История становления и развития социальных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:50, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение истории становления и развития социальных технологий.
Предметом выступает социальная технология. Основные задачи данного реферата:
Рассмотреть социальные технологии и их сущность
Исследовать действие социальных технологий в различных сферах общества
Изучить основные характеристики социальных технологий
Рассмотреть этапы становления социальных технологий

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность термина «социальные технологии» 5
Глава 2. Этапы становления социальных технологий 11
Заключение 14
Список используемых источников и литературы 15

Файлы: 1 файл

реферат по инновациям.docx

— 34.41 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Ярославский государственный  университет им. П.Г.Демидова»

Кафедра социальных технологий

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по курсу: социальные инновации

на тему:

«История становления и развития социальных технологий»

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка 2 курса  группы СР 21БО

Бушкова Наталья Сергеевна

Проверил преподаватель:

Шаматонова Галина Леонидовна

доцент, д.п.н.

 

 

 

 

 

 

 

город Ярославль

2013 г. 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Понятие  и сущность термина «социальные  технологии» 5

Глава 2. Этапы  становления социальных технологий 11

Заключение 14

Список используемых источников и литературы 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Реализация технологического подхода  к решению социальных проблем  человека или группы относится к  наиболее комплексным явлениям в  социальной сфере. Это составная  часть технологической революции, которая развернулась в последней  трети XX в. и продолжает преобразовывать  мир в XXI веке.

Анализ различных уровней развития человеческих сообществ выявил специфику  технологического подхода в социальной сфере, где преобразованию подвергается само общество в целом, отдельные  его слои и группы, отношения между  людьми или их мысли и чувства  Процессы, происходящие в обществе, подчиняются статистическим закономерностям, причины и следствия связаны  в них отношениями вероятности. Индивиды в обществе не просто объекты  воздействия закономерностей, они  сознательные и наделенные волей  субъекты социальных изменений.

Информационно-технологическая революция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального прогресса, повышения уровня и качества жизни  людей. Социальные нововведения порой  оказывают большее влияние, чем  внедрение технических новшеств. Одним из основных видов социальных инноваций, оказывающих революционное  воздействие на характер социальных отношений в обществе, на их гармонизацию, являются социальные технологии.

Особую актуальность значимость социальных технологий приобретает в современной  России, когда осуществляются коренные преобразования в политике, экономике, в социальной сфере. В общественной жизни идет процесс отвержения многих утвердившихся за годы Советской  власти стереотипов, осуществляется поиск  новой модели общественного и  государственного устройства, идет критическая  переоценка социальных ценностей, сопровождающаяся порой значительными издержками в уровне и качестве жизни людей.

Создание и использование технологий дает определенную гарантию оптимизации, рационализации, предсказуемости процесса деятельности, гарантию получения заданных свойств и качеств, ради которых  сама технология в этом случае и  применяется.

Социальные технологии - это специфический  социальный институт инноваций и  социального творчества, организации  и самоорганизации различных  видов социальной деятельности и  социального взаимодействия, прогнозирования и диагностики параметров в социальном процессе.

Целью данной работы является изучение истории становления и развития социальных технологий.

Предметом выступает социальная технология.

Основные  задачи данного реферата:

  1. Рассмотреть социальные технологии и  их сущность
  2. Исследовать действие социальных технологий в различных сферах общества
  3. Изучить основные характеристики социальных технологий
  4. Рассмотреть этапы становления социальных технологий 

Глава 1. Понятие и сущность термина  «социальные технологии»

 

В научной литературе существует несколько  трактовок термина «технология», что отражает ее многогранность как  социального явления.

Прежде всего, технологию нередко  отождествляют с техникой (В. И. Белозерцев, А. А. Зворыкин, И. А. Майзель, С. В. Шухардин и др.). По нашему мнению, зависимость технологии от техники имеет вполне реальное основание. Последняя представляет собой важнейший компонент деятельности человека. Она — результат опредмечивания трудовых функций социального субъекта. Более того, она определяет общий характер деятельности, выбор и применение других необходимых факторов процесса труда: его организацию, материальные и людские ресурсы, временные ритмы, тип управления трудовыми процессами и т. д.

Существует также традиция обозначать термином «технология» (но не «технологические знания») знания работника, необходимые  в производственной деятельности. В  данном случае подчеркивается активная роль человека в технологическом  процессе. Человек как работник достигает  эффективности технологической  деятельности лишь тогда, когда в  едином комплексе сочетает в себе вещные и личные (знания, навыки, квалификацию, мотивацию) компоненты труда.

Следует отметить, что технология как система знаний стала формироваться  в Новое время, когда в условиях нарастающей индустриализации общества требовалось создание и эксплуатация машин и технических систем. Их разработка и применение в промышленности требовали развития инженерно-конструкторской, а далее — проектной деятельности специалистов, что в свою очередь невозможно было без развития экспериментальной и теоретической науки, дающих истинное знание о законах природы.

Поэтому часто техника и технологии, особенно в прошлом, основывались не на научном знании, а на повседневном опыте, навыках и мастерстве работника  и являлись рецепторными (исторически  данный смысл технологии восходит к  первоначальному значению греческого слова, которое означает искусство, умение, мастерство). Технологии прошлого, хотя и использовали действие природных процессов, однако складывались из эмпирического опыта, часто в результате проб и ошибок, и носили локальный характер. Типическое в них определялось региональными условиями труда и быта, несло на себе черты образа жизни людей, в том числе особенностей их менталитета и культуры в целом. Однако необходимо различать знания научные и технологические. Первые ориентированы на постижение природных процессов, закладываемых в принципы функционирования техники. Науку интересует, прежде всего, вопрос «что есть этот объект, явление?». Технология же ориентирована преимущественно на знание для достижения конкретного практического результата. Это практическое знание, интересующееся вопросом «как получить желаемый результат?».

На основе анализа различных  подходов можно дать следующее определение  технологии. Технология — это система  принципов, методов и средств  воздействия на объект, позволяющая  субъекту на основе знаний и опыта  реализовать его практические цели. Любая технология имеет сложную  функциональную структуру, содержащую совокупность взаимосвязанных подфункций: целеполагание, проектно-конструкторскую, планирование и организацию деятельности. Последовательное выполнение последних  приводит к достижению желаемого  результата.

С учетом сказанного технологичной  является не только сфера материального  производства, о чем речь шла выше, но и вся жизнь общества. Люди, образуя различные общности, стремились к организации своего бытия не только в производстве материальных благ, но и во всем спектре совместной жизни. В результате (часто стихийно) складывались разнообразные социально-этнические, политические, правовые, моральные, религиозные и другие институты. Их становление объективно являлось реализацией потребности обретения стабильности, устойчивости и целостности бытия общества. Здесь важно учитывать интегральный характер социальной жизни, в которой взаимодействует множество факторов материального и духовного, объективного и субъективного, сознательного и стихийного порядка (разные мыслители расходятся лишь в оценке роли тех или иных детерминант социально-исторического развития). Так возникает технология социальной жизни — социальная технология.

Сам термин «социальная технология»  стал употребляться в зарубежной литературе с 1960-х годов (С. Лем, Н. Стефанов, М. Марков, Н. Виг). Несколько позже (с 1980-х годов) тот же термин стал использоваться и отечественными исследователями (А. А. Антонюк, В. Г. Афанасьев, Г. М. Андреева, И. В. Бестужев-Лада, В. Н. Иванов и др.). Его употребление отражало потребность  в рациональной организации различных  подсистем общества, попытку управления социальными процессами. Часто при  характеристике социальной технологии как способа управления социальными  процессами преобладает информационный подход. Разумеется, понимание технологии невозможно без учета информационной стороны ее создания и функционирования, предполагающего наличие непрерывной  обратной связи между субъектом  и объектом преобразования. Такой  подход необходим, но недостаточен, так  как технологические решения  требуют создания также реального  механизма, то есть предметного осуществления  и организационных форм. Без этого  технология не становится инструментом достижения поставленной цели.

Социальным технологиям присущи  все атрибутивные компоненты и качества, проявляющиеся и в материально-предметных технологиях — субъекты, объекты, отношения, процессуальность, средства, результаты и т. д.

Они принимают специфический вид  по причине принадлежности их к иной социальной онтологии. Например, в способе  производства как подсистеме социальных технологий существуют устойчивые отношения  между субъектами экономических  интересов; объектами выступают  определенные людские, материальные, финансовые и прочие ресурсы (объекты собственности). Соответственно в разные исторические эпохи главными объектами экономических  отношений являлись рабы и другие подневольные (рабство), земля (феодализм), капиталы (буржуазное общество); средствами поддержания выступают деньги и сила как инструменты регулирования экономических и других социальных процессов; результатом выступают воспроизводство общественного богатства и сохранение экономического порядка.

В собственно социальной сфере важнейшими элементами такой технологии являются семья и семейные традиции. В качестве определяющей функции выступают  социализация личности и трансляция духовных и материальных ценностей  между поколениями, что обеспечивает воспроизводство целостности и  устойчивости всего общества.

С экономической сферой сопряжена  политическая, которая столь же технологична. Активными ее субъектами являются классы, отдельные политические лидеры («великие личности»), партии, общественно-политические объединения и т. д. Их деятельность имеет своим объектом власть, политическое влияние в обществе, а средством  достижения целей служат право, различные  средства и формы политической борьбы — легитимной или нелегитимной. Ядром политической системы в  обществе является государство.

Примерно то же самое можно сказать и о культуре как системе духовных ценностей. Объектом воздействия в ней является сознание людей, а средствами его формирования — идеологии, распространяемые через воспитание, образование, информацию. Они так же предполагают выработку соответствующих технологий.

Исходя из понимания технологии, социальную технологию можно определить как совокупность способов и средств (материальных и идеальных) деятельности, применяемых социальным субъектом  для преобразования общества в соответствии со своими целями и волей, детерминируемых  его потребностями и интересами. Если конкретизировать это определение, то необходимо отметить, что социальные технологии не ограничиваются функцией управления и стабилизации общества. Их роль шире. В зависимости от интересов  различных субъектов эти технологии могут разрабатываться и использоваться в различных целях: одни могут  быть направлены на стабилизацию общества, другие — на его разрушение. Это  особенно характерно для переходных периодов общества от одной формации к другой, от одних цивилизационных  характеристик к другим. С их установлением  социальные технологии «работают» на их воспроизводство, выступают в  качестве механизма самоорганизации  общества.

В своей целостности весь комплекс социальных технологий образует цивилизационную  и формационную определенность общества. Однако целостность и устойчивость общества не может быть абсолютной. Каждое отдельное общество находится  во взаимодействии с внешней исторической средой (природной и социальной), получая из нее импульсы к собственному изменению — вызовы, как писал  А. Дж. Тойнби.

Поэтому система социальных технологий должна иметь внутренний ресурс к  развитию. Являясь эффективным способом саморегуляции общества, технологии выполняют данную функцию лишь какое-то ограниченное время. В ситуации же внешнего или внутреннего «вызова» они  видоизменяются, не утрачивая основного  принципа самоорганизации общества.

 

 

Глава 2. Этапы становления социальных технологий

 

Становление и развитие социальных технологий проходило следующие этапы в истории:

 

I этап. Появление социальных технологий в виде «прототехнологий» – как технологий управления в пределах различных конкретных форм аграрных цивилизаций; это появление можно связать с появлением слоёв общества. Данный процесс был связан с возникновением общественного разделения труда и появлением в связи с этим прибавочного продукта, наличие которого и позволило возникнуть тем, чьей функцией было исключительно управлять. Поскольку всякое развитие нуждается в управлении, то возникновение «классов» управляющих, при всех огромных социальных издержках этого процесса, имело огромное значение в деле развития цивилизаций.

Всякий «правящий класс» имеет объективную задачу – управлять, управлять развитием системного целого – общества (и его отдельных структур и элементов). Разумеется, при этом его представители никогда не забывают о своих частных интересах, но это – вторично, без выполнения объективной задачи управлять никакие «эксплуататоры» немыслимы.

В этот длительный период практически  отрабатываются технологии управления:

  • без СМИ;
  • без внедрения одной главной идеи (это начинается лишь с эпохой христианства);
  • без наличия массовых коммуникаций – и так далее, со всеми особенностями и ограничениями «аграрной эпохи» («первой волны», «доиндустриального общества»).

К «социальным технологиям» этого периода можно условно  отнести: администрирование, законодательство, судебную систему, мораль и так далее.

«Технологичность» этого  времени – на уровне ремесла: технологии управления усваиваются по преимуществу детьми правящих классов, вне специальной, письменно зафиксированной рефлексии, от старших к младшим, по принципу прямого научения (или подражания).

Информация о работе История становления и развития социальных технологий