Вызовы международной безопасности в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы – рассмотреть вызовы международной безопасности в условиях глобализации.
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие, методы и средства обеспечения международной безопасности;
- изучить противоречивое воздействие глобализации на отношения между государствами;
- выявить взаимосвязь между глобализацией и национальной безопасностью стран мирового сообщества;
- рассмотреть опасность международного терроризма и методы борьбы с ним;
- рассмотреть методы борьбы мирового сообщества с его распространением оружия массового поражения;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…...3
Глава 1. Глобализация как источник и вызов международной
Безопасности……………………………………………………………….…8
1.1 Международная безопасность: понятие, методы и средства
обеспечения……………………………………………………………….…..8
1.2 Противоречивое воздействие глобализации на отношения
между государствами………………………………………………………..17
1.3 Взаимосвязь между глобализацией и национальной
безопасностью стран мирового сообщества……………………………….23
Глава 2. Наиболее острые проблемы международной
безопасности на современном этапе глобализации и пути их решения….33
2.1 Международный терроризм и борьба с ним……………………………33
2.2 Оружие массового уничтожения и борьба мирового сообщества
с его распространением………………………………………………………42
2.3 Объединений усилий мирового сообщества против
экологических проблем и природные катастроф …………………………..51
Заключение……………………………………………………………………60
Список источников литературы………………………………….…………..65

Файлы: 1 файл

диплом готовый.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, проблема международного терроризма представляет реальную планетарного масштаба угрозу для мирового сообщества. Данная проблема имеет собственную специфику, которая отличает ее от других общечеловеческих затруднений. Проблема терроризма тесно взаимосвязана с большинством глобальных проблем современных международных отношений. Она может быть рассмотрена как одна из наиболее актуальных глобальных проблем наших дней. 

 В данных условиях  глобальная проблема международного  терроризма, не может рассматриваться  только как самостоятельный феномен. Она начала превращаться в важную составную часть более общей военно-политической глобальной проблемы, связанной с фундаментальными вопросами войны и мира, от решения которой зависит дальнейшее существование человеческой цивилизации.

ООН является единственной организацией, чей статус и компетенция делают возможным достижение всеобщего согласия в осуждении терроризма и принятии эффективных всеобъемлющих мер в отношении ключевых аспектов террористической угрозы.

 

2.2 Оружие массового  уничтожения и борьба мирового сообщества с его распространением

Оружие массового уничтожения  – это оружие большой поражающей способности, предназначенное для  нанесения массовых потерь или разрушений на относительно больших пространствах (площадях) [13, с.230].

Такими возможностями обладают, и, следовательно, могут считаться оружием массового поражения, в частности следующие виды оружия:

- химическое оружие,

- биологическое оружие,

- ядерное оружие.

Многие виды оружия массового  поражения имеют экологически опасные  побочные эффекты: например, радиоактивное загрязнение местности продуктами ядерного взрыва.

Последствия, сравнимые  с последствиями применения экологически опасных видов оружия массового  поражения, могут наступить также  в случае применения обычного оружия или совершения террористических актов на экологически опасных объектах, например: атомных электростанциях,  химических заводах, плотинах и гидроузлах, и т. д.).

Также воздействие оружия массового поражения деморализует как войска, так и гражданское  население.

 Раньше опасность  использования оружия массового  уничтожения в основном предопределялась  тем, что в противоборство было непосредственно втянуто относительно небольшое число государств, обладающих оружием массового уничтожения. Теперь вероятность его применения в конфликтных ситуациях может значительно расшириться как за счет роста числа стран, обладающих этим оружием, так и за счет его "транспортировки" в конфликтные зоны извне.

Прекращение существования  двухполюсного мира, сопровождаемое распадом ряда государств, изменило конфигурацию границ. Резко усилились территориальные  споры. Расширилось конфликтное  пространство, частью которого стала вроде бы «успокоенная» Хельсинкскими договоренностями Европа. Причем европейские этнические и национальные столкновения открылись для втягивания в них государств, расположенных на других континентах. Примером может служить активность исламского мира в поддержке мусульман Боснии и Герцеговины. В таких условиях растет опасность "интернационализации" последствий "расползания" оружия массового уничтожения.

Традиционные зоны повышенного  риска — Ближний Восток, район  Персидского залива, Южная Азия, Северо-Восточная Азия. В некоторых из этих районов уже использовались отдельные виды оружие массового уничтожения, например химическое оружие в недавней ирано-иракской войне. В настоящее время вероятность и масштабы возможного использования такого оружия в локальных столкновениях "традиционного" типа возрастают [15, с.103].

Вероятность применения оружия массового уничтожения в  региональных конфликтах "традиционного  типа" возрастает еще и потому, что на карту поставлено само существование  вовлеченных в них государств. В случае перехода в кризисную стадию индийско-пакистанского конфликта "призом" для одержавшей верх стороны может стать дезинтеграция и практическое прекращение существования другого государства. Не случайно, что в такой ситуации, как считают эксперты, дело не ограничится применением обычных вооружений. Не подтверждая факт наличия ядерного оружия на вооружении индийской и пакистанской армий, представители обоих государств тем не менее говорят о незамедлительном выходе на уровень таких вооружений, как только оно "появится" у противной стороны.

 Идущая глобализация  мировой экономики на основе  сильных мира сего делает мир  более взаимозависимым и одновременно  более уязвимым. В различных регионах  мира обостряются национальные  и социально-экономические проблемы, в связи с чем возникает опасность расшатывания международной стабильности в результате региональных конфликтов, гонки вооружений на региональном уровне, распространения оружия массового уничтожения, терроризма, наркобизнеса и других вызовов безопасности.

Опасным вызовом региональной и международной стабильности является рост национального и религиозного экстремизма, особенно в ряде регионов исламского мира. Нищета народа и колоссальные природные богатства этих стран  резко обостряют ситуацию. Формирующаяся новая система международных отношений, глобализация экономики и развитие информатизации создают беспрецедентные возможности для развития, но одновременно делают мир все в большей степени уязвимым для применения оружия массового уничтожения. Обостряется соперничество за энергоресурсы, то есть идет глобальная война за ресурсы.

Несмотря на серьезное  улучшение международной обстановки и сведение к минимуму вероятности  возникновения крупномасштабных военных  конфликтов между ведущими государствами, кардинального уменьшения роли ядерного оружия в мировой политике пока не наблюдается. Ядерное оружие - это, прежде всего, средство поддержания глобальной политической, военной и национальной стабильности, вне зависимости от того, противостоят ли друг другу в той или иной области страны, им обладающие. Единственная альтернатива ядерному оружию - режим полного доверия, полной открытости, режим ликвидации военно-политических блоков, всеобщего запрещения ядерного оружия и его разработок. Это - конечная, отдаленная цель, на пути к которой предстоит еще многое сделать, сохраняя разумные количества ядерных средств обеспечения стабильности.

Борьба с  ядерной угрозой имеет богатую  историю. Сложность проблемы нераспространения  ядерного оружия состоит в присущем ей противоречии.

С одной стороны, обойтись без мирных ядерных технологий пока невозможно. Использование атомной  энергии является сегодня объективной  потребностью, обусловленной интересами прогресса. Однако развитие атомной  энергетики ведет к расширению возможностей в накоплении расщепляющихся материалов, которые могут быть  использованы для производства оружия.

Круг опасностей, связанных с распространением ядерного оружия,  расширяется. 

Это и экологическое  загрязнение планеты в целом  при использовании ядерного оружия в региональных конфликтах, и возможность провокаций при чрезвычайной технической сложности идентификации носителей по их государственной принадлежности, и высокая вероятность «втягивания» в  ядерный конфликт государств, арсеналы которых содержат тысячи боеголовок.

Цели международной  антиядерной  кампании:

- Остановить  производство ядерной энергии,  возмещая энергетические потребности  за счет использования возобновимых  источников энергии и технологий  энергоэффективности. 

- Остановить  производство ядерного оружия, равно как и использование любых ядерных материалов в военных целях.

- Остановить  добычу, переработку и любое использование  урана, а также переработку  ядерных отходов в каких бы  то ни было целях. 

- Вести человеческую  цивилизацию к гармонии с природой, где все биологические виды одинаково важны и взаимозависимы в экосистеме.

В сфере нераспространения  ядерного оружия в настоящее время  складывается кризисная ситуация. Испытание  КНДР ядерного оружия стало крупным  поражением международного сообщества.

Во-первых, испытание  показало, что ведущие страны мирового сообщества продемонстрировали несостоятельность  имеющихся у них политических и военно-силовых средств, которые  могут быть использованы для противодействия  распространению ядерного оружия. Это сигнал странам, которые собираются обзаводиться таким оружием.

Во-вторых, резко возросла вероятность цепной реакции на Дальнем  Востоке и в Юго-Восточной Азии, где целый ряд стран обладает возможностями для быстрого его  создания.

В-третьих, Иран и другие "пороговые" страны, скорее всего, теперь пойдут еще более быстрыми темпами к обретению ядерного статуса как средства обеспечения национального достоинства.

