Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 11 вопросов по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Идеология_сокращен.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.;
  • Документ Парижского совещания по человеческому измерению (1989 г.);
  • Декларация о критериях свободных и справедливых выборов Межпарламентского союза (принята единогласно 112 странами на 154-й сессии Совета Межпарламентского союза в Париже 26 марта 1994 г.).

Наиболее детально международные  избирательные стандарты изложены в Декларации о критериях свободных и справедливых выборов и Руководстве по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ.2 В последнем документе закреплены семь основных элементов демократической ИИК – выборы должны быть: 1) всеобщими, 2) равными, 3) справедливыми, 4) тайными, 5) свободными, 6) открытыми, 7) ответственными.

Внутренняя  ИИК базируется на внешней. Ее содержание в большей степени обусловлено особенностями политического процесса в стране. Внутренняя ИИК в Беларуси имеет три структурных уровня.

Высший  уровень – общенациональная (государственная) идеология избирательных кампаний, которая изложена в соответствующих статьях Конституции РБ, Избирательном кодексе и в ряде законов. Этот уровень является правовым основанием функционирования избирательной системы в стране.

Так как Конституция РБ и Избирательный кодекс устанавливают, что в стране действует мажоритарная система абсолютного большинства, то базовой идеологией избирательных кампаний в Беларуси является идеология выбора абсолютного большинства. В ст. 64-68 Конституции РБ закреплены следующие ее принципы: 1) всеобщие, 2) свободные, 3) равные, 4) прямые, 5) при тайном голосовании.

Средний уровень внутренней ИИК отражен в постановлениях Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов. Согласно заявлению Председателя Л.Ермошиной, технологии в сфере проведения выборов должны:

  1. быть чистыми, финансово прозрачными;
  2. предоставлять равные возможности кандидатам;
  3. не содержать того, что запрещает избирательное законодательство: призывов к разжиганию национальной розни, насильственному свержению конституционного строя и т.д.3

Прикладной  уровень. На этом уровне ИИК воплощается в программных документах политических партий и избирательных объединений, в программах отдельных кандидатов. В соответствии с видом выборов и особенностями электората соответствующего избирательного округа командой кандидата может быть выбрана та или иная идеология избирательной кампании. Можно выделить пять основных моделей идеологии избирательной кампании прикладного уровня.

1. Неструктурированная  идеология. Особенность такой кампании – использование кандидатами имиджа независимых кандидатов, которые предлагают избирателям не идеологию, а решение конкретных проблем.

2. Рыночная идеология заключается в том, что кандидат или избирательное объединение организует общение с избирателями в соответствии с технологиями политического маркетинга, как поставщики товаров или услуг.

3. Административная идеология ориентирована на обеспечение кандидатам победы путем использования властно-распорядительных ресурсов.

4. Партийная  идеология представляет избирателям адаптированный к предвыборной ситуации вариант программы партии.

5. Комплексная  идеология сочетает в себе элементы четырех перечисленных типов.

Выборы – это не только институт, обеспечивающий смену лиц у власти посредством народного голосования, но и процесс общения, в котором особо важная роль принадлежит средствам массовой информации. Воздействие СМИ на электорат может иметь различные результаты:

• повышение информированности  граждан об идеологии избирательной кампании, политических приоритетах ее субъектов;

• корректировку идеологических позиций избирателей;

• формирование решения  об участии или неучастии в  выборах; • и др.

Влияние СМИ на формирование электорального поведения во многом предопределено политической культурой избирателей. Чем ниже политическая компетентность избирателей, чем менее они причастны к принятию политических решений, тем больше они подвержены воздействию политической рекламы и пропаганды. Как отмечает белорусский социолог Е.И. Дмитриев, существует два способа усвоения электоратом политической информации – центральный и периферийный. Центральный способ влечет за собой рациональное голосование, построенное на осмысленном выборе политических и идеологических приоритетов, аргументированной оценке их перспективности. Периферийный способ порождает экспрессивное голосование, конъюнктурно изменяющееся под воздействием СМИ. В этом случае выбор кандидата делается накануне или в день голосования непосредственно на избирательном участке. В Беларуси преобладает периферийный способ усвоения политической информации электоратом. Так, в июне 2004 г. 52,6% минчан затруднялись с ответом на вопрос о том, за кого бы они проголосовали на выборах депутатов Национального собрания, если бы выборы состоялись сегодня: за представителя власти, представителя оппозиции или независимого кандидата.

Нечеткость и неустойчивость собственных идеологических предпочтений белорусского избирателя делает результаты выборов зависящими от используемых кандидатами политических технологий и особенно, от административного ресурса. Однако, как показывают результаты выборов последних лет, ни при каких технологиях политические силы в Беларуси, оспаривающие основы конституционного строя, не попадают в органы власти. Что же касается методов предвыборной борьбы, то их использование подконтрольно Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.

11. Профсоюзные  организации в идеологических  процессах.

Профсоюз – это объединение работников, созданное ими для защиты своих интересов, а также улучшения условий и повышения оплаты труда. Основой деятельности профсоюзов является право на мирные собрания и ассоциации.

Профсоюзы выполняют  социально-экономическую, защитную, воспитательную и международную функции. Они призваны содействовать реализации каждым работником конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать справедливую долю вознаграждения за труд, иметь достойный уровень жизни. Профсоюзы вносят в законодательные и исполнительные органы власти проекты законов и нормативных актов, предлагают поправки в действующее законодательство. Если эти меры не дают результата, профсоюзы организуют уличные акции, забастовки. Забастовкой является полное или частичное добровольное прекращение работы (невыход на работу, невыполнение трудовых обязанностей) группой работников с целью достижения требований, которые отклонены нанимателем.

Обеспечивая социальную защищенность трудящихся, профсоюзы способствуют стабильности в обществе. Их место в политической системе общества определяется признанием их в качестве равноправных партнеров со стороны государства и объединений нанимателей. Профсоюзы являются частью системы социального партнерства – трехсторонней системы взаимодействия работников (в лице профсоюзов), объединений нанимателей и государства (правительства). Социальное партнерство – это модель построения отношений между субъектами коллективных трудовых отношений. Главная задача социального партнерства в Беларуси – разработка и реализация государственной политики.

Поскольку социальное партнерство  остается новым для Беларуси явлением, то в налаживании его механизмов Республика Беларусь ориентируется  на международные стандарты. Наиболее авторитетной международной организацией, отстаивающей интересы трудящихся, а также занимающейся нормотворчеством в сфере регулирования социально-трудовых отношений, является Международная организация труда (МОТ-1919 г.). Беларусь является членом МОТ с 1954 г.

В июне 2002 г. РБ была избрана в состав Административного совета МОТ в качестве заместителя титулярного члена на период 2002-2005 годов, а 6 июня 2005 г. в ходе 93-й сессии Международной конференции труда (МКТ) Беларусь была избрана на трехлетний период в состав титулярных членов Административного совета МОТ. Такой статус позволяет Беларуси принимать участие в разработке новых норм и стандартов социально-трудовых отношений, включая вопросы занятости среди молодежи, искоренение случаев принудительного труда, торговли людьми.

Конвенции МОТ принимаются  на основе консенсуса на сессиях Международной  конференции труда и подлежат ратификации государствами – членами МОТ. Будучи ратифицированными, они возлагают на государства юридические обязательства по их практическому применению. Согласно статье 22 Устава МОТ правительства государств-членов МОТ обязаны направлять в Международное бюро труда (штаб-квартиру МОТ в г. Женеве) доклады по ратифицированным конвенциям с информацией о мерах, принятых для их применения. К 1 января 2002 г. Беларусь ратифицировала 49 конвенций МОТ. В октябре того же года головным республиканским органом государственного управления по вопросам сотрудничества Республики Беларусь с МОТ определено Министерство труда и социальной защиты.

Правовые основы деятельности профсоюзов в Республике Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Трудовом кодексе, ряде законов, указов Президента, постановлений Совета министров, в различного рода ведомственных нормативных актах.

  • Конституция является базовым нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность профсоюзов, которым, в частности, посвящены ст.ст. 13, 14, 41. В Конституции закрепляется установление партнерских отношений и взаимодействия между государством, предпринимателями и профсоюзами.
  • Трудовой кодекс является базовым нормативным правовым актом, регламентирующим участие профсоюзов в защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников. В ст. 4 Трудового кодекса отмечается, что наряду с трудовыми отношениями он регулирует деятельность профсоюзов.
  • Законы Республики Беларусь «О профессиональных союзах» (принят 22.04.1992 г.); «О занятости населения Республики Беларусь» (принят 30.05.91 г.), «О коллективных договорах и соглашениях» (принят 24.11.1992 г.), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (принят 18.01.1994 г.) и др. развивают правовую базу деятельности профсоюзов.
  • Указы Президента Республики Беларусь сделали развитие системы социального партнерства в Республике Беларусь одной из важнейших государственных задач. Президентом утверждено Положение о Национальном совете по трудовым и социальным вопросам – общереспубликанском органе, созданном и действующем на принципах партнерства профсоюзов, правительства и нанимателей. Образованы согласительные комиссии различных уровней, а также Республиканский трудовой арбитраж. Среди Указов Президента Республики Беларусь, регламентирующих деятельность профсоюзов, следует выделить следующие:
    • «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь» (№ 278 от 15 июня 1995 г.);
    • «О мерах по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления и профессиональных союзов» (№ 639 от 16 декабря 1997 г.);
    • «О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам» (№ 252 от 5 мая 1999 г.);
  • Постановления Совета Министров – подзаконные нормативно-правовые акты, уточняющие порядок реализации профсоюзами своих функций на основании законодательства. Например, постановление от 18.10.1993 г., утвердившее «Положение о порядке осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства о труде», Постановление Кабинета Министров от 23.01.1995 г. №41 «Об утверждении Положения об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы» и др.

Отношения между звеньями профсоюзной системы, между профсоюзными органами и членами профсоюза  не регулируются нормативно-правовыми актами, а определяются нормами уставов профсоюзов. В их становлении и развитии первостепенная роль принадлежит самим профсоюзам, в особенности, грамотности и политической воле профсоюзных лидеров, а также солидарности самих трудящихся, их готовности к коллективным действиям для защиты своих интересов. Данная проблема выходит за сферы правового регулирования и является проблемой белорусского профсоюзного движения как субъекта политики.

Профсоюзы в  современной Беларуси

Профсоюзы являются неотъемлемой частью социально-политической жизни  Беларуси. Их влияние на трудящихся в последние годы растет. Данная тенденция отразилась в росте их количества и изменении характера их деятельности. Если в феврале 2002 г. в Беларуси насчитывалось 39 республиканских профсоюзов, то к 1 января 2004 г., по сведениям Минюста, их было зарегистрировано 52.

Крупнейшим профсоюзным  объединением в Беларуси является Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ), возглавляемая бывшим заместителем Администрации Президента Леонидом Козиком. На внеочередном IV съезде ФПБ, 18-19 сентября 2002 г. Президент Лукашенко назвал профсоюзы «одной из трёх главных опор государства» и заявил, в нынешних условиях, когда в стране отсутствуют реально влияющие на граждан политические партии, профсоюзы должны взять на себя заботу о сплочении трудящихся, проведении среди них идеологической работы. Отличительной чертой традиционных профсоюзов в Беларуси является массовость, тесные отношения с правительством, устойчивая материальная база, а также широта и многообразие выполняемых ими задач. Общая численность членов ФПБ – более 4 млн. человек (при этом общая численность экономически активного населения в 2004 г. составляла 4 млн. 447 тыс. чел.).

Наряду с официальными (традиционными) профсоюзами, входящими  в структуру ФПБ, в Беларуси в  стране действует альтернативный профцентр – Белорусский конгресс демократических профсоюзов (БКДП), образованный в 1993 году. БКДП является политизированной структурой, которая предпочитает уличные акции конструктивному диалогу с правительством. Сегодняшняя численность БКДП, по различным оценкам, колеблется от 5 до 20 тыс. человек. Выразителями идеологии белорусского государства они не являются из-за бескомпромиссной позиции в отношении роли профсоюзов в системе социального партнерства. В последние годы в силу различных причин численность БКДП существенно сократилась.

Направления работы профсоюзов в Беларуси были определены А. Лукашенко еще в первый год его пребывания на посту Президента. Так, в 1994 г. во время встречи с активом ФПБ им было высказано мнение, что профсоюзы должны:

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"