Вызовы международной безопасности в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы – рассмотреть вызовы международной безопасности в условиях глобализации.
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие, методы и средства обеспечения международной безопасности;
- изучить противоречивое воздействие глобализации на отношения между государствами;
- выявить взаимосвязь между глобализацией и национальной безопасностью стран мирового сообщества;
- рассмотреть опасность международного терроризма и методы борьбы с ним;
- рассмотреть методы борьбы мирового сообщества с его распространением оружия массового поражения;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…...3
Глава 1. Глобализация как источник и вызов международной
Безопасности……………………………………………………………….…8
1.1 Международная безопасность: понятие, методы и средства
обеспечения……………………………………………………………….…..8
1.2 Противоречивое воздействие глобализации на отношения
между государствами………………………………………………………..17
1.3 Взаимосвязь между глобализацией и национальной
безопасностью стран мирового сообщества……………………………….23
Глава 2. Наиболее острые проблемы международной
безопасности на современном этапе глобализации и пути их решения….33
2.1 Международный терроризм и борьба с ним……………………………33
2.2 Оружие массового уничтожения и борьба мирового сообщества
с его распространением………………………………………………………42
2.3 Объединений усилий мирового сообщества против
экологических проблем и природные катастроф …………………………..51
Заключение……………………………………………………………………60
Список источников литературы………………………………….…………..65

Файлы: 1 файл

диплом готовый.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

Эти риски связаны  с тем, что из-за различий в финансово-экономической мощи взаимозависимость между странами приобретает все более асимметричный характер. Небольшая группа ведущих индустриальных государств играет роль субъектов глобализации, а огромное большинство остальных стран превращается в ее объекты. В результате этого процесса усугубляется расслоение мировой экономики на «зоны роста» и «зоны застоя». Нарастающая неравномерность развития различных стран и регионов приводит к усугублению неустойчивости мирового экономического роста, накоплению кризисного потенциала в международной финансовой и торгово-экономической системе. Закономерным результатом такой «модели» глобализации является усугубление ее негативных социальных и политических последствий для большей части человечества. «Рост ксенофобии на одном, относительно благополучном, «полюсе» человеческого общества сопровождается радикализацией требований более справедливого мироустройства на другом, бедствующем. Возрождается — уже на новой основе — тенденция к глубокой идеологизации международных отношений, казалось бы, отошедшая в прошлое вместе с «холодной войной» [9, с.108].

Глобализация для многих стран означает риск утраты национальной идентичности и культуры малочисленных  народов, проявление международной  преступности, коррупции, терроризма, нарушение авторских прав на интеллектуальную и промышленную собственность, преступления в информационных сетях. По мере развития технологического и общественного прогресса отрицательные явления глобализации распространяются все быстрее, а борьба с ними требует все больших и более сложных усилий. Укрепляя взаимозависимость государств в сфере экономики, глобализация ведет к изменениям приоритетов их курса на мировой арене, заставляет по-новому взглянуть на арсенал внешнеполитических средств, способствует быстрым изменениям повестки дня мировой политики.

В современных условиях национальные организмы стали гораздо более проницаемы для невоенных методов воздействия. Стремительное развитие индустриальной, технологической, финансовой и информационной базы современного общества сделало возможным применение ряда невоенных средств в качестве самостоятельных факторов силового воздействия, зачастую играющих большую роль, чем традиционные вооруженные силы.

Поэтому факторы, облегчающие или затрудняющие доступ государств к благам глобализации, все активнее включаются в арсенал стратегий обеспечения национальной безопасности. Манипулирование ходом глобализации все чаще используют в качестве орудия политического давления. Инструментом такого воздействия являются, например, «инвестиционно-кредитная дипломатия», использующая острую потребность большинства стран мира в зарубежных инвестициях; информационная дипломатия, нацеленная на лидерство в глобальном информационном пространстве, и «политическая инженерия» — комбинированное использование экономических, информационных и военно-политических рычагов для «конструирования» нужных «партнеров» — правительств, готовых принять навязываемые им извне условия решения международных и внутренних проблем.

Опасности и угрозы национальной безопасности государств под воздействием глобализации начинают носить все более комплексный характер. Но чем значительнее и все более комплексными являются опасности и угрозы, тем труднее становится организовать эффективное им противодействие, потому что оно должно быть не менее комплексным. Поэтому в большей безопасности находится не то государство, которое располагает большим объемом ресурсов, а то, которое может более системно организовать свои ресурсы для решения своей задачи.

