Социально-психологический тренинг, как метод развития позитивной ассертивности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 15:45, реферат

Описание работы

Актуальность темы: В современном обществе актуальность развития и формирования ассертивного поведения молодых людей обусловлена происходящими социальными переменами и требованиями, предъявляемыми к возрасту вступления в самостоятельную жизнь. Период обучения в колледже – возраст, который во многом определяет дальнейший жизненный путь молодых людей, переходный этап между взрослостью и детством. Именно в колледже происходи формирование общего представления о себе, о месте в мире, о жизненных ценностях и целях. Полученный в данном возрасте опыт существенно влияет на формирование и проявление общественной активности, утверждение себя в обществе, утверждение самостоятельности личности, на особенности межличностного взаимодействия. Именно в этой связи изучение и формирование ассертивности приобретает в старших классах большое значение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АССЕРТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
1.1.Психологические особенности старшего школьного возраста………………….....5
1.2.Ассертивность: понятие, компоненты…………………………………………...…10
1.3.Социально-психологический тренинг, как метод развития позитивной ассертивности личности…………………………………………………………………19
Выводы по главе…………………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

ассертивность.docx

— 69.92 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АССЕРТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

1.1.Психологические особенности  старшего школьного возраста………………….....5

1.2.Ассертивность: понятие, компоненты…………………………………………...…10

1.3.Социально-психологический тренинг, как метод развития позитивной ассертивности личности…………………………………………………………………19

Выводы по главе…………………………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы: В современном обществе актуальность развития и формирования ассертивного поведения молодых людей обусловлена происходящими социальными переменами и требованиями, предъявляемыми к возрасту вступления в самостоятельную жизнь. Период обучения в колледже – возраст, который во многом определяет дальнейший жизненный путь молодых людей, переходный этап между взрослостью и детством. Именно в колледже происходи формирование общего представления о себе, о месте в мире, о жизненных ценностях и целях. Полученный в данном возрасте опыт существенно влияет на формирование и проявление общественной активности, утверждение себя в обществе, утверждение самостоятельности личности, на особенности межличностного взаимодействия. Именно в этой связи изучение и формирование ассертивности приобретает в старших классах большое значение.

Теоретическая основа исследования. В научно – исследовательской литературе вопросам ассертивного поведения первокурсников  уделяется  всё больше значение. Особенности психологии первокусников освящены в работах: И.И. Вартановой, Л.С.Выготского, С.Я.Кобелевой и др. Понятие ассертивного поведения изложено в трудах Л.Ф.Алексеевой, А.А.Битько, Н.П.Колпаковой, А.А. Митькина, Л.Н.Шамиевой, В.П.Шейнова и др. Развитие ассертивности и ассертивного поведения первокурсников описаны у И.В.Лебедевой, С.В.Михейкиной, А.А.Реан и др. Особенности социально-психологического тренинга по развитию ассертивности у первокурсников рассмотрены в исследованиях С.Бишоп, А.А.Горяиновой, С.Н.Мельника, А.Г.Грецова, И.В.Вачкова, А.А. Шаимевой и др. Психологические основы саморазвития и самопознания рассмотрены в работе А.В.Блиновой.

Целью работы является исследование эффективности социально-психологического тренинга в развитии ассертивности у первокурсников.

Заданная цель диктует необходимость решения ряда задач:

- анализ и синтез психологических  особенностей первокурсников;

- раскрыть содержание  подходов к ассертивности у первокурсников в отечественной и зарубежной литературе;

- отбор содержания и  разработка программы СПТ;

- провести исследование  по развитию ассертивности в проведении формирующего эксперимента в рамках СПТ;

-проведение стартовой  и итоговой значимости уровня  ассертивности для исследования эффективности авторской методики СПТ.

       Объектом исследования являются учащиеся первого курса.

       Предметом исследования выступает эффективность разработки социально-психологического тренинга в развитии ассертивности.

       Методы исследования:

- метод изучения и анализа  научно-исследовательской литературы;

- эмпирические методы  исследования уровня ассертивности:

-перечисление;

- наблюдение;

-эксперимент.

        Гипотеза исследования: СПТ является эффективным средством развития ассертивности у первокурсников.

        Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные целесообразно использовать в работе педагога-психолога по формированию и развитию ассертивного поведения у первокурсников.

       Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

          ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ.

 

    1. Психологические особенности ассертивного поведения студентов первого курса.

