Анализ деятельности предприятия и разработка предложений по улучшению его работы, на примере «Ижнефтемаш»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Целью второй части курсового проекта является разработка автоматизированной системы обработки информации.
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:
- рассмотреть организационно-экономическую деятельность предприятия;
- проанализировать основные показатели деятельности предприятия;
- проанализировать финансовое состояние ОАО «Ижнефтемаш», на основе расчета основных показателей;
- разработать предложения по улучшению его работы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...........
4
1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………..
6
1.1 Экономическая среда и конкуренты…………………………………..
6
1.2 Правовой статус, состав структура предприятия……………………
14
1.3 Выпускаемая продукция и оказываемые услуги……………………..
16
1.4 Ресурсы предприятия…………………………………………………..
17
1.4.1 Основные фонды…………………………………………………...
17
1.4.2 Оборотные средства……………………………..…………..……..
20
1.4.3 Персонал…………..…………..…………..…………..…………….
24
1.5 Организация и оплата труда…………..…………..…………..……….
27
1.6 Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии………………...
30
2 Экономический анализ деятельности предприятия…………..…………
33
2.1 Анализ динамики основных экономических показателей…………...
33
2.2 Анализ финансового состояния предприятия…………..…………….
35
2.2.1 Анализ динамики баланса предприятия…………………………..
35
2.2.2 Оценка ликвидности…………..…………..…………..…………...
38
2.2.3 Оценка финансовой устойчивости…………..…………..………..
41
2.2.4 Анализ показателей рыночной устойчивости…………..………..
45
2.2.5 Анализ деловой активности…………..…………..……………….
47
2.3 Анализ прибыльности и рентабельности ОАО «Ижнефтемаш»……
51
2.4 Обоснование предложений по улучшению работы предприятия…...
53
3 Автоматизированные системы обработки информации (АСОИ)………
56
3.1 Обоснование целей создания АСОИ………………………………….
56
3.2 Состав задач решаемых АСОИ………………………………………..
58
3.3 Анализ существующего положения в области функционирования автоматизированной системы на предприятии…………………………..

62
3.4 Состав задач решаемых АСОИ………………………………………..
65
3.5 Постановка задачи «Расчет прибыли»………………………………..
71
3.5.1 Организационно-экономическая сущность задачи……………….
71
3.5.2 Информационная база задачи……………………………………...
72
3.5.3 Алгоритм решения задачи………………………………………….
74
3.5.4 Экономическая эффективность от внедрения задачи…………….
76
Заключение…………………………………………………………………..
79
Список литературы………………………………………………………….
81

Файлы: 1 файл

Анализ деятельности предприятия и разработка предложений по улучшению его работы, на примере Ижнефтемаш - Курсовая работа.doc

— 757.50 Кб (Скачать файл)

Информация, и, особенно ее автоматизированная обработка, является важным фактором повышения эффективности производства.

Оснащение электронной техникой позволяет экономить управленческие и накладные расходы, значительно повышает эффективность проектно-конструкторских работ, обеспечивает эффективное внутрифирменное планирование, хотя на первом этапе внедрения мероприятий по автоматизации обработки требуют значительных материальных затрат и времени. Но при эффективном использовании АСОИ данные затраты в скором времени покрываются.

Автоматизация предметной области преследует следующие цели:

  • сокращение трудозатрат на выполнение типовых информационных процессов предметной области: сбора, регистрации, передачи данных по различных каналам связи, хранения, поиска и выдачи информации, обработки с использованием средств вычислительной техники;
  • сокращение численности управленческого персонала;
  • внедрение новых информационных технологий, существенно изменяющих условия и характер деятельности управленческого персонала и позволяющих принимать обоснованные и эффективные решения;
  • создание и дальнейшее совершенствование автоматизированных информационных систем, обеспечивающих повышение эффективности систем управления предметной области;
  • повышения качества информации для принятия управленческих решений.

Таким образом, целью создания АСОИ на предприятии является повышение эффективности управления предприятием и его деятельности в целом, прежде всего, за счет повышения оперативности обработки информации и снижения себестоимости продукции.

Основными показателями экономической эффективности функционирования АСОИ является повышение эффективности производства в виде увеличения прибыли, рентабельности, снижения численности персонала и издержек на производство продукции.

 

 

3.2 Состав задач решаемых АСОИ

 

Создание и применение современных средств и методов автоматизации производства помогает решению задач, связанных с автоматизацией управленческого труда. Эффективными средствами управления являются автоматизированные системы управления и обработки информации, построенные на базе математических методов и вычислительной техники. Структуру автоматизированной системы можно представит в виде:

  • обеспечивающей подсистемы (которая состоит из обеспечения информационного, программного, математического, технического, организационного, правового);
  • функциональной подсистемы (управление кадрами, финансами, текущим управлением, бухучетом, налогообложение юридических лиц).

