Судебная реформа 1864 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:09, контрольная работа

Описание работы

Введение
Судебная реформа 1864 года
Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 года. Ее основные положения
Заключение
Список используемой литературы

Содержание работы

Существенное влияние на развитие отечественного государства и права оказали многие исторические события. Например, одно из них- судебная реформа 1964 года. А важнейшей отличительной чертой истории отечественного государства и права является обусловленная победа социалистической революции и существование советского государства и права, принятие первой социалистической конституции 1918 года.

Файлы: 1 файл

контрольная по ИОГП.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

3

1.

Судебная реформа 1864 года

4

2.

Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 года. Ее основные положения

13

 

Заключение

19

 

Список используемой литературы

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История- развивающаяся  действительность. Прошлое и настоящее неразрывно связано. Знание прошлого, истории во все времена играло важную роль. Постигая прошлое, люди опирались на накопленный человечеством опыт и более успешно решали стоящие перед ним задачи.

Очевидно, что история  социальная память человечества, кладовая его социального опыта. История передает этот  опыт от одного поколения к другому. Осмысление этого опыта делает его достоянием современности.

Процесс развития государства  и права, в том числе отечественного государства и права, подчиняется определенным объективным факторам. Нельзя не видеть того, что государство и право зарождаются во многом в виде весьма несовершенных форм и в процессе исторического развития происходит закономерный процесс их совершенствования.

Исторический процесс соответствует определенным объективным закономерностям. Свои специфические закономерности (особенности) характерны для исторического развития государства и права на территории России.

Существенное влияние  на развитие отечественного государства и права оказали многие исторические события. Например, одно из них-  судебная реформа 1964 года. А важнейшей отличительной чертой истории отечественного государства и права является обусловленная победа социалистической революции и существование советского государства и права, принятие первой социалистической конституции 1918 года.

 

 

 

 

 

 

  1. Судебная реформа 1864 года

 

Вплоть до 1864года, а в какой-то мере и после,  сохранялась прямая  или косвенная  зависимость  судов  от  императора  и   исполнительных   органов. Император  назначал  и  смещал  судей  основных  судов,  он  обладал  правом помилования, утверждал составы некоторых судов и  так далее.  Зависимое положение судебных органов  проявлялось  и  в  том,  что  предварительно  следствие  и принятие по существу решений, касающихся дел о менее опасных  преступлениях, возлагалось  на  полицию,  действовавшую  под   непосредственным   контролем губернаторов и губернских правлений. Некоторые  из  приговоров  утверждались губернаторами. Судьи, кроме выполнения судебных функций, нередко занимали  и административные должности.

Существенным недостатком  дореформенных  судов  была  их  сословность. Длившаяся в течение  многих  десятилетий  эволюция  судебных  учреждений  (в конце 18 века) привела к тому, что практически каждая  социальная  прослойка в обществе  приобрела свои суды.  Существовали  особые  суды  для  крестьян, горожан, дворян, специальные коммерческие, совестные, межевые и иные суды.

Следствие проводилось  полицией, гласности судебного процесса не существовало, в судах царили неописуемая волокита (дела тянулись многие годы). Все это вызывало всеобщее недовольство существовавшей судебной системой.

Подготовка к реформе  началась еще в 50-х годах 19 столетия. К ней были привлечены лучшие специалисты того времени. На последних  этапах  (в  апреле 1862г.) во избежание случайных и непродуманных решений была  разработана концепция   реформы,    получившая    наименование    «Основные    положения преобразования судебной части в России».

 

Первый шаг в практическом проведении реформы -  это   изданный  в  мае 1860 года Закон о судебных следователях. 20 ноября 1864 года царь Александр II подписал Указ Правительствующему Сенату, утвердивший четыре основных законодательных акта:

      - Учреждение  судебный установлений;

      - Устав  уголовного судопроизводства;

      - Устав  гражданского судопроизводства;

      - Устав  о наказаниях, налагаемых мировыми  судьями.

В основу преобразований  реформы 1964 года был положен принцип  разделения властей: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной. Новая судебная система, введенная «Учреждением судебных установлений», приобрела следующий вид. Она состояла из 2 структур: 1) местных судов (для решения малозначительных дел) – волостных и мировых, 2) общих судов, включавших в себя окружной суд и судебную палату. Во главе судебной системы стоял Сенат.

