Внутренняя политика правительств Великобритании в 1997 - 2010 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:17, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе многопланового и хронологически последовательного анализа внутренней политики правительств Э. Блэра и Г. Брауна выявить её характерные черты, механизмы реализации, способы корректировки и достигнутые результаты. Задачи: 1) дать характеристику состоянию британской экономики в период правления кабинетов Э. Блэра и Г. Брауна, рассматривая полученные результаты в контексте долгосрочных тенденций развития британской экономической системы; 2) проанализировать действия правительства ЛПВ в сфере макроэкономического регулирования (бюджетная и фискальная политика и т. д.); 3) рассмотреть участие кабинетов Э. Блэра и Г. Брауна в решении вопросов на мезо- и микроэкономическом уровне;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………….2
Глава I. Модернизация системы государственного управления и конституционная реформа11
1. Децентрализация управления государством ………………………………………………….11
2. Ирландский вопрос …………………………………………………………………………….17
3. Модернизация парламента и другие составляющие конституционной реформы …………22
Глава II. Экономическая политика ………………………………………………………………29
1. Экономическая политика первого и второго правительств Энтони Блэра …………………29
2. Антикризисная политика правительства Гордона Брауна и действия кабинета Кэмерона – Клегга …46
Глава III. Отдельные аспекты социальной политики …………………………………………..60
1. Гендерная политика ……………………………………………………………………………60
2. Сфера образования ……………………………………………………………………………..69
3. Проблема иммиграции …………………………………………………………………………77
Заключение ………………………………………………………………………………………...84
Список источников и литературы ………………………………………………………………..87

Файлы: 1 файл

Внутренняя политика правительств Великобритании в 1997 - 2010 гг.doc

— 600.00 Кб (Скачать файл)

12 мая 2010 г. период правления лейбористов в Великобритании завершился. Новым премьер-министром стал лидер Консервативной партии Дэвид Кэмерон, а Ник Клегг, лидер Либерально-демократической партии, был назначен его заместителем. 13 мая Консервативная и Либерально-демократическая партии Великобритании, создавшие коалицию для формирования нового британского правительства, обнародовали подробности своего соглашения, где обозначены основные задачи и направления деятельности коалиции. В их числе значится сокращение расходов с целью преодолеть дефицит бюджета: консерваторы предлагают урезать расходы на 6 млрд. фунтов стерлингов (7,2 млрд. евро). При этом новое правительство намерено увеличить налоговые льготы для граждан с низким и средним уровнем доходов154.

20 октября 2010 г. министр финансов Великобритании Джордж Осборн представил самую масштабную программу сокращений государственных расходов со времён Второй мировой войны. Программа направлена на уменьшение национального долга и сокращение бюджетного дефицита, одно обслуживание которого обходится британскому правительству в 43 млрд. фунтов стерлингов (около 65 млрд. долларов) в год. Секвестр затронет практически все сферы и приведёт к сокращению почти 500 тыс. бюджетников в течение четырёх лет.

Как заявил Джордж Осборн, социальные выплаты, пособия и другие меры социальной защиты составляют почти треть всех бюджетных расходов, поэтому их ожидают наиболее масштабные сокращения. За счёт уменьшения количества пособий и других мер социальной поддержки правительство рассчитывает ежегодно экономить около 7 млрд. фунтов (более 10 млрд. долларов).

Министр финансов объявил о введении лимита на размер пособий. В настоящее время социальная политика в Великобритании, по его мнению, организована таким образом, что неработающие семьи нередко получают от государства больше, чем те, у кого есть работа, поощряя, таким образом, низкоквалифицированных сотрудников бросать работу и переходить на государственное обеспечение. Теперь, заявил Осборн, ни одна неработающая семья не будет получать больше, чем средняя семья, хотя бы у одного члена которой есть работа, - за исключением людей, получающих пенсию по инвалидности или вдов ветеранов. Ещё одна объявленная мера - увеличение пенсионного возраста, который к 2020 г. должен достигнуть 66 лет, как для женщин, так и для мужчин155.

