Анализ государственного долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 00:03, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ внешнего и внутреннего долга Российской Федерации, на основании изучения теоретической базы по данному вопросу.
Вышеуказанная цель достигается решением следующих задач:
изучить содержание и основные формы государственного долга;
рассмотреть сущность государственного кредита, как одной из основных форм государственных заимствований, в социально-экономическом аспекте;

Файлы: 1 файл

02 Диплом.doc

— 483.50 Кб (Скачать файл)

Долговые обязательства могут принимать форму: кредитных соглашений и договоров, заключённых от имени Российской Федерации; государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации; договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации; соглашений и договоров о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Основной формой государственных заимствований является государственный кредит, который представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетными и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей. Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заёмщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами – физические и юридические лица. Функционирование государственного кредита ведёт к образованию государственного долга.

Самой главной выгодой для государства, обосновывающей полезность государственного долга, является возможность привлекать в бюджет заёмные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга – в процентах от ВВП (за определённый период времени, как правило, за экономический цикл).

Классической подход к определению роли государственного долга в экономике заключается в использовании государственных займов в качестве субститута налоговых поступлений. В экономике современных государств данный подход связан с отношением к государственному долгу как к инструменту стабилизационной макроэкономической политики. Данный подход заключается в том, что объём государственных займов увеличивается в фазе снижения деловой активности. В фазе увеличения деловой активности объём займов снижают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объём займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг. Альтернативный подход к определению роли государственного долга в экономике основан на прямо противоположной концепции – в фазе снижения деловой активности объём займов сокращают. В фазе увеличения деловой активности объём займов увеличивают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объём займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг.

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В РФ

 

2.1 Анализ государственного внешнего долга Российской Федерации

 

Счётная палата Российской Федерации осуществляет контроль за государственным внешним долгом с момента образования, то есть с 1995 года. Следует отметить, что за прошедший период неоднократно менялась классификация видов государственного долга. Наиболее существенные изменения в классификации произошли после введение в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации. В частности, с 1 января 2000 года в структуре внешнего долга не выделяется отдельно долг бывшего СССР, принятый Российской Федерацией.

В таблице 1 приводится структура государственного внешнего долга Российской Федерации с 1995 г. по 2010 г., которая была составлена на основании данных Счётной палаты и Министерства Финансов РФ (Приложение 1). На основе данной таблицы для анализа внешних заимствований рассчитаем абсолютные отклонения величины внешних заимствований и определим структуру в процентном соотношении каждой составляющей долга к общей величине государственных внешних обязательств РФ с 1995 г. по 2010 г. Для наглядности изменений в величине и в структуре внешнего долга РФ построим соответствующие графики.

Исторически внешний долг Российской Федерации сформировался из двух частей. Первую часть – долг бывшего СССР – Россия целиком приняла на себя, включая свою долю и долю остальных бывших союзных республик. Вторая часть – новый российский долг – долговые обязательства перед нерезидентами, возникшие за время существования новой России, величина которых зависит от потребностей заёмщиков и возможностей их доступа к мировым кредитным ресурсам. [42]

По состоянию на начало 1995 года внешний долг Российской Федерации, принятый от бывшего СССР, составлял 108,6 млрд. долларов США, или 90,6% от общего объёма государственного внешнего долга.

Как изображено на рис. 1, в период с 1995 по 1998 год Российская Федерация продолжала активно проводить внешние заимствования, направленные как на рефинансирование ранее взятых обязательств, так и на другие цели. В результате при практически неизменном объёме задолженности по основному долгу бывшего СССР, общий объём внешнего долга Российской Федерации в этот период увеличился до 149,3 млрд. долларов США (на 1 января 1999 г.), что является максимальным значением государственного внешнего долга за анализируемый период.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации с 1995-2010 г.г.