Современные реалии таковы, что государства фактически потеряли способность защищать жизнь своих граждан. Во многих странах государство осознанно отказывается защищать своих граждан, передоверяет эту функцию частным структурам. Во всем мире наблюдается рост фирм, обеспечивающих безопасность на частном уровне. Например, крупнейшая израильская корпорация, где работает больше всего сотрудников, — это фирма, которая занимается обеспечением частной безопасности. Это организация крупнее, чем авиационные и электроэнергетические компании Израиля.

Статистика ООН свидетельствует, что ежегодно бюджет охранных фирм превышает в три раза бюджет правоохранительных органов на национальном уровне и уровне штатов. Число частных охранных фирм растет, и это происходит потому, что государство заявляет своим гражданам о необходимости самим отвечать за свою безопасность.

В качестве субъектов  обеспечения национальной безопасности на уровне негосударственной системы  в современной России можно рассматривать  органы местного самоуправления, частный  нотариат, адвокатуру, негосударственные охранные службы и детективные агентства, общественные объединения и отдельных граждан.

Рассматривая пути решения  проблем безопасности в эпоху  глобализации, можно отметить, что  в принципиальном плане возможны два пути решения проблем безопасности. Первый путь – это путь односторонних действий. Сторонники этого пути считают, что целесообразнее «выплывать в одиночку», создавая с помощью протекционистских мер и односторонних, силовых решений «островки экономической и политической стабильности» [5, с.67]. На основе совместимости ценностей, регулирующих поведение в сфере безопасности, таким образом, формируется сообщество безопасности. Сегодня часто можно встретить точку зрения о том, что «сообщество безопасности» включает в себя страны Северной Америки и Западной Европы.

Однако, подобный вариант ответа на вызовы глобализации неприемлем как по этическим, так и по прагматическим соображениям. Соблазн односторонних действий для получения максимальных выгод от глобализации и для защиты от ее негативных последствий провоцирует рост соперничества, пренебрежение международным правом и многосторонними институтами. Такой путь может дать краткосрочную выгоду, но ущерб будет долгосрочным: возрастет опасность расшатывания основ международного правопорядка, падения управляемости развития мировой политики, гонка вооружений.

Второй путь — коллективный поиск решения двух взаимосвязанных задач. Первая задача защита своей страны от множащихся угроз и рисков политического, экономического, криминально-террористического характера. Вторая задача — разработка стратегии управления глобализацией, с тем чтобы расширить ее позитивное воздействие на все народы, а не только на ограниченный круг «избранных».

Ключ к поиску эффективных  решений проблем международной безопасности видится в создании Глобальной системы противодействия современным угрозам и вызовам, так как только солидарный ответ мирового сообщества на ключевые проблемы современного развития может быть по-настоящему эффективным. Глобальная система безопасности должна быть предназначена для решения реальных проблем государств в области безопасности, а также отвечать жизненным интересам каждого государства, обеспечивать международную стабильность и устойчивое развитие на длительную перспективу.

Глобальная система противодействия современным угрозам и вызовам должна отвечать следующим принципам:

– быть глобальной, так как современные вызовы представляют собой планетарную опасность, и ответы на них необходимо давать на общемировом уровне;

– быть всеобъемлющей по охвату, так как каждая из современных угроз несет в себе огромный разрушительный потенциал. Проблемы безопасности должны находиться в сфере деятельности системы;

– обеспечивать принятие комплексных решений, так как между новыми угрозами и вызовами нередко имеется прямая взаимосвязь;

– быть универсальной по составу участников, поскольку современные угрозы направлены против безопасности и благополучия всех членов мирового сообщества в целом и каждого в отдельности;

–быть эталоном международной законности, так как ее сила — в опоре на принципы и нормы международного права, прежде всего Устава ООН.

Среди существующих современных моделей обеспечения безопасности можно выделить следующие:

- модель обеспечения  безопасности с опорой на США,  включив свою территорию в зону их жизненно важных интересов;

- модель, основывающаяся на создании  коллективного, регионального механизма  противодействия опасностям и  угрозам. 

В условиях новых угроз и вызовов следует изменить акценты в обеспечении национальной безопасности. Главной мерой, препятствующей превращение опасностей в угрозы, должно стать упреждение. Однако, что такое упреждение не должно олицетворять упреждающую интервенцию. Упреждение должно быть правовым, санкционированным, обоснованным. Представляется необходимым создание и развитие как национальных, так и наднациональных институтов мониторинга национальной безопасности, например региональных. Исключив двойные стандарты в понимании опасностей и угроз, сделав этот мониторинг постоянным, региональные организации могли бы принимать рекомендации по упреждающим действиям, создавая тем самым превентивную безопасность.

Человечеству под силу создать  или укрепить механизмы, способные  поддерживать стратегическую стабильность, предотвращать крупные региональные конфликты, ограничивать перерастание обычных колебаний финансовой и экономической конъюнктуры в катастрофические кризисы,  быстро мобилизовать ресурсы для ликвидации их последствий.

Очевидно, что солидарные действия перед лицом общих опасностей возьмут верх над рефлексом «спасения в одиночку» и мировое сообщество сделает выбор в пользу демократического многополюсного миропорядка, гарантирующего поступательное развитие и равную безопасность для всех государств.

Таким образом, на состояние национальной безопасности каждой страны влияют как внутренние, так и внешние факторы. К важнейшим внутренним факторам относятся: состояние экономики и ее научно-технический потенциал, обеспеченность энергетическими, минерально-сырьевыми ресурсами, продовольствием, уровнем квалификации научно-производственных кадров, развитием и надежностью транспортной системы и связи. Сюда же входят и проблемы социально-экономического состояния общества в целом и отдельных его слоев, групп и классов, обороноспособности, экологии и другие.

Опасности и угрозы национальной безопасности государств под воздействием глобализации начинают носить все более комплексный характер. Но чем значительнее и все более комплексными являются опасности и угрозы, тем труднее становится организовать эффективное им противодействие, потому что оно должно быть не менее комплексным. Поэтому в большей безопасности находится не то государство, которое располагает большим объемом ресурсов, а то, которое может более системно организовать свои ресурсы для решения своей задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Наиболее острые проблемы международной безопасности на современном этапе глобализации и пути их решения

2.1 Международный  терроризм и борьба с ним

Международный терроризм  – существенный элемент международного преступного сообщества. Как и преступное сообщество, международный терроризм силен срастанием с государством. Разница состоит в том, что союз террористов и государства обеспечивается не коррупцией, а сознательным политическим выбором правящих режимов государств-спонсоров терроризма.

Наиболее известной  современной международной террористической организацией является Аль-Каида. Крупнейшие лагеря этой организации по подготовке террористов действовали на территории Судана, Сирии, некоторых других стран. После активных действий США против данных стран эти лагеря переместились в другие страны, в частности, в Афганистан.

Террористической организацией признано также движение Талибан. В период, когда это движение контролировало территорию Афганистана, там были размещены лагеря по подготовке террористов.

Старейшей международной террористической организацией является движение «Братья-мусульмане», которое  было создано в 1928 году в Египте.

Современный терроризм - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения  органами государственной власти или  международными организациями, связанные  с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

Современная террористическая деятельность - это деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического  акта;

б) подстрекательство к террористическому  акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и  использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение  материалов или информации, призывающих  к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или  оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

Террористический акт - совершение взрыва, поджога или  иных действий, связанных с устрашением  населения и создающих опасность  гибели человека, причинения значительного  имущественного ущерба либо наступления  экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях [6, с.17].

В начале XXI века террористические акты приняли системный характер, а террористические группировки стали синхронизировать свои действия. Это дает основание говорить о глобализации терроризма. Главной целью террора является не убийство конкретных людей, а угроза убийства или насилия, и жертвами оказываются не только те, кто погиб, а те, кто остался жив. Терроризм направлен на устрашение и деморализацию живых, на медленное нагнетание атмосферы угрозы и пугающей неизвестности, и представляет эффективное средство психологического воздействия. Создание невротического страха в обществе или в какой-либо намеченной группе приводит к депрессии или панике, тем самым толкая людей на непредсказуемые ответные действия, которые выгодны террористам.

Информация о работе Вызовы международной безопасности в условиях глобализации