По словам редактора отдела политики Би-би-си Ника Робинсона, планируемая  экономия в размере 7 млрд. фунтов в год означает, что 7 млн. человек в среднем потеряют по 1 тыс. фунтов, ежегодно получаемых в виде пособий и социальных выплат156.

На 24 % будет урезан бюджет министерства иностранных дел - в первую очередь, за счёт уменьшения количества дипломатов, работающих в Лондоне. Затраты на полицию будут также последовательно сокращаться: на 4 % ежегодно. Кроме того, вводится отдельная программа сокращения расходов на оборону: бюджет министерства обороны уменьшится на 8 %, и к 2015 г. численность военнослужащих и гражданских сотрудников снизится на 42 тыс. человек. Сокращение бюджетных трат затронет и королевскую семью: финансирование двора будет уменьшено на 14 %. Министр финансов также подтвердил, что с 2013 г. изменится источник финансирования Всемирной службы Би-би-си: она будет финансироваться не за счёт министерства иностранных дел, а за счёт лицензионного сбора с владельцев телевизоров в Великобритании, так же, как внутреннее вещание Би-би-си157.

При этом Джордж Осборн подчеркнул, что  секвестр не затронет образование и  здравоохранение - финансирование этих сфер, напротив, будет увеличено  на 2 млрд. фунтов в течение двух лет. Не коснутся сокращения и фундаментальной науки: финансирование научных исследований останется на прежнем уровне, составляющем 4,6 млрд. фунтов в год (около 7 млрд. долларов). На 900 млн. фунтов больше будет выделено государственной налоговой службе. Эти деньги будут направлены на профилактику и борьбу с налоговыми преступлениями, которые, по словам министра финансов, каждый год обходятся бюджету в 7 млрд. фунтов стерлингов158.

(Следует заметить, что своего  обещания относительно сферы  образования министр финансов, по  существу, не сдержал, что стало причиной массовых беспорядков, происходивших в Лондоне 10 и 24 ноября.)

Для борьбы с дефицитом предусмотрены  и новые способы пополнения бюджета. В частности, было объявлено о введении нового постоянного налога для банков. Соответствующий законопроект был опубликован 21 октября159.

Алан Джонсон, теневой министр  финансов от оппозиционной Лейбористской  партии, заявил, что правительство предлагает сокращать расходы «слишком глубоко и слишком быстро». Он обвинил консерваторов в том, что они сокращают бюджетные траты не по экономическим, а по политическим мотивам. По его мнению, секвестр на долгие годы затормозит в Великобритании экономический рост и усугубит проблему безработицы. Дефицит бюджета он предлагает сокращать за счёт значительного повышения налогов160.

Анализируя состояние британской экономики, важно подчеркнуть, что  проблемы, лежащие в основе экономического кризиса в Великобритании, слишком сложны, чтобы их можно было решить за короткое время.

Одной из предпосылок спада производства стал долговой характер британской экономики. Дело в том, что в 2000-е гг. потребление превышало производство, инвестиции – сбережения. Подъём опирался на расширение внутреннего рынка, в первую очередь - на рост потребительских расходов (в значительной мере - на жилищное строительство). При этом жильё, как правило, потребители приобретали в кредит. В условиях, когда увеличивались доходы населения и повышались цены на дома, банки охотно предоставляли ипотечные кредиты, в том числе и рискованные кредиты, малообеспеченным слоям населения. Когда же произошло резкое падение цен на жильё, выступавшее залогом, большое число заёмщиков оказалось в затруднительной ситуации. Резко подскочила потребительская, главным образом ипотечная, задолженность по отношению к располагаемому (то есть после уплаты налогов) доходу домохозяйств. К этому следует добавить, что обвал цен на недвижимость сильно ударил по балансам кредитных учреждений161. В результате фундамент, на котором покоился рост британской экономики, был серьёзно подорван.

Другой предпосылкой стало нарастание диспропорций в отраслевой структуре экономики. Последние полтора-два десятилетия в Великобритании характеризовались двумя процессами: первый – опережающее развитие сферы обращения и услуг, прежде всего финансового сектора, по отношению к отраслям материального производства; второй – ускорение процесса деиндустриализации экономики.

Важнейшая особенность структуры  экономики Великобритании состоит  в том, что роль отраслей обращения  и услуг в создании ВВП и  занятости намного больше, чем в других ведущих европейских странах. До недавнего времени эту особенность структуры британского хозяйства рассматривали как преимущество. В этой связи важно подчеркнуть, что в последние годы в Великобритании бурно развивался процесс, получивший название финанциализация экономики – гипертрофированное расширение финансово-кредитной сферы, активное развитие фондового рынка. Происходило разбухание и усложнение денежно-кредитной надстройки, то есть виртуальной экономики. Она всё более отрывалась от реальной экономики.

Между тем финансовая отрасль более  важна для Великобритании, чем  для других европейских стран: её доля в британском ВВП составляет 8 % по сравнению с 5 % в еврозоне. По своим размерам она уступает лишь США и Японии. Ещё 3% ВВП создаётся в деловых услугах, тесно связанных с финансами, – аудиторских, бухгалтерских, юридических, консалтинговых и тому подобных162. Именно этот сектор экономики, который ещё недавно был её мотором, в последнее время оказался в эпицентре мирового финансового кризиса. Мировой ипотечный и банковский кризисы обнаружили уязвимость подобной специализации.

Расширение сферы нематериального  производства сопровождалось быстрой  деиндустриализацией экономики. Речь идёт, в первую очередь, о снижении роли в ней обрабатывающей промышленности. С 1970 по 2007 г. удельный вес этой отрасли в ВВП упал с 32 до 13 %. За это время число занятых в ней уменьшилось с 7 до 3 млн. человек163. Ускорилось перемещение британской промышленности в развивающиеся страны.

В этих условиях в стране всё более распространяется мнение, что процессы финанциализации экономики и её деиндустриализации зашли слишком далеко. Структуру экономики нужно диверсифицировать. Для этого стране, видимо, придётся вновь встать на путь реиндустриализации.

Изменилась и роль энергетического фактора. В предшествующие годы быстрому подъёму британской экономики способствовал рост добычи нефти и газа на шельфе Северного моря. Однако пик добычи уже пройден. По мере истощения месторождений нефти и газа, уменьшения объёмов их добычи и превращения Великобритании в нетто-импортёра энергоносителей положительное влияние энергетического фактора на экономику и внешнюю торговлю ослабевает164.

На смене тренда в развитии экономики  в Великобритании сказалось также  своеобразие модели социально-экономического развития страны.

Во-первых, основная цель управленческой деятельности бизнеса – максимизация доходов акционеров, а эффективность  работы менеджмента оценивает рынок, прежде всего фондовый. Эта цель в целом совпала с общей направленностью экономического подъёма 1990-х – 2000-х гг., для которого был характерен бум капитализации – её отношение к ВВП в Великобритании выше, чем в других ведущих развитых странах. С резким падением курсов ценных бумаг в мире ситуация в британской экономике резко ухудшилась165.

Подобным же образом, во-вторых, в  период подъёма Великобритания удачно «вписалась» в другой процесс, характеризующий воздействие глобализации на современный цикл, – беспрецедентную волну корпоративных, в том числе транснациональных, поглощений и слияний. Между тем как раз в этой стране при большой распылённости акций распространён корпоративный контроль через рынок ценных бумаг в форме частых слияний и поглощений. В самое последнее время волна корпоративных поглощений и слияний пошла на убыль, что не могло не отразится на масштабах деятельности этих компаний166.

В последние десятилетия характерной  чертой экономической политики в  Великобритании стало дерегулирование хозяйства. Британская экономика, в которой велики элементы экономического либерализма, смогла успешно приспособиться к реалиям начала нового столетия. Особенно далеко этот процесс зашёл в сфере финансов. Однако в последнее время политика дерегулирования рынков, прежде всего финансового, обнаружила и негативную сторону. Огромные риски оказались вне должного учёта. Пошатнулась стабильность финансовых институтов, прежде всего лондонского Сити, которые обеспечивают инвестирование накоплений. Неадекватное управление рисками и финансовыми потоками вело к общему кризису доверия, который в конечном итоге обернулся финансовым кризисом, а затем и свёртыванием производства167.

Наконец, важный фактор – своеобразие  положения страны в мировой экономике: британский бизнес глубже интегрирован в международное производство, чем  ведущие государства зоны евро и Япония. Вследствие этого Великобритания больше них выигрывает в периоды подъёма в мировой экономике и проигрывает во времена спадов. Наличие большого числа крупных транснациональных банков и выдающаяся роль лондонского Сити в мировой финансовой системе делают британскую экономику чрезвычайно восприимчивой к кредитным кризисам в других странах и регионах мира168.

К этому следует добавить, что  хотя Великобритания экономически всё  более тяготеет к континентальной Европе, в последние годы в ней прослеживается синхронизация производства с экономикой США. Не в последнюю очередь синхронизация объясняется близостью отраслевых пропорций их хозяйств (прежде всего, более высокая доля сферы услуг, в том числе финансовых, в ВВП). Зависимость Великобритании от состояния американского рынка капиталов и банковской системы гораздо выше, чем хозяйств партнёров по Европейскому Сообществу. Сохраняются, хотя и в урезанном виде, англо-американские «особые отношения». Последствия финансового кризиса в США сказались на Великобритании быстрее и болезненнее, чем на большинстве других стран ЕС169.

Итак, природа нынешнего спада производства в Великобритании определяется, с одной стороны, характером современного мирового финансового и экономического кризиса и, с другой, особенностями развития и структуры самой британской экономики.

 

Вывод по главе II: «Неолейбористы» не внесли существенных изменений в механизм перераспределения национального богатства. Правительства Э. Блэра внедряли рыночные начала в деятельность государственного сектора, осуществляли приватизацию общественных работ и услуг, расширяли участие частного сектора в решении социальных проблем. В ряде вопросов (оздоровление госфинансов, снижение прямых налогов, автономия Центробанка, подавление инфляции, поощрение конкуренции и др.) «новые лейбористы» оказались ещё более последовательными сторонниками «свободного рынка», чем консерваторы. Но они не решились и на слишком широкое внедрение рыночных принципов в функционирование «государства благосостояния».

На протяжении 1997 – 2001 гг. главной отличительной чертой лейбористской стратегии в бюджетной сфере была высокая степень политической ответственности, проявлявшаяся в стремлении избавиться от бюджетного дефицита и сократить большой государственный долг, доставшийся от периода правления консерваторов. При этом администрация Блэра неизменно ориентировалась на принципы рыночной конкуренции и свободной частной инициативы, что отражалось в регулярном снижении прямых налогов с физических лиц и корпораций. Компенсацию в этом случае обеспечивал общий экономический рост, соответственно приводивший к росту налогооблагаемой базы, а также гибкое регулирование косвенных налогов. Особое значение имел налог на сверхприбыли компаний коммунального сектора, окончательно примиривший британское общество с итогами приватизации времён Тэтчер и Мейджора, а также экологически мотивированные налоги, ориентированные на борьбу с «парниковым эффектом». Наконец, следует отметить повышение планки социальной защиты для действительно нуждающихся в этом слоёв (например, для пенсионеров) при более рациональном построении других программ (это касалось, в частности, системы переобучения и трудоустройства безработных). Общие статистические показатели страны, достигнутые при таком бюджетном курсе в период 1997 – 2001 гг., позволяют (по крайней мере, по базовым количественным характеристикам) считать первое правительство Блэра самым эффективным за всю послевоенную историю Великобритании. В период пребывания у власти второго правительства «неолейбористов» возросли расходы на социальные проекты и на военные нужды, вследствие чего бюджетный профицит сменился дефицитом, а государственный долг заметно вырос.

Информация о работе Внутренняя политика правительств Великобритании в 1997 - 2010 гг