Внутренняя политика правительств Великобритании в 1997 - 2010 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:17, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе многопланового и хронологически последовательного анализа внутренней политики правительств Э. Блэра и Г. Брауна выявить её характерные черты, механизмы реализации, способы корректировки и достигнутые результаты. Задачи: 1) дать характеристику состоянию британской экономики в период правления кабинетов Э. Блэра и Г. Брауна, рассматривая полученные результаты в контексте долгосрочных тенденций развития британской экономической системы; 2) проанализировать действия правительства ЛПВ в сфере макроэкономического регулирования (бюджетная и фискальная политика и т. д.); 3) рассмотреть участие кабинетов Э. Блэра и Г. Брауна в решении вопросов на мезо- и микроэкономическом уровне;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………….2
Глава I. Модернизация системы государственного управления и конституционная реформа11
1. Децентрализация управления государством ………………………………………………….11
2. Ирландский вопрос …………………………………………………………………………….17
3. Модернизация парламента и другие составляющие конституционной реформы …………22
Глава II. Экономическая политика ………………………………………………………………29
1. Экономическая политика первого и второго правительств Энтони Блэра …………………29
2. Антикризисная политика правительства Гордона Брауна и действия кабинета Кэмерона – Клегга …46
Глава III. Отдельные аспекты социальной политики …………………………………………..60
1. Гендерная политика ……………………………………………………………………………60
2. Сфера образования ……………………………………………………………………………..69
3. Проблема иммиграции …………………………………………………………………………77
Заключение ………………………………………………………………………………………...84
Список источников и литературы ………………………………………………………………..87

Файлы: 1 файл

Внутренняя политика правительств Великобритании в 1997 - 2010 гг.doc

— 600.00 Кб (Скачать файл)

При всей своей глубокой приверженности идее «свободного рынка», правительство Э. Блэра не отказывалось и от мер эффективного точечного воздействия. Основополагающим шагом стало принятие в новой редакции Закона о конкуренции. Этот документ существенно расширял возможности государства в плане поддержки свободной конкуренции и предотвращения монополизации отдельных рынков. В мерах по стимулированию современных прикладных научных разработок (включая предоставление налоговых льгот, создание разнообразных фондов поддержки инновационных исследований, агентств по трансферту технологий и т. д.) проявился интерес правительства к сфере высоких технологий. Задачи дальнейшей структурной и технологической модернизации, а также  необходимость сохранения рабочих мест в условиях высокого курса фунта заставляли принимать точечные решения на уровне отдельных отраслей и корпораций и второе правительство Э. Блэра. В той или иной форме это проявилось в автомобилестроении, телекоммуникациях и других отраслях. Более широкие и системные направления включали осуществление национального плана модернизации транспорта, усиленное бюджетное финансирование отдельных сегментов в системе образования и т. д.

 Что касается путей выхода из экономического и финансового кризиса, то лейбористы, осуществив беспрецедентное вливание денег в финансовый сектор, делали упор на возрождение промышленного потенциала страны на современной технологической основе, тогда как консерваторы считают необходимым сохранить преобладающую роль финансового сектора и лондонского Сити. Следует подчеркнуть, что многие из этих мер – национализация, усиление регулирования экономики, повышение налогов – противоречат идеологическим установкам тэтчеризма и «нового лейборизма», а также фундаментальным основам функционирования британской экономики и финансовой системы. Налицо практический отход от прежней монетарной ортодоксии, связанный, прежде всего, с финансовой катастрофой. Правительство Кэмерона – Клегга, стремясь вывести Великобританию из экономического кризиса, также, по-видимому, пошло по пути усиления регулирования экономики (об этом может свидетельствовать такой шаг, как введение нового постоянного налога для банков). С другой стороны, взят традиционный для консерваторов курс на сокращение бюджетного финансирования социальной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Отдельные аспекты социальной политики

 

1. Гендерная политика

 

Правительство Энтони Блэра декларировало необходимость проведение такой социальной политики, в основе которой лежало бы всеобщее представление Лейбористской партии Великобритании о необходимости достижения большего равенства в обществе как предпосылке устойчивого демократического развития. Он объявило, что её целью является ликвидация всех форм дискриминации – по полу, возрасту, инвалидности, религии, расовой принадлежности и сексуальной ориентации.

