Анализ деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:41, дипломная работа

Описание работы

Денежным оборотом сопровождаются все отношения между юридическими лицами - участниками какой- либо производственной (либо непроизводственной) деятельности, а совокупность денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и включающих формирование (и использование) денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводимом процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками называют финансами. В современных экономических условиях деятельность каждого предприятия является уязвимой. Для того, чтобы обеспечивать выживаемость организации в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих конкурентов. Финансовое состояние - важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Оно представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.

Файлы: 1 файл

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

С целью дальнейшего анализа финансового состояния организации, статьи актива баланса группируют по признакам ликвидности, а пассива – по срочности обязательств. Такой баланс называют агрегированным. С помощью него удобно определять абсолютное приращение показателей и их темпы роста. Он также полезен при проведении вертикального анализа, выявляющего соотношение отдельных разделов [37.С.98].

 

1.2 Основные направления по улучшению финансового состояния предприятия

 

В результате мирового экономического кризиса в России многие отечественные предприятия оказались на грани банкротства. Банкротство (несостоятельность) – это неспособность должника платить по своим обязательствам ввиду отсутствия у него денежных средств. Работа любого хозяйствующего субъекта в рыночных условиях постоянно сопряжена с риском потерь, т.е. наступлением банкротства предприятия. В условиях неустойчивого состояния предприятие может реагировать одним из следующих способов.

Первый способ - защитная реакция; это резкое сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение и продажа оборудования, увольнение персонала, сокращение части рыночного сегмента, снижение цен и сбыта продукции.

Вторым способом является наступательная тактика. Сюда относят модернизацию оборудования, внедрение новых технологий, эффективный маркетинг, поиск новых рынков сбыта, разработку и внедрение прогрессивной стратегической концепции планирования и управления [16.C.43].

Если причина неудач фирмы, к примеру, «плохое» руководство, то его меняют на более грамотное и компетентное, которое, в свою очередь, предлагает новую концепцию развития фирмы. Также причиной потерь фирмы могут быть высокие издержки производства. В таком случае сокращаются все непроизводственные и малопродуктивные затраты – устраняются излишние и устаревшие производственные мощности, улучшаются технологические процессы, сокращаются управленческие расходы, продаются и ликвидируются убыточные производства либо производство переключается на высокорентабельную продукцию и т.п.

Управление денежными потоками

Денежные потоки – это деньги, поступающие в компанию от продаж и из других источников, а также деньги, затрачиваемые компанией на закупки, оплату труда и т.д.; иными словами, это любое движение денежных средств между участниками денежного обращения.

Существование фирмы на рынке нереально без управления денежными потоками. Поэтому важно в совершенстве овладеть приёмами управления денежным оборотом и финансовыми ресурсами фирмы.

Для эффективного управления финансовыми потоками необходимо определить оптимальный размер оборотного капитала, так как денежные средства входят в его состав. С одной стороны, недостаток наличных средств может привести фирму к банкротству, и чем быстрее темпы её развития, тем больше риск остаться без денег. С другой стороны, чрезмерное накопление денежных средств не является показателем благополучия, так как предприятие теряет прибыль, которую могло бы получить в результате инвестирования этих денег. Это приводит к «омертвлению» капитала и снижает эффективность его использования.

Одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является управление соотношением балансового значения денежной наличности в величине оборотного капитала. Определяют коэффициент (процент) наличных средств от оборотного капитала делением сумм наличных денежных средств на сумму оборотных средств.

Рассматривая соотношение наличности денег в оборотном капитале, нужно знать, что изменение пропорции не обязательно характеризует изменение наличности, так как могут изменяться товарно – материальные запасы, которые являются частью оборотного капитала.

Возможен другой подход к определению количества наличности, необходимой для предприятия. Это оценка баланса наличности в сравнении с объёмом реализации. Высокое значение показателя говорит об эффективном использовании наличности и позволяет увеличивать объём продаж без изменения оборотного капитала, сокращая издержки обращения, увеличивая прибыль.

Существует несколько вариантов ускорения получения наличности: ускорение процесса выставления счетов покупателям и заказчикам, личная деятельность менеджера по получению платежей, концентрация банковских операций (средства накапливают в местных банках и переводят на специальный счёт, где они аккумулируются), получение наличности со счетов, на которых они лежат без использования. Также, если предприятие испытывает недостаток наличности, можно отсрочить платежи поставщикам, используя чеки или векселя [24.C.56].

С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев инвестирования в товароматериальные ценности, поэтому к ним применимы общие требования:

- целесообразно иметь определённую величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности;

- необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчётов;

- необходимы определённые денежные средства для покрытия непредвиденных расходов [26.C.79].

Сущность и виды лизинговых операций

Для своего развития предприятие должно вкладывать средства в развитие технической базы. Эффективность этих вложений определяется альтернативными вариантами инвестирования. В настоящее время выделяют следующие источники инвестирования в оборудование:

1) реинвестирование в оборудование положительных финансовых потоков от собственной деятельности (часть чистой прибыли плюс амортизационные отчисления);

2) привлечение ресурсов долговым или долевым способом для приобретения необходимых производственных фондов, в том числе иностранных инвестиций, государственных вложений и государственного кредитования;

3) использование аренды для осуществления производства на новом и более совершенном оборудовании;

4) применение специфических инвестиционных процедур, например, лизинговых операций, инвестиционного налогового кредита, промышленной ипотеки и др. Лизинг представляет собой вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определённую плату, на определённый срок и на определённых условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Лизингодателем может выступать как юридическое (лизинговая компания), так и физическое лицо, роль которого в лизинговой сделке сводится к приобретению в собственность имущества и предоставлению его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определённую плату, на определённый срок и на определённых условиях во временное владение и использование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Лизингополучателем может быть физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определённую плату, на определённый срок и на определённых условиях во временное владение и пользование. В отличие от арендатора, состоящего в отношениях традиционного договора аренды, лизингополучатель имеет возможность выбора поставщика и вида необходимого ему оборудования [8.С.25].

Сам лизинговый процесс (от идеи до практической реализации проекта: эксплуатации оборудования, производства продукции, окончания сделки) можно представить в виде цикла, состоящего из трёх основных стадий: подготовительной (прединвестиционной), организационной (инвестиционной) и эксплуатационной.

На первой стадии стороны (лизингодатель и лизингополучатель) осуществляют подготовительную работу: обсуждают условия и особенности сделки, оформляют заявки, готовят заключения о платёжеспособности клиентов, определяют экономическую эффективность проекта и др. На второй стадии лизинговой сделки происходит юридическое оформление – заключаются договора, и объект лизинга передаётся пользователю.

Третья стадия – это период эксплуатации объекта лизинга, выплаты лизинговых платежей и закрытия сделки (выкуп или возврат имущества лизингополучателем) [28.C.99].

Управление дебиторской задолженностью

Все фирмы стараются производить продажу товара с немедленной оплатой, но под влиянием конкуренции часто приходится соглашаться на отсрочку платежей. Возникает следующая ситуация: продукция отправлена покупателю - - > запасы сократились - - > дебиторская задолженность увеличилась. Дебиторская задолженность сократится позже, когда будет произведена оплата товара и фирма получит денежные.

Говоря о поддержании дебиторской, стоит отметить такое эффективное средство, как предоставление кредита. Наиболее эффективной считается такая кредитная политика, которая максимизирует чистые денежные поступления за некоторый период, компенсируя риск, принимаемый на себя фирмой. Оптимальная кредитная политика, а, следовательно, оптимальный уровень дебиторской задолженности прямо зависит от специфики деятельности каждой конкретной фирмы. Например, организации, у которых имеется недогрузка производственных мощностей и низкий уровень переменных затрат, могут придерживаться более либеральной политики и согласится на больший уровень задолженности, чем фирмы, работающие на полную мощность и имеющие небольшую удельную прибыль. Вместе с тем, оптимальная кредитная политика может различаться у компаний одной отрасли, а также у отдельной компании в различные период времени [23.С.95].

Инвесторам, то есть акционерам и банковским менеджерам, принимающим решение о предоставлении кредита организации, следует обращать внимание на политику управления дебиторской задолженностью, поскольку предоставляемая финансовая отчётность нередко может ввести их в заблуждение, что в последствии приведёт к потере вложенных средств.

При реализации товара в кредит возникает следующая ситуация: запасы уменьшаются на величину затрат на реализованную продукцию - - > дебиторская задолженность увеличивается на сумму подлежащей получению выручки от реализации - - > разница между выручкой и затратами отражается на счёте «нераспределённая прибыль».

Если оплата товара производится немедленно, прибыль получается реальная, если же товар продан в кредит, то прибыль лишь числится на балансе, фактически же её не существует до того момента, пока оплата не будет произведена, поэтому большое значение для организаций в настоящее время имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров. Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев, таких как:

1) соблюдение платёжной дисциплины в прошлом;

2) прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого объёма товаров;

3) уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия продавца (затоваренность, потребность в денежной наличности) и т.п.

Наиболее распространёнными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности является, например, направление писем (если задержка оплаты составила 10 дней), затем могут следовать телефонные звонки с просьбой оплатить долг (если счёт не оплачен в течение 30 дней), наконец, спустя 90 дней, фирма может обратиться в специализированное агентство по работе с дебиторами, а затем в суд [19.C.76].

 

2.  Анализ финансового состояния предприятия ООО «Аскона»

 

2.1 Общая характеристика ООО «Аскона» и анализ его финансового состояния

 

Компания "Аскона" с 1990 года присутствует на рынке матрасов и товаров для сна. В числе заказчиков этой компании такие производители спален, как "Шатура", "Миассмебель", "Сходня", "Мебель Черноземья", "Лотус", "Орел- Мебель", "Севзапмебель", "Заречье", "Красный Октябрь", "Ангстрем", "Кристина", "Иваново- Мебель", "Ярославский мебельный комбинат", "Сторосс", "Кавказ", "Мценскмебель", и др. Компанией накоплен огромный опыт разработки матрасов по специальным требованиям, необходимых геометрических размеров, функциональных свойств, строго заданного качества. С 1 января 2003г. и по сегодняшний день "Аскона" является крупнейшим производителем и поставщиком товаров для сна для львиной доли мебельных магазинов России, а также магазинов Казахстана, Белоруссии, Украины, стран Европейского союза и США.

Основными видами деятельности ООО «Аскона» являются:

- изготовление матрасов и товаров для сна (подушки, наматрасники и др.);

- моделирование и конструирование матрасов;

- переработка сырья от основной деятельности;

- торгово- закупочная деятельность;

- транспортные услуги;

- ремонт и техническое обслуживание швейного оборудования.

Число работников предприятия в настоящее время составляет 1592 человека со средней заработной платой 16624 рублей в месяц. Производство работает в двусменном режиме.

ООО «Аскона» оснащено оборудованием полуавтоматического действия. Около 80% составляют машины импортного производства. Производственное здание компании занимает площадь более 28000м2 и оснащено первой в России конвейерной линией по производству матрасов мощностью 850 000 единиц в год. Производство состоит из нескольких технологических линий:

- производство матрасов в скрученном и сжатом виде;

- автоматическая упаковка;

- производство широкого ассортимента сопутствующих товаров (подушки, одеяла, постельное белье и др.);

- производство интерьерных кроватей, в том числе и для гостиниц (в соответствии с более жесткими требованиями противопожарных нормативов).

Всё имущество, находящееся в распоряжении предприятия, делится на внеоборотные и оборотные активы. Для изучения размещения средств в имуществе предприятия, динамики стоимости имущества и его структуры на основе данных актива баланса составляется таблица, приведённая в Приложении №7, позволяющая провести горизонтальный и вертикальный анализ (Таблица 1).

Итак, мы видим, что имущество предприятия в период с 2008 по 2010 гг. увеличилось на 49718 тыс.руб. под влиянием суммарного увеличения стоимости внеоборотных активов на 23728 тыс.руб. и увеличения оборотных активов на 25990 тыс.руб.

Увеличение стоимости внеоборотных активов в отчётном периоде вызвано увеличением стоимости основных средств на 18762 тыс.руб., незавершённого строительства на 5060 тыс.руб., снижением величины отложенных налоговых активов на 4 тыс.руб. Значительное увеличение величины незавершённого строительства свидетельствует об иммобилизации средств, а это отрицательная тенденция в деятельности предприятия. Увеличение стоимости оборотных активов предприятия (+25990 тыс.руб.) произошло за счёт увеличения краткосрочной дебиторской задолженности на 6616 тыс.руб., появлением краткосрочных финансовых вложений в сумме 20586 тыс.руб., налога на добавленную стоимость на 2620 тыс.руб., запасов на 272 тыс.руб., что в сумме перекрыло уменьшение денежных средств на 4104 тыс.руб.

Увеличение величины запасов в исследуемом периоде времени вызвано увеличением затрат в незавершённом производстве на 1246 тыс.руб., увеличением запасов готовой продукции и товаров для перепродажи на 984 тыс.руб. Затраты на сырьё, материалы и другие аналогичные ценности сократились (- 1902 тыс.руб.), расходы будущих периодов также снизились (- 56 тыс.руб.).

Информация о работе Анализ деятельности предприятия