За последние несколько  лет США нанесли три мощных удара по режиму нераспространения. Первый - выход из Договора по ПРО 1972 года. Второй - новая ядерная доктрина США, которая снизила порог возможного применения ядерного оружия и фактически перевела его из политических средств сдерживания в оружие поля боя упреждающего удара. Третий - признание Индии де-факто ядерной державой и заключение с ней договора о сотрудничестве в ядерной области. В результате отпали последние аргументы против распространения ядерного оружия, остались только силовые, но и они не сработали с КНДР.

На ядерной программе  КНДР хочется остановиться особо. В декабре 1985 года КНДР присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Однако, в 1986 году Соединенными Штатами в районе Йонбена были обнаружены еще один ядерный реактор и установка по производству топлива для него, которые не находились под контролем МАГАТЭ. С этого времени началась жесткая политическая борьба по ядерному вопросу между Пхеньяном, с одной стороны, и международным сообществом - с другой. МАГАТЭ.

ООН требовали соблюдения КНДР своих обязательств по ДНЯО, заключения контрольного соглашения с международным агентством.

12 марта 1993 года КНДР  объявила о намерении выйти  из ДНЯО, ссылаясь на наличие  "ядерной угрозы" со стороны  США и несправедливых требований  определенных кругов МАГАТЭ.

12 декабря 2002 года было обнародовано заявление северокорейской стороны о возобновлении своей ядерной программы, которая была заморожена по Рамочному соглашению 1994 года между КНДР и США. 10 января 2003 года КНДР официально уведомила председателя СБ ООН и участников ДНЯО об отказе от решения приостановить процедуру выхода из Договора, которое было принято ею 11 июня 1993 года. Мотивировка - необходимость защиты высших национальных интересов в условиях «усиливающейся враждебной политики и давления» со стороны США. КНДР заявила, что с 11 января 2003 года она формально свободна от обязательств по ДНЯО, а также по соглашению с МАГАТЭ о гарантиях.

14 апреля 2009 года КНДР  заявила о возобновлении своей  ядерной программы и выходе  из шестисторонних переговоров  о денуклеаризации Корейского полуострова. Заявление Пхеньяна прозвучало в ответ на решение Совета Безопасности ООН, осудившего произведенный 5 апреля запуск северокорейской ракеты со спутником. Пхеньян также пообещал провести испытания ядерного оружия и межконтинентальной баллистической ракеты «в целях самообороны». В апреле 2009 года инспекторы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) покинули Северную Корею по требованию властей страны.

В конце 2012 года министерство обороны Южной Кореи опубликовало «Белую Книгу», в которой приводится мнение экспертов из США и Южной Кореи о расширении ядерной программе КНДР. Проанализировав спутниковые снимки, эксперты двух стран заявили о наличии у КНДР других предприятий по обогащению урана, кроме известного предприятия в Йонбене. В ответ на это, 24 января 2013 года КНДР официально заявила о намерении провести ядерные испытания и продолжить запуски ракет.

КНДР разместила на восточном побережье страны баллистические ракеты с радиусом действия до 4000 километров. Совет Безопасности ООН решительно осуждает проведенное КНДР ядерное испытание, а также приведение в боеготовность пусковых установок с ядерными боеголовками, так как эти действия могут спровоцировать военный конфликт с применением ядерного оружия.

Человечество вступает в новый ядерный век, потенциально более опасный. Может сложиться весьма неустойчивая ситуация многостороннего ядерного сдерживания. При этом страны, которые возможно станут обладать ядерным оружием, не будут иметь опыта, который имеют старые ядерные державы. Соответственно возрастет военно-политическая нестабильность. Некоторые государства будут подталкиваться к упреждающим ударам, а США получат еще один аргумент для создания глобальной ПРО - новой формы развертывания паутины войны на нашей планете.

Актуальность проблемы распространения оружия массового уничтожения и ракетного оружия стремительно возросла и в связи с обострением проблемы международного терроризма. Если оружие массового уничтожения попадет в руки экстремистов, последствия будут чудовищными. Необходимы скоординированные мировым сообществом действия по сокращению разрыва между сверхбедными и сверхбогатыми странами и поднятию уровня жизни беднейших слоев населения, в первую очередь, в развивающихся государствах, ибо существующая разница является питательной почвой международного терроризма. Кроме того, ограниченность мировых запасов ресурсов способствует как усилению тенденции к использованию силы в борьбе за доступ к ним некоторыми государствами, так и стремлению международного терроризма к контролю над обеспечением мировой экономики природными ресурсами для достижения своих целей. Если наиболее развитые страны мира (входящие в «большую восьмерку» Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция и Япония) не предпримут экстраординарных мер, то неизбежна дальнейшая эрозия режима нераспространения.

Информация о работе Вызовы международной безопасности в условиях глобализации