Вызовы международной безопасности в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы – рассмотреть вызовы международной безопасности в условиях глобализации.
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие, методы и средства обеспечения международной безопасности;
- изучить противоречивое воздействие глобализации на отношения между государствами;
- выявить взаимосвязь между глобализацией и национальной безопасностью стран мирового сообщества;
- рассмотреть опасность международного терроризма и методы борьбы с ним;
- рассмотреть методы борьбы мирового сообщества с его распространением оружия массового поражения;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…...3
Глава 1. Глобализация как источник и вызов международной
Безопасности……………………………………………………………….…8
1.1 Международная безопасность: понятие, методы и средства
обеспечения……………………………………………………………….…..8
1.2 Противоречивое воздействие глобализации на отношения
между государствами………………………………………………………..17
1.3 Взаимосвязь между глобализацией и национальной
безопасностью стран мирового сообщества……………………………….23
Глава 2. Наиболее острые проблемы международной
безопасности на современном этапе глобализации и пути их решения….33
2.1 Международный терроризм и борьба с ним……………………………33
2.2 Оружие массового уничтожения и борьба мирового сообщества
с его распространением………………………………………………………42
2.3 Объединений усилий мирового сообщества против
экологических проблем и природные катастроф …………………………..51
Заключение……………………………………………………………………60
Список источников литературы………………………………….…………..65

Файлы: 1 файл

диплом готовый.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время членами ОБСЕ являются 55 государств, в том числе все центрально-азиатские — бывшие республики СССР, а также США и Канада. В рамках ОБСЕ состоялось шесть встреч на высшем уровне и десять встреч на уровне министров иностранных дел. Их результатом стало принятие большого числа документов, в том числе и в сфере обеспечения коллективной безопасности. Среди этих документов следует выделить Хартию европейской безопасности (1999 г.), в которой намечены пути, средства и методы обеспечения безопасности в Европе.

Современное международное право выработало свои, правовые, средства международной безопасности для обеспечения мира и предотвращения войны. Средствами обеспечения международной безопасности являются правовые средства обеспечения международной безопасности в таких областях, как: политическая, военная, экономическая, гуманитарная. Данные правовые средства обеспечения международной безопасности регламентируется соответствующими международными договорами, соглашениями и конвенциями.

Важно отметить, что основным средством обеспечения международной безопасности являются:

- безусловное уважение в отношениях между государствами, следование общедемократическим принципам международного права;

- справедливое политическое урегулирование международных кризисов;

- урегулирование региональных конфликтов в соответствии с нормами международного права;

- выработка эффективных методов борьбы с международным терроризмом;

- разработка комплекса мер, направленных на укрепление доверия между странами, на создание действенных взаимных гарантий от нападения.

Помимо указанных направлений  большой вклад в обеспечение  международной безопасности могут  внести системы коллективной безопасности, создаваемые государствами на универсальной  и региональной основах, а также  политика нейтралитета, проводимая некоторыми государствами.

Согласно Уставу ООН средствами обеспечения коллективной безопасности государств являются: разоружение, разрешение спорных вопросов мирным путем, создание системы принудительных мер против агрессора. Главную ответственность за обеспечение универсальной системы коллективной безопасности несет Совет Безопасности ООН. Его решения носят обязательный характер для всех государств — членов ООН.

Важным международно-правовым средством  обеспечения международной безопасности в современных условиях выступает политика нейтралитета, которая проводится рядом стран.

Современные международные отношения рассматривают следующие виды нейтралитета: постоянный, позитивный и традиционный. Постоянный нейтралитет – это международно-правовой статус суверенного государства, в соответствии с которым оно обязано не участвовать в вооруженных конфликтах, не входить в военные союзы, не разрешать строительство военных баз иностранных государств на своей территории. Целостность и неприкосновенность такого государства закрепляется его внутренним законодательным актом, а с другой стороны, гарантируется международным договором, участниками которого являются заинтересованные государства. 
Постоянно нейтральными государствами в настоящий момент являются Швейцария, Австрия, Мальта.

Другой вид нейтралитета - позитивный нейтралитет, или движение неприсоединения, который предполагает отказ от участия в военных группировках, активное участие в борьбе за предотвращение войны и сохранение мира, за разоружение, против колониализма и расизма. Политику позитивного нейтралитета проводят ныне около ста государств Азии, Африки и Латинской Америки, население которых превышает 1,5 млрд. чел.