Лейбористы, придя в 1997 г. к власти, объявили о придании гендерным проблемам статуса приоритетных и приступили к осуществлению ряда программ, нацеленных на реформирование положения и расширения возможностей для женщин. Подвергся серьёзной модернизации государственный механизм гендерного равенства. Во-первых, были назначены два министра по делам женщин – один на уровне кабинета, другой – в более широком составе правительства. Во-вторых, лейбористы создали специальный подотдел по делам женщин в составе министерства социального обеспечения. В качестве основных направлений его деятельности были объявлены: создание системы воспитания детей; благоприятствующая семье организация рабочей среды; преодоление насилия в отношении женщин дома и вне него; создание атмосферы доверия между женщинами и правительством; продвижение женского представительства на всех уровнях в правительстве и общественных органах [Our Priorities, 1998]. После победных выборов 2001 г. лейбористы создали в составе Министерства торговли и промышленности новую структуру – Отдел по делам женщин и равенству (Women and Equality Unit) – с обязанностями отвечать в правительстве за вопросы гендерного равенства, координировать усилия по уменьшению и ликвидации препятствий на пути утверждения равенства и равных возможностей для всех170. Перевод отдела из состава министерства социального обеспечения в состав министерства промышленности стал признанием того факта, что женщины, особенно имеющие детей, должны быть не только и не столько потребителями государственной социальной помощи и объектами социальной политики, но и обладать равными возможностями в сфере трудовых отношений. Только утвердившись в таком качестве, они могут почувствовать себя полноценными гражданами страны и воспитателями детей, которые, прежде всего, через семейный опыт получают представление о мире труда. В 2006 г. Отдел по делам женщин и равенству был переведён в Министерство общин и органов местного самоуправления171. Были созданы также Отдел равенства при исполнительном органе в Шотландии и Отдел гендерной политики при исполнительном органе в Северной Ирландии. Северная Ирландия получила свою собственную Комиссию по вопросам равенства172. В 2004 г. также создана специальная комиссия «Женщины и работа».

В 2006 г. в Великобритании был принят Закон о равенстве, который ввёл «гендерное обязательство» для всех органов государственной власти, включая правительство, органы местного управления, армию и полицию (The Equality Act 2006). Для каждого из этих органов разработаны проекты, в которых идентифицируются цели гендерного равенства применительно к данной области и намечаются пути их выполнения. В целом Закон о равенстве развил основные положения Закона о дискриминации по признаку пола 1975 г.173 

Лейбористское правительство подписало  Социальную хартию ЕС, которую на протяжении длительного периода времени  отказывались подписать консерваторы174. В результате присоединения Великобритании к Социальной хартии Евросоюза на Соединённое Королевство распространилось действие нормативных актов ЕС в области социального права и трудовых отношений.

В центре внимания правительства Энтони Блэра оказались проблемы женской занятости. Одним из наиболее острых проявлений гендерного неравенства на рынке труда оставался разрыв в заработной плате между женщинами и мужчинами. В апреле 1999 г. впервые в британской истории лейбористы ввели национальный минимум заработной платы, который распространялся на всех наёмных работников старше 18 лет, включая частично занятых, временно занятых и занятых в мелком бизнесе. Поскольку женщины чаще, чем мужчины, работали на низкооплачиваемых работах (правительство признавало, что 70 % низкооплачиваемых работников в стране составляли женщины), в том числе с почасовой оплатой (в 1998 г. в стране 500 тыс. женщин зарабатывали менее 2,5 фунтов стерлингов в час [Women (Government Priorities), 1998, Column 612]175), нововведение, в первую очередь, сказалось на благосостоянии этой группы населения. Национальный минимум в оплате коснулся 2 млн. работающих, в числе которых было 1,3 млн. женщин [Women’s National Commission, 1999], и равнялся в конце 2003 г. 4,5 фунтов стерлингов в час176.