 

Студенты первого курса – это период жизни после отрочества до взрослости. Основной проблемой данного возраста является проблема выбора жизненных ценностей. Молодые люди стараются сформировать внутреннюю позицию по отношению к другим людям, к себе, к моральным ценностям. В юности проявляются и когнитивные изменения, философская направленность мышления связана с развитием формально-логических операций и особенностями эмоционального мира.  Существенно увеличивается объем внимания и способность к длительному его сохранению, при этом внимание более избирательно зависит от направленности интересов. Параллельно с развитием творческих способностей развивается интеллект, предполагая уже не просто усвоение информации, а создание нового с помощью творческой инициативы. [18]

Умственное развитие в данном возрасте состоит в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. При том, что учение остается основным видом деятельности студентов первого курса , расширяется круг знаний, учащиеся начинают применять полученные знания при объяснении фактов реального мира. Происходит условное разделение студентов на два вида: с равномерным распределением интересов и с ярко выраженным интересом к определенной науке. Содержание учебной деятельности существенно определяются уровнем учебной активности. Учебная активность (компонент познавательных процессов) проявляется, как способность учиться осознанно и самостоятельно (без контроля, помощи и стимуляции извне) [19] . В современной России особенности связи учебной активности студента первого курса и его ориентаций на получение профессионального образования проявляются в осознании своих возможностей поступления в вуз, подготовке к выбранным учебных предметам ЕГЭ, участию в конкурсе на поступление на бюджетные места.

В данном возрасте завершается половое созревание и начальная стадия физической зрелости. Уровень физического развития открывает большие возможности для выбора будущей профессии, благоприятствует формированию умений и навыков. Молодые люди делают попытки обратить внимание на собственную уникальность, подчеркивая это всеми возможными способами. В самосознании также происходят существенные изменения – частные самооценки личностных качеств перерастают в целостное отношение к себе, повышается значимость собственных ценностей, юноши и девушки начинают осознавать себя принадлежностью мира[32] .

Изменяется мотивационная сфера учения, определяя различия в отношении к нему. У большинства молодых людей на первый план выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами, самоопределением и мировоззрением. По строению мотивы характеризуются наличием ценных для личности, ведущих побуждений. Соответственно формируются сознательно поставленные цели, стремление углубить знания, возникает стремление к самообразованию. Именно отсюда происходит характерный интерес к универсальным и общим законам бытия и природы, стремление постигать методологические и теоретические основы научных дисциплин, интерес к внутреннему миру человека, познанию человеческих возможностей, склонность к самооценке и самоанализу. Новая социальная позиция – задача самоопределения – изменяет задачи, содержание и значимость учения. Учебный процесс оценивается с точки зрения того, что он дает для будущего, и на настоящее молодые люди начинают смотреть с точки зрения позиций будущего. Общепсихологической особенностью старших школьников является то, что для многих из них важны высокие оценки по выбранным учебным предметам[32] . Формируется прочная связь между учебными и профессиональными интересами, т.е. учебные интересы формируются под влиянием будущей профессии. Таким образом, происходит формирование основной психологической характеристики – направленности в будущее, касающейся всех сторон психической жизни. Находясь на пороге социальной зрелости, старший школьник определяет для себя конкретные жизненные планы, формирующие соответствующие мотивы.

Поведение молодых людей становится более сознательным, волевым, целенаправленно-организованным. Более значимым становится мнение взрослых, но одновременно растут требования к знаниям, умениям и личности взрослого (особенно учителей) [32]. Формируются элементы мировоззрения, устойчивая система ценностей, интерес к внутреннему миру (иных людей, собственному). Очень важно, что в этом возрасте старшие школьники начинают уметь ставить себя на место другого человека, появляется способность к сопереживанию.

По мнению Л.Ф. Алексеевой [1] отдельные психологические процессы протекают практически идентично периоду взрослости. Существенное различие отмечается только в боле импульсивной и слабее регулируемой сознательно эмоциональной жизни. Однако молодые люди уже вполне способны к устойчивым и серьезным чувствам, глубоким переживаниям.