АСОИ - это человеко-машинная система, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации предприятий и организаций, необходимой для оптимизации менеджмента в различных сферах хозяйственной деятельности. Целью создания АСОИ является повышение эффективности производственной деятельности путем достижения качественного решения проблем финансового анализа, управления финансами, иных задач в сфере обработки и управления информацией, а также разнообразных технологических, планово-экономических и других производственных задач на основе получения достоверной информации и проведения многовариантных расчетов использования имеющихся средств.

В процессе действия АСОИ выполняются такие функции как сбор, обработка и дифференцированное распределение финансово-хозяйственной информации, позволяющее руководителю видеть не все процессы в производстве, а только те, которые относятся к его компетенции, его уровню управления; анализ полученной информации с использованием экономико-математических методов; прогнозирование, составление перспективных планов развития объекта управления.

Будучи важнейшей функцией, управление ориентировано на достижение стоящих перед каждой системой целей, на создание условий их выполнения. Управляющие воздействия формируются на основе накопленной и функционирующей в системе управления информации, а также поступающих по каналам прямой и обратной связи сведений из внешней среды. Важнейшая функция любой системы управления - получение информации, выполнение процедур по ее обработке с помощью заданных алгоритмов и программ, формирование на основе полученных сведений управленческих решений, определяющих дальнейшее поведение системы. Для выработки в сложных экономических системах эффективных управляющих воздействий требуется наряду с созданием соответствующих алгоритмов управления переработать значительные объемы разнообразной информации. Именно этим вызвана необходимость разработки АСОИ управления в экономике. Автоматизация в общем виде представляет собой комплекс действий и мероприятий технического, организационного и экономического характера, который позволяет снизить степень участия или полностью исключить непосредственное участие человека в осуществлении той или иной функции производственного процесса, процесса управления. Таким образом, АСОИ можно рассматривать как человеко-машинную систему с автоматизированной технологией получения результатной информации, необходимой для информационного обслуживания специалистов и оптимизации процесса управления в различных сферах человеческой деятельности. С помощью АСОИ обеспечивается многовариантность расчетов, принимаются рациональные управленческие решения, организуется комплексный учет и экономический анализ, достигаются достоверность и оперативность получаемой и используемой в управлении информации. Функции АИТ определяют ее структуру, которая включает следующие процедуры: сбор и регистрацию данных; подготовку информационных массивов; обработку, накопление и хранение данных; формирование результатной информации; передачу данных от источников возникновения к месту обработки, а результатов - к потребителям информации для принятия управленческих решений.

Элементы АСОИ:

1. Аппаратные средства. К ним  относятся: оборудование и устройства, из которых состоит компьютер, в частности центральный процессор, жесткий диск, устройство чтения CD-ROM, принтеры, сетевые карты и т.п.

2. Программные средства.

а) Системные программы. К этим программам, выполняющим общие функции, обычно относят операционные системы, системы управления базами данных (СУБД), и сервисные программы. Системные программы обычно разрабатывают поставщики аппаратных средств или фирмы, специализирующиеся в области программного обеспечения, и модифицируют с учетом индивидуальных требований.

б) Прикладные (пользовательские) программы - это наборы машинных команд для обработки данных, которые организация--пользователь разрабатывает самостоятельно или приобретает у внешнего поставщика.

3. Документация - описание системы  и структуры управления применительно  к вводу, обработке и выводу  данных, обработке сообщений, логическим  и другим командам.

4. Персонал - работники, которые управляют  системой, проектируют ее и снабжают программами, эксплуатируют и контролируют систему обработки данных.

5. Данные - сведения о хозяйственных  операциях и другая необходимая  информация, которую вводят, хранят  и обрабатывают в системе.

6. Процедуры контроля - процедуры, обеспечивающие соответствующую запись операций, предупреждающие или регистрирующие ошибки.

Внедрение автоматизированных систем обработки информации на предприятиях позволит выполнить следующие задачи:

1) Автоматизация бухгалтерского  учета позволит относительно быстро формировать бухгалтерские отчеты, производить меньшие трудовые затраты, в кратчайший срок формировать информацию по запросу плановых и финансовых служб предприятия.

2) Автоматизировать учет материально-производственных  запасов, их движение и остатки.

З) Отслеживать движение готовой продукции, ее производство, реализацию, оплату, остатки на складах.

4) Формировать информацию о текущем  финансовом состоянии предприятия, его платежеспособности и финансовой  устойчивости.

5) Формировать перспективные планы и программы развития предприятия (бизнес-планы).

6) Отслеживать движение кадрового  состава предприятия.

7) Вести учет закупок и отгрузки  в разрезе заказчиков (остаток  задолженности на начало периода, отгружено/приобретено, оплачено, задолженность  на конец периода, не оплачено по текущей деятельности).

