Политические идеи древности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 10:30, контрольная работа

Описание работы

раОсновополагающие идеи политических теорий Востока: 1) утверждение о божественном характере власти; 2) положение о том, что государство является составной частью мирового космического порядка. Размышления об устройстве общества имели характер наставлений для повседневной жизни, акцентировали внимание на обязанностях подданных государства. Важнейшая причина подобных представлений о государстве и власти заключалась в распространенном на Востоке типе общественно-политического устройства – деспотии, предполагающей беспрекословное подчинение человека воле государя.

Файлы: 1 файл

Политические идеи древности.doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)

Политические  идеи древности (Китай, Индия, Греция, Рим).

Основополагающие  идеи политических теорий Востока: 1) утверждение о божественном характере власти; 2) положение о том, что государство является составной частью мирового космического порядка. Размышления об устройстве общества имели характер наставлений для повседневной жизни, акцентировали внимание на обязанностях подданных государства. Важнейшая причина подобных представлений о государстве и власти заключалась в распространенном на Востоке типе общественно-политического устройства – деспотии, предполагающей беспрекословное подчинение человека воле государя.

Кун Фу-цзы (Конфуций) (551-479 гг. до н.э.) – основатель одного из древнейших религиозно-философских учений Китая – конфуцианства – разработал систему взглядов на государство и власть, основанную на следующих принципах: 1) идеальное правление государством должно опираться на мораль и прежде всего на такие ее понятия, как "взаимность", "золотая середина", "человеколюбие"; 2) эти понятия составляют "правильный путь" – дао, которому должен следовать каждый; 3) правители должны проявлять заботу о подданных и воспитывать их силой собственного нравственного примера; 4) государство – большая семья, где правитель – отец, а подданные – его дети.

Шан Ян (сер. IV в. до н.э.) и его ученики основали школу легистов (законников) – другую философскую школу Китая. Легисты полагали, что 1) государству необходим правитель-деспот; 2) государь должен править с помощью системы жестоких наказаний, круговой поруки и взаимного доносительства; 3) в древности люди были просты и поэтому честны, ныне они хитры и нечестны, поэтому необходимо, чтобы в государстве было много наказаний и мало наград; 4) следует жестоко карать за самые мелкие преступления, тогда им больше неоткуда будет взяться; 6) следует разобщать людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносительством.

Каутилья (IV в. до н.э.) и другие авторы древнеиндийского трактата "Артхашастра" ("Трактат о природе и организации праведного исполнения людьми своего долга") утверждали: 1) люди несовершенны, эгоистичны и не склонны сознательно следовать своему долгу (дхарме); 2) сохранение созданного Богом порядка возможно лишь с помощью мудрого и искусного правителя; 3) мудрый государь должен знать, чего ожидают от него подданные; 4) он может заставить их исполнять свои обязанности, поощряя их праведные действия; 5) царская власть должна быть сильной, потому что это главное средство для приобретения новых территорий и приумножения богатства.

Платон (427-347 до н.э.) в трудах: "Государство" и "Законы" высказывал идею о божественном возникновении государства. Он считал, что естественным путем могут появиться только порочные формы государства, к которым относил тимократию – власть честолюбцев; олигархию – власть немногих богачей; демократию – власть большинства ("демократия сверх должного опьяняет свободой") и тиранию – власть коварного тирана (наихудшая, по его мнению, форма правления). Идеальное государство – аристократия – правление мудрецов. Важнейшие принципы его устройства: 1) свобода государства по отношению к индивиду; 2) справедливость; 3) строгая иерархия сословий (философы – правители; стражи – воины; ремесленники, купцы и крестьяне – сословие производителей, людей физического труда); 4) строго контролируемая система образования и воспитания; 5) запрет правителям и стражам иметь собственность и семью, их всецелое подчинение служению государству и обществу.

