном и  в стоимостном выражении (если продукция  неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

Затем следует  определить сумму прибыли при  фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

.Нужно подсчитать  также, сколько прибыли предприятие  могло бы получить при фактическом  объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

.

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных  видов продукции, величина которой  зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид.

Среднереализационная  цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.

Выполнение  плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

Анализ сводится в основном к изучению динамики и  причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.

Изменение суммы  полученных штрафов может произойти  не только в результате нарушения  договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине  ослабления финансового контроля в  отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.

Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности  возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.

Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.

При получение  убытков от прочей реализации, связанных  с превышением операционных расходов над доходами, в каждом конкретном случае следует установить причины  и виновников образования этих убытков. Так, причинами образования убытков от реализации имущества предприятия являются, как правило, снижение качества и потребительских свойств вследствие длительного и небрежного его хранения. Причинами образования операционных расходов, связанных с аннулированием производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего продукции, могут быть отсутствие материальных ресурсов, падение спроса на продукцию. В случае компенсации затрат на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов по аннулированным заказам (договорам), прекращенному производству, не давшему продукцию, соответствующие суммы отражаются как операционные доходы.

Финансовые  результаты от внереализационных операций являются составной частью полученной прибыли отчетного года. В условиях перехода к рыночной экономике их влияние на формирование окончательных финансовых результатов работы предприятия существенно возросло. Внереализационные финансовые результаты отражаются в форме №2

Внереализационные финансовые результаты, как правило, не планируются, поэтому анализ сводится к сравнению сумм в динамике за несколько лет. В определенной мере такое сравнение позволяет судить об организации работы маркетинговой и финансовой служб предприятия, соблюдение условий договоров.

При анализе  внереализационных финансовых результатов основное внимание должно быть сосредоточено на внереализационных расходах. Следует установить причины потерь и проверить правильность и обоснованность отнесения их на убытки. Так, при наличии убытков от списания безнадежной дебиторской задолженности необходимо выяснить, при каких обстоятельствах образовалась эта задолженность, было ли передано дело в арбитражный суд и каково его решение. Если в иске отказано судом, то следует выяснить мотивы отказа.

В заключение анализа  разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности.

Анализ рентабельности продукции

Показатели  рентабельности более полно, чем  прибыль, характеризуют окончательные  результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели  рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость)  издержек производства и инвестиционных  проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность  продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала  и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость  издержек) (R3) исчисляется путем отношения  балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч)  к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):

    

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность  продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг или чистой прибыли на сумму  полученной выручки (РП). Характеризует  эффективность предпринимательской  деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

  .

Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется  отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (   ) или отдельных его слагаемых:собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

  .

В процессе анализа  следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость  затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

 

Расчет влияния  факторов первого порядка на изменение  уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.

Затем следует  сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень  рентабельности отдельных видов  продукции зависит от изменения  средних реализационных цен и  себестоимости единицы продукции:

 

 

Таким же образом  производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная  модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет  следующий вид:

  .

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

  .

Аналогично  осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости (Зед), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (   ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости  Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Чем быстрее  оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для  обеспечения запланированного объема продаж.

И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует  дополнительного привлечения средств  для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает  влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Взаимосвязь названных  факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому  виду товарной продукции. Основными  их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

 

 

 

Рис. Схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации продукции

 

1.3 Методы управления  прибылью на туристическом предприятии

Туризм - вид  экономической деятельности, ориентированной  на конечного потребителя. Для увеличения выручки от реализации туристского продукта и прироста прибыли решающее значение имеют объемы продаж, определяемые спросом, и уровень себестоимости, обусловленный качеством туристских товаров.

 Важнейшим  вопросом управления процессом  формирования прибыли является планирование прибыли и других финансовых результатов. Планирование прибыли - составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на туристском предприятии.

 Объектом  планирования на туристском предприятии являются планируемые элементы балансовой прибыли, прежде всего - прибыли от реализации туристских продуктов, оказания дополнительных туристских услуг.

 Основой  для расчета является объем  производственной программы, который  базируется на возможностях туристского  предприятия, заключенных контрактах  и договорах. При планировании  прибыли могут быть использованы  различные методы:

- укрупненный  метод прямого счета;

- по ассортиментное планирование;

- прямой счет;

- метод определения  прибыли на вложенный капитал;

- метод экспертных  оценок;

- расчетно-аналитический  метод. 

 Наиболее  применимы на туристских предприятиях  первые три метода. С их помощью  можно определить объем реализуемых туристских продуктов в ценах и по их себестоимости, используя в расчетах индекс потребительских цен. При этом важна достоверность исходных данных о прогнозируемых величинах выручки от реализации (Вр), издержках производства, налогах и отчислениях.

 Прогнозируемая  величина прибыли (Пдр) в этом  случае рассчитывается следующим  образом:

 Ппр = Вр  – ИП - Н,

 где ИП - издержки  производства; Н - величина налогов и отчислений.

 Очень важным  для туристских предприятий является  планирование с использованием по ассортиментного метода. Он позволяет получить прогнозную величину объема продаж по каждому туристскому продукту, определить эффективность затрат и рентабельность, а также четко проследить доходность каждого туристского продукта на разных этапах его жизненного цикла. Эта информация в свою очередь является основой для корректировки стратегии туристского предприятия и способствует определению прибыли по формуле

Информация о работе Анализ использования прибыли предприятия