Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 19:57, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы к экзамену по предмету "Политология".

Файлы: 1 файл

на телефон - копия.docx

— 150.27 Кб (Скачать файл)

Одним из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) политического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей.

Со второй половины 80-х годов Советский Союз постепенно стал утрачивать контроль сначала над странами социалистического лагеря, а затем и союзными республиками.

После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн квадратных километров территории. Возможности России в

немалой степени определяются транспортно-географичес-ким фактором. Территориальный массив России ' престал соответствовать каркасной транспортной инйгоаструктуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали России — Южсиб и Транссиб — проходят через территорию Северного Казахстана (Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных электропередач, связи, трубопроводы.

Новые геополитические реалии сложились на западных границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных торговых портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на черноморском побережье — Новороссийский и Туапсинский.

На западной границе до распада СССР имелось 25 железнодорожных переходов, современная же Россия располагает всего одним — из Калининградской области в Польшу.

Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся на территории Украины, Белоруссии и Молдовы.

Геополитические изменения коснулись и границ России. В рамках СССР из 77 административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и числ<* зарубежных стран, граничащих с Россией: ранее имелось восемь стран-соседей, сейчас — 16. Ни у одной страны в мире такого числа соседей государств нет. Значительная часть государственных границ не имеет официального государственного статуса.

Пространственно-географическое сужение за счет Балтийского побережья, Причерноморья, Крыма вернули Россию, как отмечают геополитики, к «допетровским временам». Данные территории обеспечивали широкий выход бывшего СССР во внешний мир. В новых условиях Россия на северо-западе и юге не сохранила прежнего контроля над ключевыми пространствами.

 

6.Особенности политических  учений XIX – начала XX в.в.

Поиск новых форм познания общества осуществлялся крупнейшими учеными конца ХIХ - начала ХХ века: Дюркгеймом, Парето, Вебером, Марксом, которые обозначили новые линии развития европейской общественной мысли, определили два основных направления ее развития: социологический позитивизм и марксизм.

Теоретическим обоснованием политики и идеологии социального реформаторства последней четверти XIX стала теоретико-методологическая концепция «социологизм», разработка которой принадлежит Эмилю Дюркгейму (1858-1917). Как теоретическая концепция, социологизм утверждает принцип специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами. Методологически утверждается принцип объективности подхода к социальным явлениям, требование объяснения социального другим социальным, а не биологическим, психологическим или им подобными характеристиками. Общество рассматривается как саморегулирующаяся система, обладающая качествами, которые несводимы к качествам отдельных элементов. Отношения индивидов в обществе истолковываются как отношения ассоциации, в результате которой возникает новое качество – социальная жизнь как процесс деятельности. Общетеоретические положения «социологизма» Дюркгейма легли в основу принципов школы структурного функционализма, среди представителей которой назовем имена Парето и Михельса. Вильфредо Парето (1848-1923) вошел в историю политической науки как один из основателей (наряду с Г. Моска) теории элит, которые, по его мнению, определяют содержание политической жизни общества. Системный подход к обществу, предложенный Парето, и его фундаментальное понятие «стабильность системы» лежат в основе практически всех социологических и политологических исследований современности. Значительное влияние на развитие политической теории оказала теория олигархизации политической власти, которая наиболее четкое теоретическое обоснование получила в исследовании Роберта Михельса (1876-1936). В книге «Социология политической партии в условиях демократии» (1911) он сформулировал «железный закон олигархических тенденций». Теория олигархизации политических партий строилась на основе абсолютизации политических отношений, вместе с тем и сама теория, и особенно проблема взаимосвязи партийных масс и партийного аппарата и сегодня остается существенным вкладом в понимание процессов, происходящих в недрах современных политических партий. На развитие современной политической мысли оказали огромное влияние социологическая концепция и политические взгляды немецкого исследователя Макса Вебера (1864-1920). М. Вебер, как и Э. Дюркгейм, полагал, что общество может быть понято и объяснено только через общественные факторы и процессы. В основу общественных отношений М. Вебер положил культурные функции социального взаимодействия. Методологически политическая концепция Вебера опиралась на сформулированную им «социологию власти», стержнем которой были типы легитимного господства, т. е. такого, которое признано управляемыми индивидами (легальный, традиционный, харизматический). Общественная жизнь, по мнению Вебера, должна рассматриваться через взаимодействие отдельных личностей, а сама наука о культуре, обществе, истории должна быть свободна от оценочных суждений, также как в естественных науках. Второе направление политической науки, выделенное нами выше, связано с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Стержнем марксистского подхода к анализу политических отношений является понимание объективности общественно-исторического процесса. Опираясь на материалистическое понимание истории, марксизм показывает, что в своей практической, общественно-производственной деятельности люди вступают друг с другом в материальные, независящие от их воли отношения, которые, в конечном счете, и определяют их сознание. В работах классиков доказывается, что развитие общественных формаций представляет собой естественноисторический процесс, а отдельные социальные явления нельзя понять вне их места и функции в рамках социального целого, без учета исторических закономерностей. В работах Г. В. Плеханова, А. Бебеля, ранних работах К. Каутского, П. Лафарга, Ф. Меринга, Р. Люксембург, В. И. Ленина концепция Маркса и Энгельса получила развитие через конкретизацию отдельных ее сторон применительно к новым условиям. ХХ век характеризуется наличием разнообразных политологических концепций и школ. Отметим некоторые особенности развития политической мысли. Наибольшее распространение к концу ХХ века получили три социально-политические направления изучения политической сферы общества: неоконсерватизм, неолиберализм и социализм.

