Сущность и характерные черты политических партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Возникновение политической жизни явилось закономерным результатом поступательного развития человеческого общества. Главную роль в этом процессе сыграло появление классов и классовой борьбы. Со времени разложения первобытнообщинного строя вся история была историей классовой борьбы, борьбы между эксплуатируемыми и эксплуатирующими, подчиненными и господствующими классами на различных ступенях общественного развития.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность и характерные черты политических партий 4
1.1. Понятие и функции политический партий 4
1.2. Типология политических партий 6
1.3. Партии и заинтересованные группы 8
Глава 2. Политические партии в политической системе зарубежных стран 13
2.1. Партийная система ФРГ 13
2.2. Партийная система США 22
2.3. Партийная система Франции 23
2.4. Основные политические партии Италии 31
2.5. Партийная система Великобритании 32
Глава 3. Правовое положение президентов США, ФРГ и Франции 34
Заключение 42
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

партии зарубежных стран.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  в США существует множество ассоциаций, выступающих в качестве объединений заинтересованных групп, представляющих предпринимательские круги. Среди них наиболее крупными являются Торговая палата США (объединяет 27 тыс. штатных и местных палат, 200 тыс. компаний-членов и 13 тыс. предпринимательских ассоциаций), Национальная ассоциация промышленников (в нее входят 75% всех промышленных компаний США), Национальная ассоциация малого бизнеса (500 тыс. компаний) и Национальная федерация независимого бизнеса (400 тыс. компаний). К наиболее крупным лоббистским организациям, пользующимся большим влиянием в Вашингтоне, относятся "Нэшнл райфл асошиэйшн", "Нэшнл эдвокэйшн асошиэйшн". Американская федерация фермерских бюро, Американская ассоциация адвокатов , Американский нефтяной институт, "Шоссейное лобби", "Военно-промышленное лобби", так называемое "Еврейское лобби" и т.д. Как признавал журнал "Форчун", финансово-промышленные круги Америки превратились в "самое эффективное лобби страны, отстаивающее своекорыстные интересы".

О характере и разнообразии подобных объединений в ФРГ дает представление перечень их названий: Объединение немецких профсоюзов, Федеральное объединение союзов немецких работодателей, Федеральное объединение германской промышленности. Союз налогоплательщиков, Союз демократических ученых. Немецкий спортивный союз и т.д. На региональном и федеральном уровнях существует множество объединений и организаций ремесленников, студентов, врачей, деятелей культуры, потребителей товаров широкого спроса и т.д. По некоторым данным, в ФРГ насчитывается от 4 тыс. до 5 тыс. таких объединений. Аналогичное положение можно констатировать и в других индустриально развитых странах.

Наиболее активно к  тактике лоббирования прибегает  крупный, средний и мелкий бизнес, их предпринимательские ассоциации и организации. Важная задача, стоящая перед ними, - воздействие на формирование политической стратегии правительства. Особую настойчивость в этом проявляют руководители корпораций, которые проникают в политические круги, используя личные и партийно-политические связи, участие в предпринимательских и профессиональных ассоциациях и в различных подкомиссиях. Для реализации своего влияния в политической жизни страны бизнес создал широкую сеть различных организаций. В США это так называемые совещательные комитеты бизнеса при правительстве вроде совещательного комитета по частному предпринимательству во внешней торговле или совещательного комитета промышленников при министерстве обороны США, которых в настоящее время насчитывается около 2 тыс.: политические организации бизнеса, как, например, комитет бизнеса за сокращение налогов, "круглый стол" бизнеса, чрезвычайный комитет за развитие американской торговли и др. Эти и подобные им организации призваны отстаивать интересы бизнеса в различных государственно-политических институтах и учреждениях, содействовать формированию угодного бизнесу политического курса.

В отличие от США, большинство  групп давления в европейских  странах тесно связаны с правительством. Нередко правительство делегирует им отдельные функции: например, установление цен, реорганизацию тех или иных отраслей промышленности в соответствии с определенным планом, введение квот и т.д. Часто есть прямая правительственная поддержка, например в таких начинаниях, как совместное владение акциями правительством и частными лицами или организациями, поощрение правительством картелей и т.д. Правительство и политические партии совместными усилиями способствуют деятельности заинтересованных групп.

Такая практика ассоциации заинтересованных групп с правительством или партиями способствует укреплению как партийной лояльности, так и партийной дисциплины. Часто именно связь с заинтересованными группами позволяет укрепить партийную дисциплину, поскольку руководители тех или иных заинтересованных групп одновременно занимают влиятельные позиции в партийной иерархии. Так, правительство христианских демократов в Италии успешно держало в узде католические профсоюзы, а компартия - коммунистические профсоюзы.