Традиционный нейтралитет – это нейтралитет государства, который не оформлен в международном договоре, но соблюдается государством добровольно в течение длительного времени. Так, Швеция является нейтральной страной уже более 160 лет. Главным признаком традиционного нейтралитета является то, что нейтральная позиция государства выражается во время войны. Такие государства объявляют о своем нейтралитете в начале войны.

Отличие традиционного нейтралитета от постоянного заключается в том, что постоянно нейтральное государство проводит соответствующую политику, основанную на международном договоре, придерживается нейтралитета постоянно как во время войны, так и в мирное время. Традиционный нейтралитет не связан международно-правовыми обязательствами и может быть прекращен в одностороннем порядке в любой момент.

Политика постоянного нейтралитета является политикой более высокого ранга. Эта политика подразумевает больше прав и обязанностей государства, придерживающегося политики нейтралитета. Это объясняется тем, что постоянный нейтралитет имеет отношение ко всем будущим войнам, а традиционный нейтралитет – к конкретной войне.

Одним из главных направлений в борьбе за обеспечение международной безопасности является ограничение и сокращение стратегических вооружений. По этому вопросу к настоящему времени заключен ряд важных соглашений:

а) Соглашения по ОСВ-1. К этим соглашениям относятся бессрочный Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) от 26 мая 1972 г., Протокол к нему от 3 июля 1974 г. В соответствии с этими документами предусматривалось право создавать одну систему ПРО радиусом не более 150 км. В этом радиусе может быть развернуто не более 100 пусковых установок противоракет. Стороны обязались не развертывать системы ПРО по всей территории своей страны и не создавать основу для такой обороны.

б) В Договоре о космосе, в Договоре о морском дне, в Договоре о нераспространении ядерного оружия от 1 июня 1968 г.было оговорено запрещение размещения оружия массового уничтожения в специфических природных средах и географических районах.

в) Государствами была принята Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического, биологического и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 г. Эта Конвенция предусматривает обязательство государств не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать микробиологические или другие биологические агенты или токсины в таких количествах, которые не предназначены для профилактических или других мирных целей (ст. I).  В Конвенции, после ее вступления в силу, содержится обязательство уничтожить все накопленные запасы бактериологического оружия, а также средства их доставки.

г) Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., который запретил дальнейшее совершенствование и разработку новых видов оружия массового уничтожения. Согласно этому договору государства взяли на себя обязательство запретить, предотвратить и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и другие ядерные взрывы в атмосфере, за пределами атмосферы, включая космическое пространство, под водой, включая территориальные воды и открытое море. Данный договор запрещает ядерные взрывы в любой другой среде, если они вызывают выпадение осадков за пределами территориальных границ соответствующего государства. Договор является бессрочным, его ратифицировали сто десять государств.

Однако, давая оценку международным соглашениям, в которых закреплены обязательства разных стран по частичному разоружению, следует иметь в виду, что такие обязательства пока что не носят всеобщего характера, и это создает угрозу международной безопасности. Ведь при наличии у государств современного ядерного оружия принцип равенства и одинаковой безопасности становится не просто правовым принципом, который обязаны соблюдать государства, а становится объективной реальностью современных международных отношений. Противодействие этой реальности путем попыток одного государства поставить партнера в положение неравенства и меньшей безопасности скрывают в себе опасность термоядерного конфликта.

Поэтому первоочередная задача всех стран мирового сообщества – добиться ратификации всеми странами важнейших договоров о нераспространении ядерного оружия и о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Необходимо также развернуть устойчивый переговорный процесс, нацеленный на заключение международной договоренности о глобальном режиме нераспространения ракет и ракетных технологий.

Важная часть процесса нераспространения – предотвращение распространения оружия в космосе. Появилась необходимость разработки всеобщей договоренности, цель которой – сохранить космос в качестве зоны, свободной от оружия любого рода.

С учетом принципа одинаковой безопасности у государств появится возможность последовательно укреплять взаимное доверие, оздоровлять политическую атмосферу, развивать политический диалог, успешно обсуждать экономические, гуманитарные проблемы, проблемы взаимной информации. Международная безопасность государств - это ключ к проблеме сохранения жизни на Земле, к созданию доброжелательной политической атмосферы.

Механизмом поддержания  взаимной безопасности является военно-стратегический паритет, то есть равновесие сил в военно-политической области. Подлинная международная безопасность в наш век базируется на предельно низком уровне стратегического баланса.