 

 

3.3  Анализ существующего положения  в области функционирования           автоматизированной системы на  предприятии

 

На ОАО «Ижнефтемаш» существует  отдел автоматизированной системы организации управления (ОАСОУ, № 401).  На предприятии используются системы «Олимп v 5.0», «САПР»,  «Компас»,  «ЛОЦМАН».

«Олимп» прошел путь от автоматизации отдельных рабочих мест бухгалтера, конструктора, технолога, экономиста-плановика до создания корпоративной системы управления предприятием.  Эта система класса ERP. Задача системы заключается в том, чтобы упорядочить информационные потоки, предоставить менеджерам всех уровней оперативный доступ к данным для принятия мотивированных управленческих решений. Управление предприятием опирается на грамотно организованные потоки данных между службами (финансовой, бухгалтерской, производственной, снабженческой, сбытовой и пр.). Это позволяет в любой момент получать информацию о наличии и потребности материальных, финансовых и людских ресурсов, объеме незавершенного производства, текущем состоянии производства и прочих показателях хозяйственной деятельности предприятия в реальном масштабе времени. Система способствует организации производственного процесса в соответствии с требованиями системы менеджмента качества ISO 9001. Возможность персонального отслеживания выполнения каждой технологической операции в процессе изготовления изделий повышает ответственность исполнителей на всех этапах производства и сбыта продукции.

«Олимп»  на предприятии установлен в 2002 году. Недостатки  данной системы специалисты ОАСОУ  видят в том, что: 1) система имеет устаревшую архитектуру; 2) нет обновлений (обновление осуществляется специалистами). Преимущества «Олимпа»: 1) методология эффективного управления; 2) дополнительное преимущество перед конкурентами за счет снижения издержек, ускорения исполнения заказов и повышения управляемости бизнеса в целом; 3) возможность быстро принимать управленческие решения.

В этом же году предприятие в своей деятельности стало использовать «Компас».Основные задачи, которые решает система - формирование трехмерной модели детали, отдельных деталей и сборочных единиц, содержащих как типичные, так и нестандартные конструктивные элементы с целью передачи геометрии в различные расчетные пакеты или пакеты разработки управляющих программ, а также создание конструкторской документации на разработанные детали. Программа имеет собственное математическое ядро и параметрические технологии, при помощи которых, можно произвести некоторые расчеты (масса, объем, площадь поверхности, характеристики детали).

В «Компас» в любой момент возможно изменение параметров любого элемента (эскиза, операции, сопряжения) модели. После задания новых значений параметров модель перестраивается в соответствии с ними. При этом сохраняются все существующие в ней связи. Например, пользователь изменяет глубину операции выдавливания и ее эскиз; в результате другой эскиз, построенный на торце образованного этой операцией тела, все равно остается на этом торце, а не «повисает» в пространстве на своем прежнем месте. Следует особо подчеркнуть, что после редактирования элемента, занимающего любое место в иерархии построений, не требуется заново задавать последовательность построения подчиненных элементов и их параметры.

«САПР» - системы, которые, во-первых, обеспечивают весь цикл создания изделия от концептуальной идеи до реализации, а во-вторых (и это самое главное), создают проектно-технологическую среду для одновременной работы всех участников создания изделия с единой виртуальной электронной моделью этого изделия.

Эти системы применяются для решения наиболее трудоемких задач - моделирования поведения сложных механических систем в реальном масштабе времени, оптимизирующих расчетов с визуализацией результатов, расчетов температурных полей и теплообмена и т.д. Обычно в состав системы входят как чисто графические, так и модули для проведения расчетов и моделирования, постпроцессоры для станков с ЧПУ. К сожалению, эти самые мощные САПР наиболее громоздки и сложны в работе, а также имеют значительную стоимость.

Система «ЛОЦМАН» аккумулирует всю информацию, необходимую для конструкторско-технологической подготовки производства продукции машиностроительного предприятия. На этапе подготовки производства система обеспечивает накопление данных о результатах конструкторско-технологического проектирования и обмен информацией между инженерными службами. Утвержденные данные и документация передаются в соответствующие службы предприятия для материально-технического обеспечения, производства и эксплуатации выпускаемых изделий. При помощи «ЛОЦМАН» может быть организовано управление изменениями производственной документации.

Специалисты ОАСОУ рассматривают такие варианты дальнейшего развития автоматизированной системы управления на предприятии, как: 1) переход на новую версию «Олимпа»; 2) переход на корпоративные порталы.

Таким образом, автоматизированная система управления позволяет эффективно управлять предприятием и каждым направлением деятельности. Система управления подготовкой производства и сетевого планирования в составе АСУ завода обеспечивает в короткие сроки освоение новых видов нефтепромыслового оборудования, своевременное и качественное выполнение заказов потребителей.

Информация о работе Анализ деятельности предприятия и разработка предложений по улучшению его работы, на примере «Ижнефтемаш»