 

После валютно-финансового кризиса и дефолта 1998 г. России как неплатёжеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свились к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. [42]

Кризис 1998 года показал опасность высоких объёмов задолженности и валютных рисков, связанных с осуществлением внешних заимствований. Начиная с 1999 года, Правительство Российской Федерации начало проводить политику постепенного сокращения внешнего долга Российской Федерации, замещения внешних заимствований внутренними, оптимизации структуры внешнего долга. [41] Как изображено на рис. 1, величина внешних заимствований России с 2000 г. по 2010 г. непрерывно снижается, и уже к 2004 году, государственный внешний долг Российской Федерации по объёму практически соответствовал объёму внешней задолженности по основной сумме долга на 1 января 1995 года и составлял 119,7 млрд. долларов США.

Как видно из табл. 2 (Приложение 2),  самое резкое сокращение внешних заимствований произошло в 2006 г. и 2007 г. на 32,95% (37,6 млрд. долларов США) и 32,03% (24,5 млрд. долларов США) соответственно. По поручению бывшего в то время президента В.В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался.

На 1 января 2010 г. внешняя задолженность Российской Федерации составляет 37,6 млрд. долларов США, что на 7,39% или на 3 млрд. долларов США меньше, чем в предыдущем периоде. Данная величина является минимальной с 1995 г. по 2010 г. Кроме того, по данным Центрального банка РФ величина российского государственного внешнего долга является одной из самых низких в Европе и по относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3% от объёмов ВВП страны. Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г., государственный долг Великобритании составил 68,2% ВВП, Германии – 72,5%, Франции – 77,4%, Канады – 81,6%, СГА – 83,2%, Италии – 115,8%, Японии – 217,6%.

Вследствие дефицитного бюджета, вызванного падением цен на нефть, в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на 60 млрд. долларов США. [25, 14]

Как показывает анализ структуры государственных внешних заимствований, в своих заёмных операциях Россия использовала практически все каналы и способы привлечения средств из-за рубежа.

Как видно из табл. 3, наибольший объём в структуре внешних заимствований Российской Федерации до 2005 г., включительно, приходился на кредиты правительств иностранных государств, а с 2006 г. и по сегодняшний день наибольший удельный вес имеют государственные ценные бумаги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 г.

 

На 1 января 2009 г. внешний долг Российской Федерации по государственным ценным бумагам равняется 29,5 млрд. долларов США, что составляет 72,66 % от общей величины долга (рис. 2). Задолженность по государственным ценным бумагам включает в себя задолженность по Еврооблигационым займам и Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ). [41]

Выпуски еврооблигаций были произведены по двум основаниям: для привлечения дополнительных ресурсов и для реструктуризации ранее сделанных долгов. В результате на мировом финансовом рынке находятся еврооблигации РФ со сроком погашения до 2030 г. Выпуск российских еврооблигаций состоялся 27 ноября 1996 г. на общую сумму 1 млрд. долларов США. [42] На 1 января 2009 данная задолженность составила 27,7 млрд. долларов США, что составляет 68,23% от общей величины заимствований (табл. 3). Удельный вес ОВГВЗ за 2009 год составил 4,43% и равняется 1,8 млрд. долларов США.

Как изображено на рис. 2, на втором месте по величине задолженности Российской Федерации выступают кредиты правительств иностранных государств. Данная задолженность составляет 11,58% от общей величины внешних заимствований за 2009 год или 4,7 млрд. долларов США и включает в себя задолженность странам-участницам Парижского клуба (её удельный вес составляет 3,45 % от общей величины долга или 1,4 млрд. долларов США), задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб (4,68 % или 1,9 млрд. долларов США) и задолженность бывшим странам Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) (3,45 % или 1,4 млрд. долларов США) (Приложение 4).

Задолженность перед международными финансовыми организациями в общей структуре долга составляет 11,33%, что равняется 4,6 млрд. долларов США.

На четвёртом месте по удельному весу располагается задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм, составляющая 2,96% в общей структуре внешних заимствований России.

В 2009 г. гарантии Российской Федерации в иностранной валюте составляют 0,99% или 0,4 млрд. долларов США.

