Внутренняя политика правительств Великобритании в 1997 - 2010 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:17, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе многопланового и хронологически последовательного анализа внутренней политики правительств Э. Блэра и Г. Брауна выявить её характерные черты, механизмы реализации, способы корректировки и достигнутые результаты. Задачи: 1) дать характеристику состоянию британской экономики в период правления кабинетов Э. Блэра и Г. Брауна, рассматривая полученные результаты в контексте долгосрочных тенденций развития британской экономической системы; 2) проанализировать действия правительства ЛПВ в сфере макроэкономического регулирования (бюджетная и фискальная политика и т. д.); 3) рассмотреть участие кабинетов Э. Блэра и Г. Брауна в решении вопросов на мезо- и микроэкономическом уровне;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………….2
Глава I. Модернизация системы государственного управления и конституционная реформа11
1. Децентрализация управления государством ………………………………………………….11
2. Ирландский вопрос …………………………………………………………………………….17
3. Модернизация парламента и другие составляющие конституционной реформы …………22
Глава II. Экономическая политика ………………………………………………………………29
1. Экономическая политика первого и второго правительств Энтони Блэра …………………29
2. Антикризисная политика правительства Гордона Брауна и действия кабинета Кэмерона – Клегга …46
Глава III. Отдельные аспекты социальной политики …………………………………………..60
1. Гендерная политика ……………………………………………………………………………60
2. Сфера образования ……………………………………………………………………………..69
3. Проблема иммиграции …………………………………………………………………………77
Заключение ………………………………………………………………………………………...84
Список источников и литературы ………………………………………………………………..87

Файлы: 1 файл

Внутренняя политика правительств Великобритании в 1997 - 2010 гг.doc

— 600.00 Кб (Скачать файл)

Поддержание дефицитных бюджетов дорого обходилось британской экономике. Хотя налоговая нагрузка росла, сводить расходы и доходы бюджета не удавалось. Увеличивался государственный долг, усиливалось напряжение в кредитно-денежной сфере125. Тем не менее, с 1992 г. по 2005 г. инфляция сократилась с 4,7 % до 2,1 %126.

 Следует ответить на вопрос о наиболее существенных чертах, присущих «третьему пути». «Большинство исследователей, - отмечает А. А. Громыко, - не испытывает затруднений при выделении характерных подходов «новых лейбористов» на основе анализа их политики». Так, пишет он, «обращает на себя внимание то, что государство, по-прежнему гарантируя всеобщий доступ к традиционному набору социальных услуг, проявило склонность перекладывать обязанности по их предоставлению на плечи других»127. Например, задача по трудоустройству решалась путём выделения субсидий частным работодателям. В случае с «обязательной второй пенсией», минимальной оплатой труда, контрактными отношениями между родителями учеников и руководством школ, государство брало на себя посредническую роль, задавало рамочные правила игры, не участвуя напрямую в механизмах социального регулирования. Считалось, что «государство благосостояния» в своём прежнем виде способствовало закреплению элементов «культуры зависимости». Поэтому в 1997 – 2007 гг. применялось сочетание принципов регулирования, косвенного влияния на отношения между различными социальными и экономическими субъектами, а также социальной ответственности. Важно то, что последний подход существенно отличался от неолиберального принципа опоры на собственные силы, проведение которого в жизнь не предусматривало систематической помощи со стороны государства нуждающемуся гражданину. Действия правительства по внедрению пакета мер, направленных на облегчение доступа к сфере образования и повышения квалификации, были продиктованы стремлением расширить жизненные возможности граждан.

В области социальных услуг рыночные нововведения консерваторов первоначально  были значительно потеснены. Были отменены ваучерные схемы в сфере дошкольного образования, льготы частным школам и частному медицинскому страхованию128. Затем и лейбористские правительства экспериментировали с рыночными механизмами в сфере здравоохранения и образования.

 

2. Антикризисная политика правительства Гордона Брауна

 

27 июня 2007 г. в должность премьер-министра Великобритании вступил министр финансов Гордон Браун. Между тем, к концу лета 2007 г. кризис ипотечного кредитного рынка США докатился до Великобритании. Широкомасштабное финансирование банками ненадёжных заёмщиков повлекло за собой весьма тяжёлые для британской экономики последствия. В сентябре 2007 г. на грани краха оказался «Northern Rock» – пятый по величине ипотечный банк Великобритании. Всего спустя полтора месяца после того, как Г. Браун занял премьерское кресло, акции «Northern Rock» стремительно покатились вниз. В итоге рыночная стоимость банка, составлявшая до кризиса, в начале 2007 г., 5 млрд. фунтов стерлингов, в конце 2007 г. сократилась до 430 млн. В феврале 2008 г., в качестве чрезвычайной меры, «Northern Rock» был национализирован129.

В марте 2008 г. начались проблемы в другом крупнейшем ипотечном банке Великобритании - «Halifax Bank of Scotland». Из-за появления на бирже панических слухов о его скорейшем крахе акции банка упали на 17 %130. Осенью 2008 г. государство объявило о национализации ещё одного, восьмого по величине банка Великобритании, - «Bradford&Bingly»131. Под ударом оказался ещё ряд крупнейших банков, таких, как «Royal Bank of Scotland», «Lloyds TSB», «Barclays», акции которых существенно упали в цене.

Стремительно стали ухудшаться другие экономические показатели Великобритании. Наблюдалось сокращение жилищного рынка, увеличились цены на газ, электроэнергию. Если во втором квартале 2008 г. изменение ВВП было фактически на нуле (-0,1 %), то в третьем, впервые с начала 1990-х гг., было отмечено снижение на 0,7 %, в четвёртом – на 1,8 %. Тем самым правительство было вынуждено признать, что Великобритания официально вступила в состояние рецессии. Наконец, согласно подсчётам Национальной статистической службы, в первом квартале 2009 г., с января по март, падение ВВП Великобритании было зафиксировано на максимальном уровне 2,4 %. Всего же с начала кризиса сокращение ВВП на декабрь 2009 г. составило примерно 5,9 %132.

Количество безработных в Великобритании в августе 2008 г. впервые в XXI в. поднялось до отметки 5,7 % и составило 1 млн. 790 тыс. человек – рекордный показатель с 1999 г. Более того, текущая динамика роста безработицы за последние месяцы оказалась наихудшей с 1991 г. Летом 2009 г. уровень безработицы достиг уже 2 млн. 470 тыс. человек, что составило 7,9 %133. Положение усугублялось тем, что ещё с апреля 2008 г. была отменена минимальная ставка налогообложения в 10 %, что в условиях кризиса негативно отразилось на материальном положении наименее обеспеченных жителей Соединённого Королевства. Несмотря на то, что основная ставка налога была одновременно сокращена с 22 до 20 %134, реформа вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Инфляция по индексу потребительских цен в сентябре 2008 г. поднялась до рекордных с момента прихода «новых лейбористов» к власти 5,2 %135. В дальнейшем началось её снижение.

Правительство Гордона Брауна предприняло  ряд шагов, направленных на преодоление  экономического кризиса. Первое направление антикризисной  политики – улучшение общих условий воспроизводства. К мерам, призванным расширить производство и спрос, относилось, в частности, снижение налога на добавленную стоимость на 13 месяцев (с декабря 2008 г. до начала 2010 г.) с 17,5 до 15 %136, а также удвоение до 40 % налоговой скидки на капиталовложения. В то же время для наполнения бюджета правительство решило повысить налоги с самых богатых. В 2010 г. повышена максимальная ставка подоходного налога с 40 до 50 % для 350 тыс. британцев, получающих доход свыше 150 тыс. фунтов стерлингов в год. Эта категория налогоплательщиков утеряла право на льготы при уплате походного налога137.

Второе направление – поддержание  стабильности и спасение банковской системы. Государство увеличило своё присутствие в банковском секторе – «святая святых» британской экономики: оно национализировало банки «Northern Rock» и «Bradford&Bingly». В январе 2009 г. под правительственный контроль попал «Royal Bank of Scotland»: доля государственного участия в нём достигла 70 %; британские власти получили контроль над 65 % акций «Lloyds Banking Group». В конце 2009 г. правительство объявило о новых вливаниях в банковскую систему. В результате доля правительства в капитале «Royal Bank of Scotland» выросло с 70 до 84 %138. Практически государство вернулось в самый либерализованный сектор экономики. Таким образом, Великобритания стала лидером по темпам национализации банков в Европе.

Несмотря на то, что некоторые экономисты высказывали сомнения в правомерности столь жёсткой меры, как фактическая национализация, в целом она позволила сохранить пострадавшие банки «на плаву», однако стоила государству огромных финансовых затрат. По предварительным данным Национальной аудиторской службы, к концу 2009 г. на поддержку банковской системы было потрачено более 850 млрд. фунтов стерлингов139.

Кроме того, правительство решило повысить конкуренцию на рынке банковских услуг. В этих целях было принято решение разделить на части ранее национализированные банки и затем их приватизировать. Программа фрагментации банковского рынка была принята в Лондоне под нажимом ЕС. Министр финансов А. Дарлинг, комментируя действия своего ведомства, заявил: «Мы создаём сильный и динамичный финансовый сектор для будущего». По его мнению, ситуация, при которой в Британии банковские услуги населению предоставляют «всего полдюжины крупных банков, неприемлема»140. Было также решено продавать части национализированных банков только новым игрокам, исключив из аукционов всех существовавших к тому времени участников банковского рынка. В рамках реструктуризации ни одному из банков не разрешалось занимать более 15 % любого из сегментов банковского рынка страны. При этом распродажа новых банков должна проводиться не сразу, а после улучшения экономической ситуации в стране. Был введён 50-процентный налог на бонусы финансистов с суммы, превышающей 25 тыс. фунтов141. Все эти меры, по мнению членов кабинета Гордона Брауна, могли обеспечить максимальную прибыль бюджету, который потратил десятки миллиардов долларов на спасение банков осенью 2008 г.

Активно шёл процесс совершенствования системы финансового регулирования. Министерство финансов ратовало за ужесточение требований к капиталу «системно значимых компаний» и изменения в культуре ведения бизнеса банками и их советами директоров с целью поощрения долгосрочной стабильности, а не краткосрочной прибыли. Управление по финансовым рынкам предложило беспрецедентный пересмотр регулирования финансовой системы, по итогам которого британская политика минимального вмешательства в эту отрасль могла отойти в прошлое. Повысились требования к раскрытию информации эмитентами ценных бумаг; ужесточены требования к дочерним компаниям и отделениям иностранных банков в отношении их ликвидных средств142.

Значительное место в политике правительства заняло стимулирование бизнеса. Среди мер поддержки – отсрочка платежей по налогу на корпорации, частичный возврат налогов, уплаченных компаниями за последние три года. Правительство Гордона Брауна предоставило гарантии по кредитам малым и средним компаниям на 10 млрд. фунтов стерлингов. Оно работало над планами вливания средств непосредственно в реальную экономику, прежде всего в автомобильную промышленность. В частности, правительство дотировало замену старых автомобилей на новые: выплачивало по 2000 фунтов стерлингов владельцам автомобилей со сроком эксплуатации свыше 10 лет для покупки новых машин. Финансовая компенсация, по замыслам авторов схемы, должна была стимулировать спрос на приобретение новых автомобилей143.

Правительство выделило 3 млрд. фунтов стерлингов для поддержания занятости и создания новых рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров. Предполагалось, что в результате будет сохранено и создано до 250 тыс. рабочих мест. При этом особое внимание уделялось трудоустройству молодёжи, в том числе выпускников средних школ и университетов, в наиболее перспективных отраслях экономики. Были увеличены пособия по безработице, особенно для лиц, длительное время (более года) безработных, возросли пособия на детей. Были введены специальные сберегательные планы для малообеспеченных, повысился максимальный размер государственной пенсии. Правительство добилось принятия решения об увеличении отчислений работодателей в рамках программы национального страхования (с апреля 2011 г.)144.

Следующее направление антикризисной программы – поддержка жилого сектора, набор мер, направленных на смягчение ипотечного кризиса. Речь идёт о трёхмесячной отсрочке по выплатам основной суммы. Рассматривался вопрос об увеличении льготного периода до шести месяцев. Кроме того, предусматривалась отсрочка платежей по процентам до двух лет, если речь шла о безработных или тех, чей доход резко снизился, и до шести месяцев для остальных граждан145.

