Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Для более наглядного представления о том, как собственно правительство РФ воплощает в жизнь инновационную политику, необходимо рассмотреть механизмы, инструменты государственной инновационной политики. Конечно не надо забывать, что эти инструменты весьма масштабны. Их непросто и не быстро можно создать, а уж тем более отладить до высокой степени эффективности. Однако такие шаги наше правительство уже делает и делает их в правильном направлении. Не останется в стороне от рассмотрения и важнейшие программы научно-технического развития России, чьи программы закреплены в соответствующих федеральных документах. Ну и наконец несколько слов необходимо сказать о самой инновационной системе РФ. Сйчас она находится в периоде становления. Надо сказать государство эту идею далеко не отпускает.

Содержание работы

Введение
1.Сущность и принципы государственной инновационной политики
1.1.Формирование ГИП. Механизмы формирования и реализации ГИП
1.2.Институты ГИП
1.3. Инструменты ГИП
2. Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития
2.1. Состояние инновационной базы РФ
2.2. Федеральные целевые программы в сфере инновационной политики РФ
2.3. Современное состояние инновационного развития Краснодарского края
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

- 15,3% - производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения услуг или методов их производства (передачи);

- 13,5% - исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов;

- 11,2% - приобретение программных средств;

- 9,9% - обучение и подготовка персонала, связанная с технологическими инновациями;

- 7,8% - маркетинговые исследования в области технологических инноваций;

- 6,5% - приобретение технологических инноваций;

- 10,0% - прочие технологические инновации.

Статистические  данные позволяют выявить распределение затрат на исследования и разработки в общем объеме отгруженной продукции (по данным на 2004 год), а именно:

- 64,4% организаций расходуют на исследования и разработки до 1% от общего объема отгруженной продукции;

- 14,7% организаций - 4% и более;

- 11,7% организаций - 1-2%;

- 9,3% организаций - 2-4%.

Налицо значительное отставание производства по комплексу  высоких технологий и снижение средней  квалификации научно-технического и  производственного персонала.

 

2.2 Федеральные  целевые программы в сфере инновационной политики РФ

В современных условиях развития российской экономики приоритетным направлением является повышение эффективности государственного управления за счет совершенствования методов распределения бюджетных средств, планирования ресурсов и получаемых результатов. Важнейшим инструментом реализации достижения данной задачи являются федеральные целевые программы как регуляторы экономического стимулирования развития научной и инновационной сфер.

Федеральная целевая  программа (ФЦП) представляет собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. Целевые программы способствуют реализации структурной политики государства, положительно влияют на его социально-экономическое развитие, сфера их применения — крупномасштабные, особо значимые для государства инвестиционные и научно-технические проекты, направленные на решение системных проблем,

входящих в  сферу компетенции федеральных  органов исполнительной

власти. В России (еще со времени существования СССР) накоплен опыт использования федеральных целевых программ, в частности в научной и инновационной сферах. Правовой основой их формирования является утвержденный в 1995 году «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» .

В соответствии с этим документом разработаны основные положения, регулирующие проведение ФЦП. Главным критерием при формировании таких программ является возможность использования полученных

результатов в технологическом обновлении экономики, решении социальных проблем, повышении безопасности страны. В федеральных целевых программах определены приоритетные направления исследований и разработок, механизмы реализации, размеры финансирования; порядок отбора исполнителей; предусматриваются (или не предусматриваются) посредники из числа банковских структур и трастовых компаний; обеспечиваются необходимые объемы средств, привлекаемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также из внебюджетных источников, и организуется жесткий контроль за их расходованием. В рамках выбранных приоритетных областей научно-технического и инновационного развития формируется перечень создаваемых продуктов и услуг, которые должны быть конкуренто способными, иметь хорошую перспективу выхода на внутренний и внешний

рынки, содержать в себе значительную инновационную составляющую, основанную на использовании результатов отечественных исследований и разработок.

В 2012–2013 годах  предусматривается реализовать ФЦП по девяти основным направлениям: «Развитие высоких технологий», «Жилье», «Транспортная инфраструктура», «Дальний Восток», «Село», «Социальная инфраструктура», «Безопасность», «Развитие регионов», «Развитие государственных институтов». Основополагающими принципами реализации каждой федеральной целевой программы являются:

- обеспечение нормативного, методического и информационного единства

программы (система критериев для оценки и выбора тематики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, победителей конкурсов;

формы контрактов и отчетов; процедуры мониторинга выполнения мероприятий программы);

- участие в реализации программы представителей федеральных органов

исполнительной власти, в том числе государственных заказчиков ФЦП, а так же представителей бизнеса и науки.

Реализация  федеральных целевых  программ осуществляется на основе государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, заключаемых с исполнителями. Отбор объектов и проектов программ и их исполнителей проходит на конкурсной основе. Государственный заказчик проводит конкурсный отбор исполнителей с целью наиболее выгодного размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд, заключает государственные контракты (договоры) с победителями конкурсов.

Успешное выполнение ФЦП во многом зависит от эффективной  связи планирования, реализации и мониторинга, от уточнения и корректировки целевых показателей, мероприятий и ресурсов для их реализации. В связи с этим формируется детализированный организационно-финансовый план реализации программы. Один раз в полгода план уточняется на основе оценки целевых индикаторов, результативности программных мероприятий

и выделяемых на их реализацию финансовых ресурсов. Управленческие решения принимаются с учетом потребностей бизнес сообщества в тех или иных технологиях.

Неотъемлемой  составляющей механизма реализации федеральной целевой программы является формирование и использование современной системы экспертизы на разных стадиях выполнения программы, позволяющей отбирать самые перспективные проекты для государственного финансирования, выявлять наиболее эффективных исполнителей из числа претендентов, подавших заявки на участие в конкурсе, а также осуществлять проверку качества полученных результатов. Экспертиза и отбор проектов в программы основываются на принципах объективности, компетентности и независимости.