Рассмотрим динамику структуры государственного внешнего долга Российской Федерации за 2007-2009 г.г. Для этого сформируем табл. 4 (Приложение 4) и построим график.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Динамика структуры внешней задолженности Российской Федерации на 1 января 2007-2009 г.г.

 

На рис. 3 видно, что за три года задолженность снижется по всем составляющим внешнего долга, за исключением задолженности по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм. С 2007 г. по 2008 г. данная задолженность уменьшилась на 0,1 млрд. долларов США или на 12,5%. За 2008 г. данная задолженность увеличилась на 0,5 млрд. долларов США или на 71,43% и на 1 января составила 1,2 млрд. долларов. Таким образом, за анализируемый период задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм выросла на 0,4 млрд. долларов США или на 50%.

Государственный внешний долг перед международными финансовыми организациями за 2007-2009 г.г. была погашена на 0,9 млрд. долларов США и на 1 января 2009 г. составила 4,6 млрд. долларов США. По отношению к 2008 году уменьшение задолженности составило 0,4 млрд. долларов США или 8%.

Как видно на рис. 3, государственная задолженность по Государственным ценным бумагам за три года сократилась на 7,3 млрд. долларов США или на 19,8 %. С 2007 г. по 2008 г. снижение задолженности составило 3,7 млрд. долларов США или 10,1%, с 2008 г. по 2009 г. – 3,6 млрд. долларов США или 10,9 %.

С 2008 г. по 2009 г. предоставленные гарантии РФ сократились на 0,2 млрд. долларов США или на 33,3% и составила 0,4 млрд. долларов США. Величина данной задолженности в 2007 г. составила 0,6 млрд. долларов США, за 2008 г. её уровень не изменился.

На рис 4 показано, что за 2007-2009 г.г. внешний долг по кредитам правительств иностранных государств сократилась на 3,6 млрд. долларов США или на 43,4%. Самое резкое снижение задолженности из составляющих вышеуказанной категории за три года произошло по статье Задолженность странам-участницам Парижского клуба на 1,7 млрд. долларов США или на 54,8% и составила 1,4 млрд. долларов США на 1 января 2009 г. Как видно на рис. 3, данная задолженность по сравнению с 2008 г. сократилась на 0,4 млрд. долларов США или на 22,2%.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 – Динамика составляющих задолженность по кредитам иностранных государств на 1 января 2007-2009 г.г.

Внешняя задолженность Российской Федерации странам, не вошедшим в Парижский клуб, составила на 1 января 2009 г. 1,9 млрд. долларов США, сократившись за три года на 42,4% (или на 1,4 млрд. долларов США). Данная величина по отношению к 2008 г. уменьшилась на 0,3 млрд. долларов США, или на 13,6%. Как изображено на рис. 4, задолженность по вышеуказанной статье с 2007 г. по 2008 г. снизилась на 1,1 млрд. долларов США, или на 33,3% и составила на 1 января 2008 г. 2,2 млрд. долларов США (рис. 4)

Как изображено на рис. 4, задолженность бывшим странам СЭВ по сравнению с вышеуказанными задолженностями сократилась незначительно. С 2007 г. по 2008 г. данная задолженность снизилась на 0,4 млрд. долларов США, с 2008 по 2009 на 0,1 млрд. долларов США. Таким образом, за три года уменьшение произошло на 0,5 млрд. долларов или на 26,3 %. На 1 января 2009 года задолженность бывшим странам СЭВ составила 1,4 млрд. долларов США.

Таким образом, проведённый анализ внешней задолженности Российской Федерации, включая долги бывшего СССР, с 1995 г. по 2010 г. позволяет установить максимальное значение внешнего долга, которое соответствует 1999 г. и составляет 149,3 млрд. долларов США. С 2000 г. по 2010 г., учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, наблюдается стремительное сокращение внешних обязательств России с 148,4 млрд. долларов США до 37,6 млрд. долларов США. Величина, приходящаяся на 1 января 2010 г. является минимальной за рассматриваемый период и одной из самых низких в Европе, а по относительным показателям и соответствует 3% от объёмов ВВП страны.

Информация о работе Анализ государственного долга РФ