Лейбористское правительство в  качестве своей важнейшей задачи рассматривало создание более справедливых условий участия женщин на рынке  труда, в первую очередь возможностей сочетать работу вне дома с воспитанием  детей. Лейбористы осуществили в  этом направлении важные инициативы. Благодаря принятой Национальной стратегии по уходу за детьми, включая выделение налоговых кредитов для оплаты расходов на частные услуги по уходу за ребёнком, выиграли почти 1,3 млн. семей.

Система дошкольного и внешкольного воспитания Великобритании, несмотря на попытки реформирования её правительством Мейджора, в 1997 г. оставалась самой неразвитой в Европейском сообществе. 90 % одиноких матерей хотели работать, но из-за различных трудностей должны были отказаться от этой идеи. Доступ к воспитательным учреждениям зависел от района проживания семьи. В сельской местности родители имели особенно мало шансов определить ребёнка в дошкольное или внешкольное учреждение. В 1997 г. 93 % сельских приходов не имели детских яслей и 92 % - не располагали группами внешкольного воспитания [Women (Government Priorities), 1998]177. Чтобы решить проблему, правительство Блэра в 1998 г. объявило о начале действия «Национальной стратегии воспитания детей». В центр внимания лейбористы поставили создание развёрнутой системы детского воспитания для решения следующих основных целей: укрепления семьи, поддержания стабильной и сильной экономики. В рамках «Национальной стратегии воспитания детей» до 2006 г. должно быть создано 2 млн. новых мест в воспитательных учреждениях для детей, из которых более 1,1 млн. к 2003 г. уже вступили в строй. Таким образом, правительство выполнило обещание обеспечить к 2003 г. в детских садах место для каждого нуждающегося в нем четырёхлетнего ребёнка [What Has Government Achieved for Women, 2003]178. Количество детских центров, обеспечивающих универсальные услуги миллионам семей по всей стране, в сентябре 2009 г. достигло 3000 единиц179. Приоритет в решении этой проблемы отдавался наиболее экономически отсталым районам страны.

В Великобритании по-прежнему оставалась нерешённой проблема одиноких матерей: в конце 1990-х гг. 2 млн. детей воспитывались миллионом одиноких родителей, живших на социальные пособия. В рамках «Национальной стратегии воспитания детей» лейбористы объявили о вводе с июля 1997 г. программы «Новый курс для одиноких родителей. 500 тыс. одиноких родителей приглашались в центры по трудоустройству для консультаций по поиску работы, прохождения переподготовки и получения помощи в воспитании детей. Одновременно правительство развернуло серию тренингов для консультантов по проблемам одиноких родителей. Программы тренингов включали разнообразные вопросы: помощь одиноким родителям в поиске работы; особенности трудового законодательства; поиск программ подготовки и переподготовки; обучение прохождению интервью при приёме на работу; поиск подходящего детского центра; осуществление подсчёта, насколько выигрывает одинокий родитель от получения работы и отказа от социального пособия180.

Правительство стремилось стимулировать заинтересованность матерей-одиночек в устройстве на работу. В качестве одной из мер оно предложило сократить размер пособий для одиноких родителей, что было запланировано ещё консерваторами. В декабре 1997 г. это предложение было одобрено большинством лейбористской фракции в Палате общин. Отрицательная реакция общественности на сокращение помощи государства одной из наиболее обездоленных социальных категорий, включающей женщин и детей, заставило правительство в дальнейшем подходить к этому вопросу с более взвешенных позиций. Весной 1998 г. министр финансов включил в новый бюджет меры, способствующие восстановлению пособия в прежнем размере181.

Принятая лейбористами в 1999 г. программа  «Новый договор», в основу которой  положена идея «от социальной помощи к работе», преследовала цель поставить благосостояние неполных семей в большую зависимость от работы, нежели от пособий. Она предусматривала проведение консультаций с одинокими родителями, в первую очередь с теми из них, у кого младший ребёнок достиг школьного возраста, по вопросам, связанным с трудоустройством. В 2001 г. получение пособий было обусловлено обязательным интервьюированием. Одновременно одиноким родителям в качестве помощи на содержание детей были предложены налоговые скидки182. Была расширена программа помощи по уходу за детьми для одиноких родителей.

Ещё одним направлением деятельности кабинета Тони Блэра стало создание благоприятствующей семье системы занятости. До 1999 г. условия работы и льготы для работников в основном регулировались самими компаниями, а не национальным законом. Спектр предлагаемых льгот был разнообразен. Например, среди крупнейших только Lloyd TSB предлагала длительный отпуск для родителей продолжительностью 63 недели с сохранением льгот. Компания ASDA предоставляла неоплачиваемый отпуск родителям до трёх месяцев в период летних каникул. Tesco, Boots, ASDA, Natwest предлагали своим сотрудникам так называемые «карьерные отпуска», напоминающие отпуска для родителей [Just How Family-Friendly is Business, 1999]183. Чтобы унифицировать условия работы и льготы работникам по всей стране, правительство инициировало в парламенте Закон о трудовых взаимоотношениях, одобренный в 1999 г., в соответствии с которым работники получили право требовать предоставления им неоплачиваемого «родительского» отпуска продолжительностью до трёх месяцев и «разумное» количество времени для разрешения «домашних инцидентов». Это право распространили на тех, кто работал на неполную ставку, и контрактников с фиксированными сроками трудового соглашения. Начиная с апреля 2003 г., работникам, имеющих детей в возрасте до 6 лет, предоставили право требовать предоставления гибкого графика работы. Составители законопроекта рассчитывали, что благодаря этому до 55 тыс. молодых матерей смогут вернуться на работу [What Has Government Achieved for Women, 2003]184.

Другая мера правительства Блэра, призванная обеспечить сочетание работы с воспитанием детей, - введение в  апреле 2003 г. для родителей с детьми до 6 лет или с детьми-инвалидами права договариваться с работодателями о гибкой форме найма – возможности изменений в часах работы, возможности брать работу на дом и т. п.185

Одновременно лейбористы приступили к реформированию системы пособий  работникам с низким доходом для  оплаты расходов на воспитание детей. В 1997 г. пособие на детей было увеличено с 60 до 100 фунтов стерлингов в неделю для семей, воспитывающих двух и более детей. Право на пособие получили родители детей в возрасте до 12 лет, а не 11, как было прежде186.

Одним из основных направлений гендерной  политики лейбористского правительства явилось совершенствование законодательства о предоставлении оплачиваемого отпуска по беременности и уходу за новорожденным, который был увеличен до 26 недель. Женщины получили также право на дополнительный неоплачиваемый отпуск по уходу за новорожденным ещё на 26 недель187. Оплачиваемый отпуск по беременности и уходу за ребёнком, начиная с апреля 2007 г., был увеличен до 9 месяцев, а пособие по материнству в апреле 2003 г. возросло до с 60 до 112,75 фунтов стерлингов в неделю188. Эти условия впервые распространили также на приёмных родителей и отцов [What Has Government Achieved for Women, 2003]189. Чтобы побудить отцов принимать больше участия в уходе за родившимся ребёнком, для них был установлен двухнедельный оплачиваемый отпуск, который должен быть использован в течение 8 недель после рождения ребёнка190.

Лейбористы создали более справедливую пенсионную систему для женщин, обеспечив  возможность для большего числа женщин создавать накопления в государственной пенсионной системе по своему собственному выбору. Закон о пенсиях 2007 г. ввёл изменения, которые помогали женщинам, ухаживающим за членами семьи, обеспечить себе приличный доход в пенсионном возрасте. В результате реформы на 1 млн. больше граждан стали получать от государства вторую пенсию. Примерно 90 % из них составили женщины191.

Правительство Г. Брауна проводило  в жизнь рекомендации созданной  при Блэре комиссии «Женщины и  работа», которые предусматривали:

– создание специального фонда для  поддержки инициатив, направленных на увеличение доступности качественной работы в течение неполного рабочего дня;

– вовлечение свыше 100 предпринимателей из государственного и частного секторов в программу «образцового предпринимательства», включающую широкий спектр лучших практик по гендерному равенству, в том числе равную оплату за равноценный труд (по образцу 100 лучших (с гендерной точки зрения) компаний в США);

Информация о работе Внутренняя политика правительств Великобритании в 1997 - 2010 гг