Судебная реформа провозгласила: отделение суда от администрации, которое  обеспечивалось несменяемостью судей  и судебных следователей; создание всесословных судебных органов; равенство всех перед судом; суд присяжных; выборность мировых судей; прокурорский надзор за законностью судопроизводства.

Сам порядок судопроизводства был перестроен на основе принципов  состязательности, гласности, устности, непосредственности, права обвиняемого на защиту.

Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, к общим- окружные суды, учреждения для нескольких уездов; судебные (по уголовным и гражданским делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей; кассационные (по гражданским  и уголовным делам) департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов.

Мировые судьи учреждались  для рассмотрения мелких уголовных  и гражданских дел. Дела решались мировыми судьями единолично в порядке  упрощенного судопроизводства. Мировые суды учреждались с целью разгрузить основное звено – суды общие – от малозначительных дел. Образцом для них послужил мировой суд Англии, где на должности мировых судей правительство назначало «уважаемых и почтенных людей» из местного населения, которые не получали за свой труд жалованье. Но в России мировые судьи избирались земскими уездными и городскими органами самоуправления (Земским собранием и Городской думой) и утверждались Сенатом. Мировым судьей мог стать человек, отвечавший некоторым цензовым требованиям: возраста (не моложе 25 лет), образования (высшее или среднее), оседлости (проживший не менее 2 лет в данной местности), имеющий опыт работы в судебных органах не менее 3 лет и облагающий собственностью (имущественный ценз). Это могла быть земля – от 400–1600 десятин в разных губерниях, недвижимость или капитал от 15 тысяч рублей годового дохода, высокий имущественный ценз, несколько понижался только для отставных офицеров.

Закон определял сферу юрисдикции мировых судей: им были подсудны дела «о менее важных преступлениях и проступках», за которые предусматривались такие санкции, как кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в работный дом на срок до года, денежные взыскания на сумму не свыше 300 рублей.

В гражданско-правовой сфере на мировых  судей возлагалось рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму до 300 рублей), дел, связанных с возмещением за ущерб на сумму не свыше 500 рублей, исков за оскорбление и обиду, дел об установлении прав на владение. Споры о праве собственности на недвижимое имущество у мировых судей были изъяты.

 

Приговор или решение  мирового судьи можно было обжаловать в уездный съезд мировых судей (в апелляционном порядке) и, наконец, в кассационном порядке в Сенат.

Система общих судов состояла из окружных судов и судебных палат. Первой инстанцией системы общих судов был окружной суд. Их было учреждено 106.  Обычно судебный округ совпадал с территорией губернии. Именно в окружном суде рассматривалась основная масса судебных дел как уголовных, так и гражданских. Окружные суды образовывались на территории нескольких уездов с  учетом численности населения и объема  работы.  Председатели  и  члены  этих  судов назначались императором по представлению министра  юстиции,  который  должен был считать с мнением  общего  собрания  судей  того  суда,  где  предстояло работать назначаемому. Срок полномочий для судей не устанавливался. В их  составе  образовывались,  в  зависимости  от  количества  судей, присутствия. Им было подсудно  большинство  дел,  отнесенных  к  компетенции общих  судебных  установлений.  Окружные  суды  рассматривали  уголовные   и гражданские дела  по  первой  инстанции,  иногда  выступали  в  роли  второй инстанции по отношению  к  съездам  мировых  судей  и  проверяли  законность вынесенных ими решений.

Всё, что превышало подсудность  мирового суда, подлежало юрисдикции общих судов. Основной инстанцией здесь  являлся окружной суд. Он учреждался, как правило, один на губернию или  объединял несколько уездов в  крупных губерниях. Всего было создано 104 судебных округа. Окружной суд состоял из двух отделений: гражданских и уголовных дел. В каждом отделении дела рассматривались коллегиально в составе не менее 3 судей. Такой состав получил название коронного суда. При этом практиковался переход членов суда из одного отделения в другое.

Уголовное отделение кроме коронного  суда имело в своем составе  суд с участием присяжных заседателей. В его ведение передавались особо  тяжкие дела, дела по преступлениям, которые  влекли за собой наказание в виде лишения всех прав состояния. Все остальные дела судил коронный суд.

Второй инстанцией в общей юрисдикции была судебная палата, одна на несколько  губерний. Их было создано 11, затем их число увеличилось до 14. Она делилась на департаменты уголовных и гражданских  дел, которые возглавляли председатели. Судебная палата выступала как суд первой инстанции по делам о государственных преступлениях и преступлениях должностных. При рассмотрении таких дел в заседаниях судебной палаты требовалось присутствие сословных представителей (предводителей дворянства, городских голов и волостных старшин).

Как суд второй инстанции судебная палата рассматривала в порядке  апелляции решения и приговоры  окружных судов (по жалобам сторон и  по протестам прокуроров). Она осуществляла и общий надзор за деятельностью окружных судов.

Те уголовные дела, по которым  подсудимым грозили наказания, связанные  с лишением или ограничением гражданских  прав, рассматривались с участием присяжных заседателей. На суд присяжных предлагались дела «о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ». Избранная континентальная модель института присяжных заседателей (ответ на вопрос: «виновен ли подсудимый?») определила организацию и порядок их работы.

Присяжным заседателем могло стать  лицо в возрасте от 25 до 70 лет, обладающее цензом оседлости (два года). Для  назначения присяжных составлялись общие списки, в которые включались: почетные мировые судьи, служащие (кроме профессиональных юристов), все выборные должностные лица, волостные и сельские судьи из крестьян, прочие лица, располагающие недвижимостью или доходом. В списки не могли включаться священники, учителя, прислуга и наемные рабочие.

Заседание окружного суда с участием присяжных заседателей происходило следующим образом: судебным заседанием руководил председатель коллегии коронных судей (судебных чиновников). Он же по окончании судоговорения делал заключения и ставил вопросы перед присяжными. Присяжные, удалившись в совещательную комнату, выносили вердикт- виновен или невиновен подсудимый и, если виновен, то заслуживает снисхождения. Иными словами, вопрос о виновности присяжные решали самостоятельно, независимо от коронных судей. Затем коронные судьи уже без участия присяжных определяли меру наказания и выносили приговор. Приговоры суда, вынесенные с участием присяжных заседателей, не подлежали апелляции, а могли быть обжалованы лишь в Сенат в кассационном порядке по признанию формального нарушения закона.

Суд присяжных допускался только в  окружных  судах.  Гражданские  дела рассматривались  без участия присяжных заседателей. Суд  присяжных  не  смогли  внедрить  на  большей   части   территории Российской империи (он действовал только в центральных губерниях).

При окружных судах учреждался институт следователей, осуществлявших под надзором прокуратуры предварительное расследование преступлений на закрепленных за ними участках. До реформы предварительное следствие осуществляли земский суд и управа блогочиния. Реформа отдалила предварительное следствие от судебного расследования.

Второй инстанцией по всем уголовным  и гражданским делам (за исключением  уголовных дел, решаемых с участием присяжных) выступали судебные палаты. Их было всего 14, каждая из них направляла деятельность 8-10 окружных судов. На судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлениях по первой инстанции. Дела рассматривались при участии «сословных представителей»: губернского и уездного предводителей дворянства, городского головы губернского города и волостного старшины.

Суд сословных представителей - одно из проявлений непоследовательности судебной реформы 1864года, власти не смогли до конца отказаться от влияния  на суды   сословных   интересов.   Были   выделены   категории    преступлений, рассмотрение  которых  ставилось  под   контроль   представителей   основных сословий  (государственные  преступления,  «преступления   по   должности»). Сословные представители участвовали в вынесении приговоров,  пользуясь  теми же правами, что и профессиональные судьи. Рассмотрение  уголовных  дел  с  участием   сословных   представителей осуществлялось и в судах других инстанций общих судебных  установлений  -  в судебных палатах и Правительствующем сенате.

Высшей судебной инстанцией оставался  Сенат, в котором были кассационные департаменты. Кроме того, при Сенате в 1872 году было учреждено Особое приветствие для рассмотрения особо важных политических дел. Дела высших должностных лиц и особо важные дела могли рассматриваться в Верховном уголовном суде, состав которого по каждому конкретному делу назначался императором.

Реорганизовывалась прокуратура. Ее главной задачей стало поддержание  государственного обвинения в суде, надзор за деятельностью судебных следователей, полиции, судов и мест заключения.

Одновременно учреждалась адвокатура. Адвокаты делились на две категории: присяжные поверенные, выступали  защитниками в судах всех видов, и частные поверенные, имевшие  право выступать лишь в мировых судах.

Информация о работе Судебная реформа 1864 года