Б.Ф.Ломов считает, что умственное развитие имеет определенные особенности: укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, начало которым было положено в подростковом возрасте. Наличие определенной специфики объясняется своеобразием развития личности в данном возрасте[22].  В работах Блиновой В.Л. и И.И. Вартанова мы находим, что интеллектуальная деятельность имеет уже аффективную особую окраску, связанную с самоопределением и собственным мировоззрением. В юношеском возрасте впервые в самосознание осознанно входит фактор времени. Прежде всего, с возрастом заметно ускоряется субъективная скорость течения времени. Эта тенденция, начавшись в юношестве, продолжается и во взрослом, и в пожилом возрасте. Развитие временных представлений связано с умственным развитием и изменением общей жизненной перспективы. Важнейшими новообразованиями интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становятся: развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления, философская рефлексия; тяга к абстрагированию, широким обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности. Увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности.

Д.В.Фельдберг считает, что в юности заканчивается эпоха подростковых конфликтов и трудностей, отмечается улучшение общего эмоционального самочувствия и коммуникативности[47]. Также определяется существенная дифференцированность способов выражения эмоционального состояния и эмоциональных реакций, повышается саморегуляция и самоконтроль [30]. Однако, это не означает отсутствия конфликтов и трудностей вообще. Сущность возрастного различия возникновения, развития и разрешения конфликта в этом возрасте заключается в том, что у старшеклассников конфликт часто содержит внутреннюю причину, историю возникновения и развития. В данном случае исключение фактического конфликтного поведения участников приведет только к частичному разрешению конфликта [29].

На первый план выдвигается несоответствие между психической и физической зрелость и социальным статусом молодых людей. Студент первого курса фактически находится на содержании у родителей, имеет те же права и обязанности, как и любой школьник, деятельность жестко регламентирована требованиями взрослых. Становление социально-активной позиции личности молодых людей происходит в каждый момент их учебы и школьной жизни, определяясь характером общения и нормой установленных отношений. Негативным фактом является значительное ограничение инициативы современными формами школьной жизни. Подобное искусственно созданное «затягивание детства» может привести к опасным последствиям: отсутствие чувства ответственности, инфантильность, проявление школярства в учении, потребительское отношение к взрослым, пассивная общественная позиция. У части молодых людей формируются элементы цинизма и безверия.

Потребности студентов первого курса также имеют возрастные особенности[4]:

  • Повышенная значимость тесных эмоциональных контактов.
  • Ускоренная социализация, которая может привести к усилению эмансипированного поведения и негативных реакций, что, в свою очередь, формирует усиление контроля со стороны родителей. В результате образуется комплекс проблем, повышающий тревожность студентов первого курса.
  • «Движение» личности молодых людей при поиске решения дальнейшего развития всегда напряженно, конфликтно, противоречиво.

Особенности данного возраста проявляют себя и в системе ценностей. Учитывая, что учебная деятельность представляет собой деятельность по социально опосредованному усвоению умений и знаний, предполагает саморазвитие личности, учеба у молодых людей приобретает смысл профессиональной и учебно-познавательной деятельности. «Знаемые» мотивы студентов первого курса включаются в общую систему взглядов на будущее и свою жизнь. В данный период формируется иерархическая устойчивая структура мотивационной сферы личности, которая в высшем проявлении предполагает устойчивые моральные ценности, ставшие доминирующими мотивами поведения. С точки зрения нормального личностного развития в данном возрасте появляется способность и потребность выбирать и реализовывать целенаправленную активность по отношению к выбранной цели. Основным процессом нравственного развития в подростково-юношеском возрасте является «построение и переоценка системы ценностей». Безусловно, что формирование собственной системы ценностей является обязательным условием для личностного самоопределения. Недаром, Б.Г. Ананьев рассматривал ценности как базальные «первичные» свойства личности, определяющие мотивы поведения[2].

В юности таким образом формируется «образ Я», который включает три основных компонента: познавательный, эмоциональный, поведенческий. Причем этот образ складывается в первую очередь, в процессе общения со сверстниками[18].

Таким образом, из основных новообразований студентов первого курса можно выделить – мировоззрение, самостоятельность суждений, формирование собственной самооценки, стремление к самовоспитанию, индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, профессиональное и личностное самоопределение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Ассертивность: понятие, компоненты

 

Ассертивность — относительно новое понятие в психологии, использующееся для характеристики личностных свойств человека. На сегодняшний день в психологической науке еще нет устоявшего представления о содержании этого понятия. В связи с этим, его анализ на основе философских и психологических концепций личности, ее свойств, активности в различных видах деятельности, общении, познании является весьма актуальным [18].

Информация о работе Социально-психологический тренинг, как метод развития позитивной ассертивности личности