Антикризисная программа кабинета Брауна подвергалась безжалостной критике. «Крупнейшим провалом в социальной политике для целого поколения» и «одной из самых больших уловок», с которыми когда-либо доводилось сталкиваться британцам, назвал в ноябре 2008 г. озвученный правительством лейбористов пакет антикризисных мер министр финансов в теневом кабинете оппозиционной Консервативной партии Джордж Осборн. По его словам, эти меры удваивают размер государственного долга Великобритании, который достигнет 1 трлн. фунтов. Он подчеркнул, что озвученная канцлером казначейства Алистером Дарлингом цифра заимствований правительства в 118 млрд. фунтов из расчёта на будущий 2009 г. является наивысшей за всю британскую историю. Теневой министр также заявил, что решения кабинета министров об увеличении через два года страховых отчислений на 0,5 %, которые ударят по позициям среднего класса, а также о повышении ставки налога на прибыль до отметки в 45 % «заложили бомбу» под будущий выход национальной экономики из кризиса. Осборн отметил, что понижение на предстоящие 13 месяцев ставки подоходного налога, а также другие антикризисные меры, озвученные Дарлингом, действительно высвободят для населения 20 млрд. фунтов, однако затем правительство лейбористов вернёт их назад в двукратном размере, получив 40 млрд. фунтов стерлингов от повышения налогов и пошлин. Политик обратил внимание на то, что в своем бюджетном докладе Дарлинг заявил о том, что спад в национальной экономике прекратится в середине 2009 г., однако повышение налогов намечено только на 2011 г. В этой связи теневой министр подчеркнул, что предложенным лейбористским правительством бюджет «полностью укладывается в политический, а не экономический цикл»146.

В результате проведения антикризисных мероприятий, с одной стороны, огромные государственные затраты на поддержку экономики, снижение доходов от налоговых поступлений, сокращение НДС привели к тому, что бюджетный дефицит страны за 2008/2009 финансовый год достиг 90 млрд. фунтов стерлингов147 Государственный же долг Великобритании осенью 2009 г. составил более 820 млрд. фунтов стерлингов, или примерно 59 % ВВП148. С другой - Гордону Брауну, по мнению многих специалистов, удалось многое. Как считает Е. В. Ананьева, если бы не колоссальные суммы, выделенные правительством с целью спасения банковской системы, Великобритания находилась бы в депрессии более глубокой, чем в начале 1930-х гг.149

В начале 2010 г. в ходе предвыборной дискуссии лейбористы стремились убедить население в том, что экономический подъём на протяжении большей части пребывания лейбористов у власти – следствие их экономической политики. В свою очередь, консерваторы уверяли электорат, что рост экономики в конце 1990-х – первой половине 2000-х гг., во-первых, лишь одно из проявлений общего экономического подъёма в мире и, во-вторых, во многом обязан реформам, проведённым ещё в период правления М. Тэтчер и её преемника. Принципиально разнятся и оценки роли экономической политики в развёртывании кризиса, который начался как финансовый осенью 2007 г., а к маю 2009 г. охватил всё хозяйство. Консерваторы возлагали ответственность на лейбористов за глубину кризиса. Действительно, нынешний кризис в Великобритании оказался глубже, чем в большинстве развитых государств мира. Если в 2006 г. объём ВВП увеличился на 3 %, то в 2007 г. он снизился до 0,7 %, а в 2008 г. сократился на 4,8 %. С предкризисного пика производства во втором квартале 2009 г. он упал на 6 %150. Налицо самое крупное падение производства со времени Великой депрессии (в её разгар в 1931 г. оно составило 5,1 %). Больше была и продолжительность спада. Если в Великобритании производство непрерывно сокращалось в течение шести кварталов, то в Японии и Германии – в течение четырёх, а в Италии – пяти. Рецессия в США и Франции была также менее сильной, чем в Великобритании, и продолжалась четыре квартала151.

Что касается лейбористов, то они не без основания утверждали, что современный экономический спад представляет собой часть мирового хозяйственного кризиса. В этой связи они указывали и на то обстоятельство, что в ряде других ведущих стран падение производства было ещё глубже, чем в Великобритании. Так, в Японии оно составило 8,6 %, в Германии – 6,7 %, в Италии – 6,5 %. Лейбористы подчёркивали также, что, хотя за время кризиса безработица в стране существенно возросла (с 5,2 % в феврале 2008 г. до 7,8 % на конец 2009 г.), её уровень - ниже, чем в США и в странах зоны евро152. Подобным же образом они отвечали на критику консерваторов, обвинявших их в значительном росте чистого государственного долга. В ноябре 2009 г. этот показатель по отношению к ВВП в Великобритании составил 60 %, что ниже, чем в США (85 %), Германии (82 %) и Франции (83 %)153. Наконец, правительство Гордона Брауна акцентировало внимание на том, что в конце 2009 г., после полутора лет падения производства в экономике, наметились признаки выхода из кризиса.

Информация о работе Внутренняя политика правительств Великобритании в 1997 - 2010 гг