Аристотель (384-322 до н.э.) в трактате "Политика" критиковал идеальное государство Платона. Он высказал мнение о неисторическом происхождении государства и человека: государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку. Человек – существо политическое. Аристотель первым высказал идею о необходимости разделения власти на законодательную, административную и судебную. Он выделял правильные и неправильные формы государства. Первые преследуют общее благо, вторые – частные цели правителей:

Правильные  формы  Неправильные  формы 
Монархия  – правление одного  
Аристократия – правление немногих  
Полития (республика) – правление многих
Тирания – правление  одного  
Олигархия – правление немногих  
Демократия – власть толпы

Идеальным государством, по мнению Аристотеля, является полития – правление большинства в интересах общей пользы. Оптимальной же он считал "среднюю" форму государства, где в нравах царит умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой.

Марк  Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.) в трудах "О государстве" и "О законах" рассмотрел проблемы правового равенства и государства. По его мнению, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы (в т.ч. и человеческой). Государство должно быть основано на всеобщем разуме и справедливости, так как оно возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной возникновения государства является необходимость охраны собственности. В основе права лежит справедливость, важнейшее требование которой выражается максимой: не вреди другим и не покушайся на чужую собственность. Цицерон выделил три формы государства: 1) царскую власть – монархию; 2) власть оптиматов – аристократию; 3) народную власть – демократию. Лучшей формой государства он считал смешанную. Ее важнейшие достоинства: прочность государства и правовое равенство граждан.

Политическая  мысль Средневековья, эпохи Возрождения  и Нового времени.

Особенности средневековой политической мысли (V–XIV вв.): 1) исключительно сильное влияние на нее христианской религии и Римско-католической церкви; 2) ее содержание отразило борьбу между папством и светскими феодалами за главенствующую роль в обществе. Центральная проблема Средневековья – вопрос о том, какая власть выше – духовная (власть церкви) или светская (государства)? В Средние века этот вопрос решался в пользу церкви.

Аврелий Августин (Блаженный) (354–430 гг.) в труде "О граде Божием" 1) обосновал и оправдал неравенство в обществе ("Это предопределено миром небесным"); 2) изобразил историю человечества как историю борьбы двух градов: "града Божьего", состоящего из праведников, и светского государства – "великой разбойничьей организации"; 3) утверждал, что в конце концов ход истории, направляемый волей Бога, приведет к победе божьего государства над светским; 4) высказал мнение о необходимости разделения церкви и государства, при котором государство должно подчиниться церкви. Последняя идея Августина получила развитие в доктрине "двух мечей", утверждавшей о единстве духовной и политической силы церкви.

Фома  Аквинский (1225–1274 гг.) в трудах "О правлении властителей", "Сумма теологии" и других утверждал, что 1) светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души; 2) верховная власть в обществе принадлежит церкви; 3) насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше власти земного государя (отсюда следовал вывод: римскому папе должны подчиняться как вассалы все светские государи; возникла идея о создании всемирной католической империи, крестовых походах и т.д.); 4) государство существует для того, чтобы заботиться об общем благе; 5) лучшая форма государства – монархия ("Монарх в своем царстве то же, что душа в теле, а Бог – в мире"). Ф.Аквинский разработал теократическую концепцию власти: государственная власть есть результат воли Бога. В качестве доказательства он приводил слова апостола Павла: "Существующие же власти от Бога установлены".

Важнейшие особенности  политических идей эпохи Возрождения (XV–XVI вв.): 1) отказ от однозначно религиозного объяснения сущности государства, политики и права; 2) разработка концепции о естественном характере человека, его земных потребностях и интересах; 3) возникновение гражданской концепции политики; 4) создание и утверждение идеологии централизованного государства (как следствие утверждения капиталистических отношений, возникновения европейских наций).

Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.) в трудах "Государь", "История Флоренции" и других 1) теологической концепции государства противопоставил концепцию светского государства; 2) утверждал, что политика – есть автономная сторона человеческой деятельности, она является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости (т.е. политику определяют не Бог и мораль, а практика, естественные законы жизни и человеческая психология); 3) доказывал, что в основе политической деятельности лежат реальные интересы, корысть, стремление к обогащению; 4) сформулировал принцип политического реализма – необходимость учета в политике подлинных условий действительности, подчинения политических действий практическим интересам (что впоследствии получило наименование "макиавеллизм" – синоним аморальной политики, руководствующейся принципом "цель оправдывает средства"); 5) высказал идею о постоянной смене форм правления ("Переживая беспрерывные превращения, все государства обычно из состояния упорядоченности переходят к беспорядку, а затем от беспорядка к новому порядку"). Лучшей формой государства Макиавелли считал республику, но полагал, что современное ему общество еще не созрело для нее.

Жан Бодэн (1530–1596 гг.) в труде "Шесть книг о государстве" 1) сформулировал идеологию централизованного государства; 2) разработал учение о государственном суверенитете (фр. souverain – носитель верховной власти) как самом существенном признаке государства. По мнению Бодэна, суверенитет означает высшую, абсолютную и постоянную власть над подданными в политическом обществе. При этом высший характер государственной власти означает то, что она 1) всегда обладает верховенством – стоит выше всех других видов господства; 2) абсолютна, т.е. не ограничена какими-либо условиями, является неделимой; 3) постоянна – не установлена на какой-либо срок, а существует по собственному праву.

Политические  идеи Нового времени (XVII–XIX вв.), порожденные политическими интересами нового класса буржуазии, были направлены 1) на уничтожение ограничений, накладываемых феодальным государством на свободу индивида; 2) на преобразование гражданской концепции политики в социальную концепцию. Важнейшим результатом развития политической мысли в данную эпоху стало возникновение первой политической идеологии – либерализма (10.2).

Джон  Локк (1632–1704 гг.) – родоначальник либеральной идеологии – в труде "Два трактата о государственном правлении" утверждал, что 1) государство возникло в результате общественного договора (по добровольному соглашению народа – источника власти – с правителями); 2) государство получает от людей столько власти, сколько необходимо для достижения его главной и единственной цели – защиты естественных (врожденных) и неотчуждаемых прав человека (14.2); 3) в государстве никто и ничто не может находиться вне подчинения законам и законности (идея правового государства: "Там, где не законов, там нет и свободы"); 4) государство не должно быть более могущественным, чем личность, ибо личность создает общество, а общество – государство; падение государства не означает конца общества.

Шарль Луи де Монтескье (1689–1755 гг.) в труде "О духе законов" 1) раскрыл и обосновал основные формы государственного правления: добродетель – демократия, умеренность – аристократия, честь – монархия, страх – деспотия; 2) утверждал, что свобода и равенство – фундаментальные свойства человеческой природы и источники права; 3) доказывал, что частный интерес превыше общественного интереса, человек не средство, а цель политики; 4) выдвинул и обосновал принцип: свобода есть право делать все, что не запрещено законом; 5) четко сформулировал и обосновал теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; 6) высказал идею о роли природно-географических факторов в жизни общества (южане, по его мнению, отличаются малодушием и поэтому часто оказываются под властью деспота; наоборот, жители Севера имеют твердый характер и потому свободолюбивы).

Иммануил  Кант (1727–1804 гг.) в работах "К вечному миру", "Метафизические начала учения о праве": 1) разработал логически завершенную концепцию либерализма; 2) отстаивал принцип моральной автономии личности – способности человека "давать себе закон" и без всякого внешнего принуждения бороться за его осуществление; 3) ввел в науку понятие "права человека"; 4) развивал идеи правового ограничения государственной власти; 5) сформулировал категорический императив (правило): "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом"; 6) разграничил свободу и произвол: свобода воли человека есть произвол; произвол ограничивает право – совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. По мнению И.Канта, отношение гражданина к государству определяется тремя условиями: 1) основанной на законе свободе каждого не повиноваться иному закону, кроме того, на который он дал свое согласие; 2) гражданским равенством всех перед законом; 3) гражданской самостоятельностью – независимым существованием благодаря своим собственным правам и силам как члена общества.

Информация о работе Политические идеи древности