Анализ государственного долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 00:03, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ внешнего и внутреннего долга Российской Федерации, на основании изучения теоретической базы по данному вопросу.
Вышеуказанная цель достигается решением следующих задач:
изучить содержание и основные формы государственного долга;
рассмотреть сущность государственного кредита, как одной из основных форм государственных заимствований, в социально-экономическом аспекте;

Файлы: 1 файл

02 Диплом.doc

— 483.50 Кб (Скачать файл)

– страховые организации;

– негосударственные пенсионные фонды;

– акционерные инвестиционные фонды;

– пенсионный фонд РФ и иные государственные внебюджетные фонды РФ – в случае, если инвестирование их средств в государственные ценные бумаги предусмотрено законодательством.

Владельцы облигаций и управляющие компании имеют право:

  1. на получение при погашении облигаций их номинальной стоимости, а также доходов в виде процентов, начисляемых исходя из номинальной стоимости облигаций;
  2. предъявление облигаций к обмену на федеральные государственные ценные бумаги в порядке, предусмотренном условиями эмиссии и обращения облигаций;
  3. предъявление облигаций к выкупу в порядке, предусмотренном условиями эмиссии и обращения облигаций, в объёмах и в сроки, определённые решением о выпуске облигаций.

На 1 января 2010 г. зафиксированы следующие значения государственных сберегательных облигаций:

– Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС) 132 млрд. руб.

– Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой (ГСО-ППС) 135,42 млрд. руб.

На рис. 8 отобразим структуру Государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах по состоянию на 1 января 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8– Структура Государственного внутреннего долга,

выраженного в государственных ценных бумагах на 1 января 2010 г.

 

 

Как видно на рис. 8, преобладающую часть государственного долга, выраженного в ценных бумагах занимают Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), на них приходится 48% или 863,38 млрд. руб. от общей суммы долга.

Доля Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) составляет 38% или 706,37 млрд.руб. На долю Государственных сберегательных облигации с фиксированной (ГСО-ФПС) и постоянной (ГСО-ППС) процентными ставками приходится по 7% каждой от общей величины долга. Таким образом, общая величина Государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах на 1 января 2010 г. равняется 1837,17 млрд. руб.

Кроме государственных ценных бумаг, внутренний государственный долг учитывает и государственные гарантии, выраженные в валюте Российской Федерации. Рассмотрим динамику вышеуказанной категории и определим его долю в общем объёме внутреннего государственного долга.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 9 – Динамика доли государственных гарантий во внутреннем государственном долге РФ с 1993 г. по 2010 г.

 

На рис. 9 видно, что удельный вес государственных гарантий в общей сумме внутреннего долга занимает меньшую часть, чем государственные ценные бумаги. За рассматриваемый период он колебался в пределах от 0,004% (2002 г.)  до 12% (2010 г.).

Как видно на рис. 10, динамика государственных гарантий кардинально отличается от динамики государственных ценных бумаг, если вторые, практически, на всём протяжении рассматриваемого периода возрастали, то первые за анализируемый период претерпевали и снижения и повышения их абсолютных величин. Максимальное значение государственных гарантий приходится на 1 января 2010 г. и соответствует 251,36 млрд. руб.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 10 – Динамика государственных гарантий с 1993 г. по 2010 г.

 

Таким образом, величина внутреннего государственного долга возрастала на всём протяжении анализируемого периода, за исключением 2001 г. и 2002 г., когда снижение величины внутренних заимствований за каждый год сокращалось более чем на 20 млрд. руб., по сравнению с предыдущим периодом. С 1993 г. по 2010 г. сумма внутреннего дола государства значительно увеличилась: с 3,57 млрд. руб. до 2094,73 млрд. руб., что является минимальной и максимальной величинами за рассматриваемый период.

В большей своей части государственный внутренний долг выражен в государственных ценных бумагах, на 1 января 2010 их доля в общей сумме долга составила 87,5% и соответствует 1837,17 млрд. руб., что является максимальным абсолютным значением за анализируемый период. В свою очередь, преобладающую часть в государственных ценных бумагах занимают Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), которые впервые были выпущены в 2002 г. и погашение номинальной стоимости которых осуществляется частями в даты, установленными решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций. На 1 января 2010 г. удельный вес ОФЗ-АД соответствует 48% в общей структуре государственных ценных бумаг.

Кроме государственным ценных бумаг, внутренний государственный долг включает в себя и государственные гарантии. Их доля в общей сумме долга за рассматриваемый период колеблется в пределах от 0,004% до 12%. Динамика их абсолютных величин не однообразна. На протяжении рассматриваемого периода их величина подвергалась значительным снижениям и повышения.

 

2.3 Оценка эффективности государственных заимствований Российской Федерации

 

При анализе динамики государственного внешнего долга с 2000 г. 2010 г. наблюдается его сокращение. Однако размер государственного долга в абсолютном выражении не даёт полного представления о состоянии экономики и платёжеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объёма государственного долга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из таких показателей является соотношение долга к экспорту.

Коэффициент «внешний долг/экспорт» является индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объём. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя.

Мировой банк использует показатель «внешний долг/экспорт» в качестве одного из критериев для классификации стран-дебиторов по группам: критическим уровнем считается превышение суммой долга 220% экспорта, умеренным – менее 220, но выше 132%, небольшим – менее 132 процентов. С точки зрения платёжеспособности страны, опасным изменением данного показателя считается его рост на 25% и более в течение одного года.

Рассчитаем данный коэффициент при помощи табл. 5, полученные результаты отобразим на графике.

 

 

 

 

 

Рисунок 5 – Динамика внешнего государственного долга и экспорта РФ по состоянию на 1 января 1995-2010 г.г.

Как видно на рис. 11, на протяжении 1995-2003 г.г. российский экспорт был меньше, чем внешний государственный долг Российской Федерации. С 2004 г. и по сегодняшний день экспорт превышает величину внешних заимствований России. Однако на 1 января 2010 г., как видно на рис. 5, наблюдается сокращение экспорта при одновременном уменьшении внешнего долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 12 – Динамика соотношения внешнего долга к экспорту

Российской Федерации по состоянию на 1 января 1995-2010 г.г.

 

Как показывают расчёты и как изображено на рис. 12, самое высокое значение соотношения внешних заимствований Российской Федерации к её экспорту приходится на 1 января 1999 г. (199,3%), что обусловлено максимальным значением государственного дола за 1995-2010 г.г., а также  снижением экспорта по состоянию на 1 января 1999 г. По методике Мирового банка, данное значение близко к критическому, но не достигает его на 20,7%.  Кроме того, рост анализируемой величины по сравнению с предыдущим годом был более 25%, что характеризует значение рассматриваемого коэффициента  приходящееся на 1999 г. как опасное. Однако с 2000 г. наблюдается снижение анализируемого показателя, что характеризуется снижением величины внешних заимствований России и ростом экспорта. И с 2001 г. по 2010 г. соотношение внешнего долга к экспорту является благоприятным, т.к. его величина ниже 132%. Однако на 1 января 2010 г. величина рассматриваемого коэффициента увеличилась, что связано с резким снижением экспорта Российской Федерации, вызванным нестабильностью в экономической  системе, обусловленной мировым финансовым кризисом.

В связи с тем, что государственный внешний долг является составной частью общего внешнего долга Российской Федерации, для его оценки, следует определить долю, которую он занимает в общей сумме обязательств России и проанализировать её динамику. С этой целью, построим таблицу, в которой отразим абсолютные величины государственных и частных внешних заимствований с 1995 г. по 2010 г.  и рассчитаем их долю в общей сумме обязательств. Полученные результаты отразим на графиках.


 

 

 

 

Рисунок 13 – Динамика государственного и частного внешнего долга РФ

 с 1995 г. по 2010 г.

До 1998 г., как изображено на рис. 13, величина частных заимствований непрерывно возрастала, с 1999 г. по 2002 г. происходит её сокращение с 39,1 млрд. долл. США до 17 млрд. долл. США. С 2003 г. по 2009 г. величина частного долга увеличилась с 30,2 млрд. долл. США до 438,8 млрд. долл. США, что является максимальным значением за рассматриваемый период. На 1 января 2010 г. значение частных обязательств снизилось до 434 млрд. долл. США. На рис. 13 видно, что величина частного внешнего долга до 2005 г. была ниже государственного. С 2006 г. наблюдается резкий рост негосударственных заимствований и преобладание их в общей сумме долга РФ.

Для характеристики структуры внешних заимствований РФ обратимся к рис. 14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 14 – Динамика структуры внешнего долга Российской Федерации с 1995 г. по 2010 г.

 

Как видно на рис. 14, доля частного долга непрерывно увеличивается с 2003 г.,  в 2006 г. удельный вес негосударственных заимствований был выше государственных и составлял 70,26%. На 1 января 2010 г. зафиксировано максимальное значение удельного веса частных обязательств РФ равное 92%. За этот же период доля государственного долга принимает минимальное значение за анализируемый период равное 7,9%. Таким образом, с 2006 г. в общей сумме внешнего долга Российской Федерации преобладающую часть занимают частные обязательства, а доля государственных – имеет тенденцию к понижению.

Проведём оценку государственных внутренних заимствований. Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объёма ресурсов, которыми располагает страна должник, т.е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Сравним динамику абсолютных величин внутреннего государственного долга и ВВП. Для этого построим таблицу, на основании данных официального сайта Федеральной службы государственной статистики, в которой отразим значения внутреннего долга и ВВП, а также рассчитаем их соотношение.


 

 

 

 

 

 

Рисунок 15 – Динамика ВВП и государственного внутреннего долга

с 1996 г. по 2010 г.

Как изображено на рис. 15, динамика ВВП с 1996 г. по 2009 г. является положительной. На 1 января 2010 г. его величина снизилась и составила 39063,6 млрд. руб., в отличие от внутреннего долга России, который за этот же период увеличился до 2094,73 млрд. руб.

На основании результата расчёта соотношения государственного внутреннего долга и ВВП построим график (рис. 16).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 16 – Динамика соотношения внутреннего государственного

 долга и ВВП с 1996 г. по 2010 г.

 

Как видно на рис. 16, наиболее высокие величины соотношения государственных внутренних займов Российской Федерации и ВВП страны приходились на 1 января 1998 г. (21,0%) и на 1999 г. (20,2%).

С 2000 г. по 2009 г. наблюдается снижение анализируемого показателя с 12% до 3,6%. На 1 января 2010 г. значение рассматриваемого коэффициента выросло по сравнению с предыдущим периодом до 5,4%, что связано со снижением ВВП и увеличением внутренних заимствований государства.

Таким образом, проведённая оценка государственного долга Российской Федерации, даёт право утверждать, что его состояние находится на оптимальном уровне. Сокращение с 2000 г. государственных внешних заимствований и увеличение экспорта Российской Федерации благоприятно характеризует величину внешних обязательств государства. Кроме того, в общей структуре внешнего долга Российской Федерации, доля государственных внешних обязательств имеет отрицательную динамику. С 2003 г. по 2010 г. их величина снизилась с 80,17% до 7,9%. Преобладающую часть в общей сумме внешнего долга России с 2006 г. занимает частный долг.

Внутренний долг Российской Федерации увеличивается на протяжении рассматриваемого периода. С 1993 г. по 2010 г. его значение выросло с 3,57 млрд. руб. до 2094,73 млрд. руб. Однако соотношение внутренних заимствований РФ и ВВП уменьшается в связи с тем что темпы роста ВВП значительно выше темпов роста внутренних обязательств Российской Федерации, что позитивно характеризует состояние внутренних государственных займов.

Проведённый анализ государственного долга Российской Федерации, установил, что его величина в настоящее время оптимальна в нынешних условиях экономики.

Пик государственных внешних заимствований приходится на 1999 г. и соответствует 149,3 млрд. долларам США. После чего наблюдается его сокращение и на 1 января 2010 г. зафиксировано его минимальное значение за рассматриваемый период, соответствующее 37,6 млрд. долларов США. Динамика показателя «внешний долг/экспорт» снижается в связи с сокращением внешних обязательств страны и роста её экспорта, что позитивно характеризует состояние экономики и платёжеспособность Российской Федерации. Динамика удельного веса государственного внешнего долга в общей сумме долга Российской Федерации также снижается.

Информация о работе Анализ государственного долга РФ