В последние полтора-два  десятилетия сдвиги в общественно-политической жизни способствовали определенным изменениям в отношениях между заинтересованными группами и политическими партиями. Так, ослабление партийной приверженности сопровождается тенденцией к повороту людей к заинтересованным группам. Рост заинтересованных групп ускорился в такой степени, что некоторые политические наблюдатели высказывают серьезные опасения, что эти группы могут взять на себя отдельные важные функции партий, что в недалеком будущем они придут на смену партиям. Как бы подтверждая этот тезис, наиболее влиятельные заинтересованные группы создали собственные комитеты политического действия, которые играют все более возрастающую роль в политической жизни. В настоящее время только в США число таких комитетов перевалило за 4 тыс.

 

Глава 2. Политические партии в политической системе зарубежных стран

2.1. Партийная система ФРГ

Немецкие партии работают в бундестаге, в парламентах федеральных  земель, а также в крайстагах и  в советах общин. Хотя на различных  уровнях естественно существуют различные главные задачи партийной работы, представители партии руководствуются едиными основными принципами, которые обсуждаются и принимаются политиками всех уровней на федеральных съездах партии. Когда в 1949 году в Бонне была образована Федеративная Республика Германия, то демократические партии свою важнейшую задачу видели в том, чтобы содействовать духовному и материальному возрождению. Последующее изложение ограничивается в основном работой и обликом партии на федеральном уровне.

Социал-демократическая  партия Германии (СДПГ)

СДПГ может оглянуться на самую долгую среди всех немецких партий историю. Уже весной 1863 года появился ее первый прообраз - "Всеобщий Немецкий Рабочий Союз". В 1869 году была образована "Социал-демократическая рабочая партия". Оба течения, усиление которых содействовало принятию Бисмарком законов о социальной защите, объединились в 1875 году в Готе в "Социалистическую рабочую партию Германии". После 1890 года СДПГ превратилась в массовую партию. В 1912 году она образовала самую сильную фракцию в германском рейхстаге. Однако большого политического влияния она добилась лишь после Первой мировой войны, став одной из правящих партий в Веймарской Республике (с 1919 по 1933 гг.). Ее представитель Фридрих Эберт стал также первым рейхспрезидентом, избранным после развала империи демократическим путем.

После Второй мировой  войны СДПГ начала определять свой политический курс с того, что она  четко отмежевалась от коммунистов  сделала упор на национальных интересах  Германии. В экономической политике она взяла за основу своей деятельности концепцию плановой экономики с активным участием государства в экономической, социальной политике, а также в области образования. "Годесбергская программа" 1959 года, в которой СДПГ однозначно приняла модель социальной рыночной экономики, дала согласие на западную интеграцию Федеративной республики и на возрождение немецкой армии, положила начало превращению СДПГ в народную партию. Благодаря этому СДПГ удалось прорваться к до тех пор недоступным для нее слоям избирателей. В период с 1969 года по 1982 годы СДПГ расширила социальную политику за счет повышения государственных расходов, а также сделала более доступным среднее и высшее образование с помощью программы стипендий, имевшей четкую социально-политическую направленность. Во внешней политике она активно выступала за примирение с Восточной Европой (Восточная политика), не ставя при этом под вопрос принадлежность Федеративной республики к Западу.

Основные положения  Годссбсргской программы были закреплены в принятой 20 декабря 1989 года в Берлине основополагающей программе: "Годесбергская программа извлекла новые выводы из исторического опыта. Она сумела осуществить демократический социализм как задачу, свободу, справедливость и солидарность с помощью демократизации общества, с помощью социальных и экономических реформ. Социал-демократическая партия представила себя в Годесберге такой, какой она была с давних пор: левой народной партией. Таковой она и останется".

Подобно "Годесбергской  программе", "Берлинская программа" также придает большое значение в экономике рынку и конкуренции. Задача государства заключается в том, чтобы создать рамочные условия для экономического развития и позаботиться о справедливом социальном порядке. СДПГ выступает за более демократическое принятие решений и экологическую перестройку экономики. Особое значение СДПГ придает диалогу "Север-Юг".

СДПГ с самого начала интенсивно поддерживала контакты с  международным рабочим движением. Она является одним из ведущих  членов социалистического интернационала. И в этой области СДПГ особенно активно выступала в защиту интересов стран "третьего мира".

Христианско-демократический  союз (ХДС)

В начале ХДС представляла собой гражданское движение, в  котором представители обоих  христианских конфессий должны были найти политическую родину. Понятие "союз" в названии партии должно было сделать очевидным интеграционный элемент и характер народной партии также и для окружающих. Что касается ссылки на христианские основы, то образованная в конце XIX столетия партия "Центра" была предшественником ХДС до 1933 года. После 1945 года воссозданная партия "Центра" в Федеральной республике лишь временно имела какое-то значение, главным образом в Северном Рейне-Вестфалии.

С собственными программными проектами ХДС выступала еще  в 1945 году в Берлине и в Кельне. Она пережила период стремительного развития при первом федеральном председателе Конраде Аденауэре (1950-1963 гг.). В 1957 году она - единственный случай в послевоенной истории Германии - завоевала абсолютное большинство в бундестаге. В это время она не была типичной членской партией, как СДПГ, но, благодаря успешной политике Конрада Аденауэра, пользовалась широкой поддержкой избирателей. Лишь после 1969 года, когда ХДС не получил необходимого большинства для образования правительства, хотя и завоевал наибольшее количество голосов, партия усилила агитацию новых членов. С 1969 по 1978 годы численность ХДС выросла с 304.000 до 675.000 членов. 30 июня 1989 года она составляла 668.000 человек.

В 1992 году число членов партии в объединенной Германии составляло около 750.000, а в 1999 году - примерно 625.700. В лице Лотара де Мэзьера, имевшего большие заслуги в деле превращения бывшего восточного ХДС в демократическую партию, представитель восточной германии в 1990 году был впервые избран заместителем председателя партии Гельмута Коля. С 1998 года Ангела Меркель из восточной Германии является генеральным секретарем ХДС.

Программа ХДС прошла многие этапы. Из прошлых проектов самой  известной стала "Аленская программа" 1947 года для британской оккупационной  зоны. Внимание в ней уделяется в первую очередь экономическим и социальным вопросам. Центральным в ней было требование кардинального изменения экономической системы. Програма предусматривала национализацию промышленности основных материалов, создание широких возможностей для участия трудящихся в принятии решений, эффективное картельное законодательство, целенаправленная поддержка среднего сословия, широкий разброс владения акциями и расформирование крупных концернов.

Внешнеполитическая концепция  ХДС впервые находит отражение в "Гамбургской программе" 1953 года. В этом документе решительно отвергается идея нейтралитета Германии. Важнейшей целью называется воссоединение Германии в условиях мира и свободы. ХДС во внешней политике придерживается принципа принадлежности Федеративной республики к западному альянсу НАТО. Прочный мир на планете должен быть достигнут благодаря интенсивному диалогу между Востоком и Западом и активной помощи развивающимся странам в рамках диалога между Севером и Югом. Особое внимание по-прежнему уделяется сокращению вооружений и европейской интеграции в экономическом и политическом отношении.

Этические основы христианства, идея социального рыночного хозяйства  и прочная принадлежность Федеративной республики к западной системе и  по сей день сое гав-ляют основу программы ХДС. Все принятые с начала 60-х годов проекты являются вариантами и модификациями этих трех основных принципов. Так, например, в такназываемом "Мангеймском заявлении^от 1975 года подчеркнутая приверженность социальной рыночной экономике была дополнена "новым социальным вопросом", который исходит из того, что в обществе наблюдаются конфликты между организованными и неорганизованными общественными интересами и неравномерное распределение социальных тягот. В экономическом плане государство должно поддерживать частную инициативу и создавать оптимальные условия для развития экономики. ХДС выступает также за реформирование систем налогообложения и здравоохранения.

В экономической и  финансовой политике ХДС видит свою главную задачу в поддержке качественного экономического подъема и сокращении безработицы. В "Штутгартских тезисах" от 1984 года находит отражение новое понимание техники и окружающей среды. К цели всеобъемлющей защиты окружающей среды партия намерена приблизиться с помощью новых технологий и мер по изменению сознания населения. Однако, как подчеркивается в документе, необходимо ограничить применение новых технологий там, где техника начинает утрачивать функцию служения человеку. Особенно возможности манипуляций наследственного кода человека требуют установления "новых границ для технических возможностей, которые бы отвечали этическим масштабам нашего христианского представления о человеке".

Христианско-социальный союз (ХСС)

ХСС, несмотря на ее духовную близость к ХДС, является самостоятельной партией. С братской партией Христианско-демократическим союзом (ХДС) было условлено, что ХСС выдвигает своих кнадидатов на выборах только в Баварии, а ХДС - в остальных федеральных землях. Со времен первых выборов в германский бундес гаг в 1949 году ХСС и ХДС образуют единое фракционное сообщество, которое обновлялось каждый раз с началом очередного легислатурного периода. Руководитель земельной группы ХСС в бундестаге одновременно является первым заместителем председателя всей фракции ХДС/ХСС. С 1999 года председателем баварского ХСС является Эдмунд Штойбер.

Информация о работе Сущность и характерные черты политических партий