Рассмотрим в качестве примера результаты реализации федеральной

целевой программы  «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–

2013 годы».

Указанная Программа  рассчитана на привлечение участников из различных регионов Российской Федерации. Важным показателем результативности Программы являются ее основные технические показатели.

Основным результатом  выполнения федеральной целевой  программы является достигнутый уровень целевых индикаторов по сравнению с планируемыми показателями, характеризующий эффективность реализации программных мероприятий.

Анализ данных свидетельствует, что за рассматриваемый период

(2007–2010 годы) были  получены следующие результаты:

- объем дополнительного производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции составил 78,6 млрд рублей;

- дополнительный объем экспорта высокотехнологичной продукции - 12,6 млрд рублей;

- объем привлеченных внебюджетных средств — 27,8 млрд рублей;

- дополнительный объем внутренних затрат на исследования и разработки,

в том числе  внебюджетные средства, составил 58,72 млрд рублей;

- количество разработанных конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации, -89,3 единицы;

- количество внедренных передовых коммерческих технологий — 51 единица;

- количество внедренных критических технологий, по которым Российская

Федерация имеет  мировой приоритет, — четыре единицы;

- количество новых организаций, обладающих приборной базой мирового

уровня, — пять единиц;

- количество новых рабочих мест для высококвалифицированных работни-

ков составило 24,2 тыс.

Количество  молодых специалистов, привлеченных к выполнению исследований и разработок, не может быть определено сложением их числа по годам, поскольку некоторые исследовательские коллективы могли многократно участвовать в этой федеральной целевой программе, однако показатели — 7,9 тыс. человек в 2009 году и 5,2 тыс. человек в 2010-м — являются неплохим результатом.

Промежуточные итоги выполнения Программы, рассчитанной на 2007–2013 годы, показывают, что многие ее целевые индикаторы и показатели превышены. Отметим также, что реализация данной федеральной целевой программы проводится в семи федеральных округах большим коллективом ученых и специалистов.

Таким образом, следует признать, что федеральные целевые программы по масштабам задач, объемам финансирования, участию в их реализации представителей интеллектуальной, научной, инженерной элиты страны являются одним из регуляторов стимулирования развития научной и инновационной сфер в Российской Федерации.

 

2.3  Современное  состояние инновационного развития  Краснодарского края

Сегодня эффективное  регулирование инновационных процессов  является необходимым условием обеспечения  экономического роста и конкурентоспособности  страны и может быть достигнуто при активном участии государства в области создания национальной инновационной системы.

Структурными  элементами национальной инновационной  системы (НИС) являются государство, бизнес, образование и наука, которые  взаимодействуют на основании нормативно-правовой базы инновационной деятельности.

Инновационное развитие представляет собой последовательную реализацию мероприятий по осуществлению  инновационной деятельности всеми  субъектами национальной инновационной  системы с вовлечением в этот процесс все больших сфер жизни и обеспечивается эффективным взаимодействием всех элементов инновационной системы.

Мировой опыт показывает, что национальная инновационная  система любого крупного государства  может эффективно функционировать  только с учетом особенностей регионов. Глобализация мировой экономики, снижение барьеров в международных экономических отношениях приводит к «стиранию границ» между государствами и повышает значимость отдельных регионов. Рост конкурентоспособности региональных экономик может быть достигнут путем реализации стратегий развития региональных инновационных систем (РИС). Региональную инновационную систему можно рассматривать как часть национальной, однако взаимодействие науки, бизнеса (производства) и государства в целях распространения инноваций происходит в пределах и с учетом специфики конкретного региона.

При составлении  стратегий развития региональных инновационных  систем одним из первых этапов должен стать анализ текущего состояния  инновационной деятельности. Первичная оценка уровня инновационного развития региона может быть произведена по следующему сценарию:

1. Анализ основных  показателей инновационной деятельности  за период от 5 лет.

2. Выявление  факторов, тормозящих рост инновационной  активности.

3. Выявление  возможных «точек роста» инновационного развития региона.

Переход на современную, более эффективную модель экономического роста возможен только при стимулировании развития науки и инноваций, при  повышении конкурентоспособности  выпускаемой продукции за счёт коммерческого использования инновационных технологий.

Для успешного  перехода на инновационный путь развития в регионе принят закон «О государственной  поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае», а также  разработана долгосрочная краевая  целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Краснодарском крае» на 2011 – 2013 годы.

Приоритетные  отрасли для развития инноваций  в Краснодарском крае:

- промышленность;

- строительство;

- топливно-энергетический комплекс;

- агропромышленный комплекс;

- транспорт и связь;

- курортно-рекреационный и туристский комплекс;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- научно-образовательный комплекс;

- здравоохранение.

Краснодарский край, обладая высоким научно-техническим  потенциалом, имеет недостаточный  уровень развития инновационной системы, что является следствием:

- недостаточной инвестиционной привлекательности инновационной сферы в сравнении с другими отраслями экономики;

- слабого взаимодействия между наукой и бизнесом;

- недостаточного уровня развития инфраструктуры региональной инновационной системы, включая финансовое, информационное, консалтинговое, маркетинговое обеспечение;

- неразвитости системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы;

-технологической отсталости и, как следствие, низкой конкурентоспособности продукции ряда отраслей промышленности.

В регионе сравнительно невелика доля инновационно активных организаций (4% против 9,7% в среднем  по РФ). При этом научно-технический  и образовательный потенциал  Краснодарского края имеет значительный вес:

Информация о работе Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития