Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Для более наглядного представления о том, как собственно правительство РФ воплощает в жизнь инновационную политику, необходимо рассмотреть механизмы, инструменты государственной инновационной политики. Конечно не надо забывать, что эти инструменты весьма масштабны. Их непросто и не быстро можно создать, а уж тем более отладить до высокой степени эффективности. Однако такие шаги наше правительство уже делает и делает их в правильном направлении. Не останется в стороне от рассмотрения и важнейшие программы научно-технического развития России, чьи программы закреплены в соответствующих федеральных документах. Ну и наконец несколько слов необходимо сказать о самой инновационной системе РФ. Сйчас она находится в периоде становления. Надо сказать государство эту идею далеко не отпускает.

Содержание работы

Введение
1.Сущность и принципы государственной инновационной политики
1.1.Формирование ГИП. Механизмы формирования и реализации ГИП
1.2.Институты ГИП
1.3. Инструменты ГИП
2. Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития
2.1. Состояние инновационной базы РФ
2.2. Федеральные целевые программы в сфере инновационной политики РФ
2.3. Современное состояние инновационного развития Краснодарского края
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

РВК развивает свою международную  деятельность с целью импорта  современных технологий, приобретения знаний и ноу-хау технологического предпринимательства, а также с целью поддержки выхода российских высокотехнологических компаний на глобальные рынки.

С мая 2009 года генеральным  директором ОАО «РВК» является Игорь  Рубенович Агамирзян. Под его  руководством были разработаны Стратегия  развития, Положение об инвестиционной политике и Направления работы ОАО «РВК» на 2011–2013 годы, в рамках которых РВК планирует существенно нарастить инвестиции в инновационные компании и сформировать несколько новых специализированных фондов.

Ожидается, что в ближайшие  годы ОАО «РВК» сыграет определяющую роль в развитии венчурного рынка и инновационной экосистемы в Российской Федерации.

Нефинансовые институты.

  1. Особые экономические зоны.

Особая, свободная или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям

Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).

Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы  национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

Туристско-рекреационная  зона (ТРЗ) — территория, на которой  ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых  оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)

Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

По степени  интеграции в экономику

Зоны, интегрированные  в национальную экономику, ориентированные  на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и  помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.

Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано  на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

По системам льгот

Налоговые: налоговые  «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов  на собственность и имущество, НДС  и т. п. (в соответствии с законом  об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26 % до 14 %.)

Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную  внутри зоны продукцию.

Финансовые  — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

Административные  — упрощенный порядок регистрации  предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

Россия

Особые экономические  зоны — это территории, которые  государство наделяет особым юридическим  статусом и экономическими льготами для привлечения российских и  зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

В России системное  развитие особых экономических зон  началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания - "Особые экономические зоны", единственным акционером которого является государство. На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы.

Предоставляется ряд налоговых преференций. Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами

В России существуют особые экономические зоны четырёх  типов:

1.Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

2.Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

3.Портовые зоны

4.Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ

2.Технопарки.

Технопарк –  это территория, на которой для  создания благоприятных условий по разработке и коммерциализации высокотехнологичной продукции и услуг объединены научные организации, учебные заведения, производственные предприятия.

Цель – обеспечение  ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны.

Роль технопарков:

-содействовать содействовать малому и среднему предпринимательству;

- создавать инфраструктуру поддержки новых предприятий в рамках бизнес- инкубаторов;

- обеспечивать конкурентоспособность и технологическое развитие информационно-коммуникационных технологий.

Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» была принята в 2006 г., продлена до 2014 г. На ее реализацию в 2007-2010 гг. было направленно 7,65 млрд.

руб. На данный момент построено четыре технопарка из 10

запланированных к вводу:

- «Западно-Сибирский инновационный центр» (Тюменская область);

- «IT-парк» и технополис «Химград» в Татарстане;

- «Центр технологического обеспечения инновационных разработок» в Новосибирской области. Общий объем произведенной продукции и оказанных услуг в сфере высоких технологий компаниями резидентами технопарков сфере высоких технологий компаниями-резидентами технопарков к 2014 г. составит более 200 млрд. руб., а количество новых

рабочих мест превысит 37 тыс.

  1. Центры трансферта технологий.

Центр трансфера  технологий –  структурное подразделение организации, созданное для перемещения результатов научной деятельности, новых технологий от ее разработчика или владельца к новому владельцу или пользователю в процессе выведения ее на рынок.

 

Центр трансфера (ЦТ) был создан в августе 2008 года как подразделение Института  Инноватики. Миссия Центра состоит  в продвижении продукции и  технологий, созданных в ТУСУРе, внутри проектов студенческих бизнес-инкубаторов  и компаний в орбите ТУСУРа.

Кроме того, Центру трансфера предстояло выполнение определенной работы по экспертной оценке проектов, подготовке презентаций, региональных менеджеров; по созданию центров трансфера  и пилотных бизнес-инкубаторов. Несмотря на то, что ЦТ создан сравнительно недавно, его коллективу за этот период времени удалось сделать многое. Была разработана схема продвижения продукции через ТУСУР, проведены продажи инновационной продукции, определены критерии и регламент работы над проектом; сформирован каталог продуктов ЦТ; подготовлены стенды, а также проведен маркетинг и выработана стратегия продаж по проектам. Определенная работа проведена и по подготовке персонала Центра. Был выработан регламент работы ЦТ.

Задачи ЦТ

1. Взаимодействие  с организациями УНИК ТУСУР.

2. Поиск, экспертиза  и отбор инновационных разработок, и их продвижение на рынок.

3. Развитие межрегионального  взаимодействия.

4. Установление  партнерских контактов с образовательными, научно-исследовательскими, инфраструктурными  и финансовыми организациями разных форм собственности.

  Направления деятельности:

Проведение  маркетинговых исследований:

1. Сбор первичной  информации

1) Подготовка  индивидуального плана работы  с проектом;

2) Сбор и обработка  данных по проекту; 

2. Аналитика

1) Определение  целевых сегментов рынка;

2) Определение  основных конкурентных преимуществ;

3) Оценка объемов  продаж.

3. Позиционирование

1) Составление  базы данных клиентов, проведение  переговоров с представителями  целевого сегмента рынка;

2) Выявление  отношения потребителей к продвигаемому товару;

3) Четкое определение  причин покупки товара;

  Продвижение проектов:

1. Разработка  концепции продвижения проектов  на рынок / новый сегмент рынка  переговоры с Заказчиком, сбор информации о проекте, «мозговой штурм», разработка концепции продвижения проекта, определение четкой последовательности шагов по выводу проекта на рынок, составление плана продвижения проекта.

2. Составление  качественного рекламного материала

 выявление основных преимуществ разработки и описание ее потребительской ценности; составление комплекса коммерческих предложений для различных групп потребителей

3. Составление  базы потенциальных потребителей  составление расширенной базы клиентов по каждому из выбранных сегментов, с приведением всей контактной информации.

4. Проведение  переговоров и осуществление  продаж  выход на лиц, принимающих решение, с указанием все контактных данных, проведение переговоров, рассылка коммерческих предложений, повторные переговоры, прием заказов на приобретение проектов.

 

2. Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития

2.1. Состояние  инновационной базы РФ

Не смотря на то что, в настоящей исторической перспективе, наблюдаются положительные  макроэкономические тенденции, общий  уровень экономики страны похож, всё ещё, на колониальную экономику развивающихся стран, имеющих ресурсную ориентацию. Правда в отличие от этих стран Россия располагает весьма значительными мощностями в обрабатывающей промышленности и в сфере обороны.

После изменения  государственного строя в 1991 году и ускоренного перехода России к рынку состояние и изменения технологической структуры экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно развитые государства, стали воспринимать нас как развивающуюся страну.

В результате замедлилось  обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. Если принять во внимание, что переход  к рынку сопровождался практически  насильственной приватизацией, то становится ясно, почему в России в два раза сократился ВВП, резко снизились объемы промышленного производства. Целесообразно оценить деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на выполнение задач, сформулированных президентом России в Послании Федеральному Собранию, с учетом их научно-технического потенциала. Показатели в основном неутешительные: численность специалистов, занятых научно-техническими исследованиями и разработками составляет 895 тысяч человек, по данным на 2003 год. Из них исследователей - 428 300 человек. В сравнении с советскими временами число исследователей сократилось более чем на 400 000 человек, то есть в 1,9 раза. Важно Численность КБ уменьшилась в 2,9 раза, а проектных и проектно-конструкторских организаций - в 6,2 раза.

 

Основные виды технологической инновационной  деятельности организаций составляют ( по данным на 2004 год):

- 25,8% - приобретение и освоение машин и оборудования, имеющих отношение к технологическим инновациям;

Информация о работе Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития