Становление и развитие социально-политических идей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

Первые политические учения появились в условиях раннеклассовых обществ и государств. Сменявшие друг друга, они обусловливались не только интересами определенных классов, но и выражали общечеловеческие ценности — идеи справедливости, общего блага, свободы и т.д. При этом история развития политических учений есть одновременно и история борьбы политических идей, поскольку интересы и стремления классов и социальных групп часто не совпадали, а зачастую носили противоположный характер.

Содержание работы

Введение 2
I. Политические идеи Древнего мира 6
I.1. Возникновение политических идей в Древнем мире 6
I.2. Политические учения Древней Греции 8
I.3. Политические учения Древнего Рима 12
I.4. Политические учения Древнего Востока 14
I.4.1. Древняя Индия 14
I.4.2. Древний Китай 18
Выводы 22
II. Политическая мысль Средневековья 24
II.1. Зарождение христианской политической мысли в эпоху Римской империи 24
II.2. Политическая философия Августина Блаженного 27
II.3. Фома Аквинский 28
II.4. Никколо Макиавелли 30
II.5. Политико-правовые идеи средневековых ересей 32
Выводы 35
Заключение 37
Практическое задание 39
Словарь основных понятий 41
Литература 42

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Учреждение  образования

«Витебский  государственный университет  имени П.М.Машерова» 
 

Педагогический  факультет 

Кафедра философии 
 
 
 

Контрольная работа

по политологии

«Становление  и развитие

  социально-политических  идей» 
 
 
 
 

               студентки 4 курса 43-Н  группы

               педагогического факультета

               специальность «Начальное образование» (ОЗО)

               Чувасовой Анастасии  Александровны 
           
           

Витебск, 2011 
Содержание 

Введение           2

I. Политические идеи Древнего мира      6

      I.1. Возникновение политических идей в Древнем мире  6

      I.2. Политические учения Древней Греции    8

      I.3. Политические учения Древнего Рима     12

      I.4. Политические учения Древнего Востока    14

            I.4.1. Древняя Индия       14

            I.4.2. Древний Китай       18

Выводы           22

II. Политическая мысль Средневековья      24

      II.1. Зарождение христианской политической мысли в эпоху Римской империи           24

      II.2. Политическая философия Августина Блаженного  27

      II.3. Фома Аквинский        28

      II.4. Никколо Макиавелли       30

      II.5. Политико-правовые идеи средневековых ересей   32

Выводы           35

Заключение          37

Практическое  задание         39

Словарь основных понятий        41

Литература           42 

 

Введение

            Лишь  немногие могут творить  политику, но судить о ней могут  все. (Перикл, V в. до н.э.)

            Целью политики является общее благо; народ и власть должны подчиняться закону. (Аристотель)

     Первые  политические учения появились в  условиях раннеклассовых обществ и государств. Сменявшие друг друга, они обусловливались не только интересами определенных классов, но и выражали общечеловеческие ценности — идеи справедливости, общего блага, свободы и т.д. При этом история развития политических учений есть одновременно и история борьбы политических идей, поскольку интересы и стремления классов и социальных групп часто не совпадали, а зачастую носили противоположный характер.

     Поистине  неисчерпаемое богатство творческого  наследия многих поколений мыслителей прошлого не позволяет нам здесь показать все многообразие выдвинутых ими идей и концепций. В связи с этим возникает необходимость классифицировать политические учения различных эпох и затем в обобщенном виде проанализировать их наиболее характерные черты.

     Древний мир - это пора зарождения государственности  и политических идей на почве религиозной  мифологии. В мифологической форме впервые выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства.

     Политическая  мысль каждой древней цивилизации  своеобразна. На Востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве и праве внесли Индия и Китай. При всем своеобразии их политических идей обе системы отразили общественный и политический строй, покоящийся на так называемом азиатском способе производства. Политическая мысль Востока проникнута верой в мудрость старых, установлением ими обычаев, в их совершенство.

     В развитие политической мысли Запада исключительный вклад внесла Древняя  Греция. Там сложился «античный способ производства» со значительным распространением рабовладения. Политическая мысль Греции быстро прошла путь от мифа к теории. Греки систематизировали и анализировали многообразие политических форм, изучали условия, благоприятствующие становлению различных политических систем, закономерности их смены. Они верили в возможность рационально сконструировать идеальную форму правления и осуществить ее на практике.

     Средние века в истории заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (V– XVI вв.). Экономический строй, взаимоотношения  классов, государственные порядки и правовые институты, духовный климат средневекового общества являлись теми факторами, которые оказывали воздействие на содержание, дифференциацию, социальную направленность политико-юридических идей средневековья.

     Политические  и правовые учения рассматриваемой эпохи постоянно видоизменялись. Происходившие в них перемены, существенные сдвиги являлись, в конечном счете, закономерным следствием серьезных перемен, сопровождавших эволюцию социально-экономических и политических систем феодального общества в странах Западной Европы.

     Одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).

     Тема  данной контрольной работы актуальна тем, что развитие политической мысли Античности послужило возникновению политических учении Средневековья; в свою очередь, средневековый застой в Европе, торжество религии над наукой, продолжалось слишком долгие годы. Чтобы лучше понять, что же происходило в средние века в политической и правовой сферах, необходимо выяснить, что же расшатывало эту религиозную державу. дать характеристику политической мысли Древнего мира и Средневековья.

     В соответствии с этим целью данной работы является рассмотрение зарождения политической мысли Античности и христианской политической мысли в эпоху Римской империи. Задачами выполнения контрольной работы являются:

   • изучение политической мысли Античности в трудах Платона и Аристотеля;

   • формирование представлений о политической мысли римлян;

   • рассмотрение и изучение отличий  греческой политической культуры от восточной;

   • изучение политической философии Августина  Блаженного;

   • охарактеризовать такие религиозные  направления как ереси

   • изучение  политико-правовых идей средневековых ересей;

   • рассмотрение учений Фомы Аквинского;

   • изучение политических идей Никколо  Макиавелли.

 

    I. Политические идеи Древнего мира

    I.1. Возникновение политических идей в Древнем мире

     В древности народы черпали свои первые политические идеи из мифологических представлений о месте человека в мире, о божественном происхождении власти и ее предписаний.

     Политические  учения впервые возникли в рабовладельческих  государствах Китая, Индии, Египта и Междуречья. Эти государства образовывались и укреплялись из потребности организации больших масс людей для жизненно важных хозяйственных работ. И это понятно — ведь только сильная и четко отлаженная власть способна организовать труд большого количества людей и поддерживать достигнутое в результате благосостояние государства. В связи с этим вопросы политики в древних обществах длительное время рассматривались в плане конкретной деятельности правителей, в виде советов и рекомендаций, что надлежит делать, чтобы укрепить и обеспечить процветание страны. Тем самым власть получала возможность управления обществом не только с помощью средств убеждения и религии, но и в необходимых случаях посредством угроз и насилия.

     В Древней Индии, чтобы облегчить  управление обществом, была создана система разделения людей по варнам. Члены трех высших варн: брахманы (жрецы), кшатрии (воины) и вайшьи (земледельцы и ремесленники) считались полноправными членами общества. У них в подчинении находились члены низшей варны — шудры. Такое положение было закреплено политическим трактатом «Законы Ману», а другой трактат, «Артхашастра», обосновал идею сильной царской власти, основывающейся на соображениях государственной пользы. Главная мировоззренческая идея обоих трактатов заключалась в утверждении, что существующий общественный уклад имеет божественное происхождение. Человек не в силах изменить изначально установленное свыше и обязан с этим смириться. Любая попытка нарушить естественный ход событий повлечет соответствующую кару.

     В Древнем Китае главной политико-этической  доктриной было конфуцианство. Учение Конфуция изложено в сборнике «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Здесь Конфуций обосновывает свою патриархально-патерналистскую концепцию государства: государство — большая семья, где правитель, как отец, заботится о подданных, а подданные почитают его и любят друг друга, как братья. Государство необходимо для справедливого и достойного существования людей, которые разделены на чиновников и простолюдинов, занимающихся соответственно умственным и физическим трудом.

    Правильное  управление государством — основа благосостояния народа. Поэтому управлять государством должны благородные мужи во главе с «Сыном Неба» — обожествленным правителем. Эти мудрые правители от рождения несут в себе знание, дарованное им небом, и передают его людям. Искусство управления заключается в том, чтобы чиновниками назначались люди, способные приносить наибольшую пользу государству. Взаимоотношения власти и общества должны строиться на ненасильственных методах управления императора (отца) своими подданными (почтительными сыновьями).

    В целом, политическая мысль Древнего Востока развивалась в русле постоянного укрепления единоличной власти, максимальной централизации всех сфер жизни общества. Она внушала людям идею божественного происхождения правителя и беспрекословного подчинения ему.

 

   I.2. Политические учения Древней Греции

     Античная  Греция сыграла исключительную роль в формировании европейской цивилизации. «Город-государство» - это перевод  греческого слова «полис», от которого происходит «политика». Слово это  означало и город, и государство, а вернее, объединение с единой властью и общественной жизнью Размеры полисов невелики. В период расцвета Афин там насчитывалось 35-40 тыс. граждан. Небольшие масштабы городов-государств не способствовали формированию бюрократии и постоянной армии, а это лишало полисы стабильности и вело к быстрой смене политических форм. Но чем меньше была территория, тем теснее общение граждан. Их жизнь протекала у всех на виду. Сфера частных интересов была значительно уже, чем теперь. Многие вопросы семьи, образования представлялись грекам делом общественным. Поэтому полис шире государства в современном понимании слова, это политически организованное общество. Жизнь человека вводилась в жесткие рамки законом или обычаем. Большинство граждан этого не чувствовало. Режим казался им естественным. Но тот, кто осмеливался выйти за рамки общепринятого, должен был поплатиться своим благополучием и даже жизнью, о чем свидетельствует судьба Сократа.

     Античная  цивилизация основывалась на рабстве. Рабами создавались материальные блага, физический труд презирался. Эксплуатация рабов давала состоятельным грекам досуг и возможность посвятить себя философии, искусствам, политике. Пик древнегреческой цивилизации приходится на VI-V вв до н.э. Он связан с расцветом афинской демократии, доказавшей свою жизнеспособность в греко-персидских войнах. В начале V в. до н.э. расцвет греческого полиса, а в конце его упадок, в первую очередь упадок афинской демократии - торжество демагогии, подкупа, бездумное использование жребия при замещении должностей, частые раздачи денег бедным гражданам, поощрявшие паразитизм и безответственность. Кризис системы и здесь привел к величайшему расцвету политической мысли. Тем не менее, реальной основой для построения политических концепций древнегреческих мыслителей явился полис (город-государство), где только свободные граждане могли стать «политиками», т.е. участвовать в управлении полисом. Рабы и негреки приравнивались к варварам и были лишены гражданских прав, они исключались из политики, оставаясь на положении людей подвластных и несвободных. Озабоченные проблемой создания лучшей жизни, древнегреческие мыслители старались разрешить ее с помощью создания модели совершенного государства, олицетворяющего разум. Великие философы Древней Греции Платон и Аристотель видели идеал государственного устройства в совершенной автаркии, независимой общине, имеющей все необходимое для жизни своих граждан и отчужденной от всего мира.

Информация о работе Становление и развитие социально-политических идей