В реализации принципа равенства и одинаковой безопасности важное значение имеют меры доверия в военной области, то есть коллективные и односторонние акции государств, предпринимаемые с целью уменьшения военного противостояния и напряженности. Меры доверия – новый институт, вошедший в практику отношений между государствами по инициативе России. Он предусматривает предотвращение возникновения вооруженных конфликтов вследствие неправильной оценки военной деятельности друг друга (военные учения, передвижения войск и т.д.).

Необходимо отметить тот факт, что в эпоху глобализации на смену угрозе тотальной ядерной войны, пришли новые опасности и вызовы. Это – терроризм и сепаратизм, религиозный экстремизм, торговля наркотиками,  организованная преступность, финансовые кризисы, экологические катастрофы и эпидемии. Все эти проблемы существовали и раньше, но в эпоху глобализации мир стал намного более взаимосвязанным и взаимозависимым. Поэтому вызовы и опасности стали приобретать всеобщий характер, угрожая как региональной, так и международной безопасности и стабильности. Очень важным фактором является влияние этих вызовов и опасностей на повседневную жизнь миллиардов людей в мире. Доказательство тому – волна ужасающих по масштабам и жестокости террористических актов, прокатившаяся по всему миру от Нью-Йорка до острова Бали и Москвы.

Брошенный террористами вызов заставил мировое сообщество сплотиться, чтобы вместе противостоять этой новой глобальной угрозе. Создана антитеррористическая коалиция, продемонстрировавшая свою эффективность в Афганистане, где был нанесен мощный удар по логову международного терроризма - международная организация, включающая более ста государств. Координирующую роль в борьбе за международную безопасность играет Организация Объединенных Наций.

Именно ООН гарантирует, что усилия в борьбе с новыми угрозами и вызовами будут опираться на прочную основу международного права.

Таким образом, международная безопасность это состояние международной системы, при котором обеспечена национальная безопасность каждого государства,  исключены любые нарушения мира, соблюдены общепризнанные принципы международного права.

Главной угрозой международной  безопасности на протяжении последних  десятилетий являлась гонка вооружений и угроза ядерной войны. В XXI веке, в эпоху глобализации, на смену угрозе тотальной ядерной войны, пришли новые опасности и вызовы. Это терроризм и сепаратизм, религиозный экстремизм, торговля наркотиками,  организованная преступность, финансовые кризисы, экологические катастрофы и эпидемии. Новые вызовы стали приобретать всеобщий характер, угрожая международной безопасности и стабильности и влияя на повседневную жизнь миллиардов людей на планете.

Средствами обеспечения  международной безопасности являются правовые средства обеспечения международной безопасности в таких областях, как: политическая, военная, экономическая, гуманитарная.

Правовые средства обеспечения международной безопасности регламентируется соответствующими международными договорами, соглашениями и конвенциями.

Координирующую роль в борьбе за международную безопасность играет Организация Объединенных Наций.

 

1.2 Противоречивое  воздействие глобализации на  отношения между государствами

Некоторые экономисты считают, что каждая стран сможет обеспечить своим гражданам лучшую жизнь, если изолирует национальное хозяйство и будет поддерживая лишь минимальные экономические контакты с другими странами, особенно если они имеют иных социальный и политический курс.

Соответственно мировое хозяйство понималось как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда.

Однако, после Второй мировой войны экономики государств стали более подвержены международной  экономической интеграции, и этот процесс, усилившись к концу XX века, породил явление, называемое глобализацией.  

В своем развитии интернационализация экономики прошла ряд этапов. Первоначально она представляла собой международное экономическое сотрудничество: затрагивала, прежде всего, сферу обращения и была связана с возникновением международной торговли, а в начале ХXI века превращается в международное движение капитала.

Международное экономическое  сотрудничество в эпоху глобализации направлено на развитие устойчивых хозяйственных связей между странами и народами, выход воспроизводственного процесса за рамки национальных границ.

Глобализация — это  усиливающаяся интеграция экономик государств во всем мире. Хотя глобализация ускоряет развитие человечества, она представляет собой сложный и неоднозначный процесс, который несет позитивные перемены не всем странам.

На  базе глобализации происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики  и её инфраструктуры, происходит разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации является следствием эволюции государственно оформленных рыночных систем.

Технически  переход к глобализации стал возможен с появлением и развитием компьютерных технологий, телекоммуникационного оборудования и инфраструктуры, информационных потоков, возросшей скорости передвижения, распространения знаний в результате интеллектуального взаимообмена.

Информация о работе Вызовы международной безопасности в условиях глобализации