Неоконсерватизм, имеющий сейчас наиболее прочные позиции, отстаивает необходимость укрепления властных функций государства, повышение уважения и доверия народа к нему при сохранении традиционного, присущего консерватизму подхода к построению общества на основе иерархии властных структур. Неоконсерваторы в то же время отстаивают свободное, независимое от государства развитие экономической и социальной сферы, последовательное развитие демократических институтов. Неолиберализм (социальный либерализм) основную задачу видит в поиске эффективных средств, обеспечивающих социальную справедливость в политической и социальной сферах. Ее решение он связывает с построением «государства благоденствия», в котором государству принадлежит особая роль в осуществлении социальной политики и демократических преобразований. Высказанная в рамках неолиберализма идея «плюралистической демократии» направлена на учет и защиту интересов всех слоев населения, обеспечение их равного участия в политическом процессе, основанном на идеях правового государства и разделения властей.

Социалистическое направление представлено тремя основными течениями.

- Социал-демократическое течение, несмотря на внутренние разногласия, признает рациональность существующей в западных странах политической системы. С их точки зрения необходимы постепенные реформы, которые придадут обществу черты большей гуманности и меньшей социальной напряженности. В таком обществе трудящиеся будут обеспечены более широкими социальными правами, а их жизнь будет отличаться более высоким материальным и культурным уровнем.

- Течение, основанное  на марксистско-ленинской теории  общественного развития, отказалось  от некоторых традиционных идей (насилие, диктатура пролетариата, ограничение  товарно-денежных отношений при  социализме и т. п.) и делает  попытку сформулировать новое  видение процесса общественного  развития на идеях социальной  справедливости и солидарности.

- Леворадикальное  течение (анархизм, троцкизм, экологический  социализм и др.) в современных  условиях отказывается от экстремизма, ультралевой фразеологии и предлагает  более конструктивное решение  проблем общественного развития.

Эти направления реализуются при помощи необыкновенно широкого спектра методологических приемов, на основе которых создаются крупные политологические школы и течения: бихевиористсткое направление (Г. Лассуэл, Дж. Кетлин); системный анализ власти (Т. Парсонс, Д. Истон); коммуникативное направление (Х. Арендт); теория конфликтов (П. Блау, Р. Дарендорф); «точные методы» в политологии (Т. Адорно, К. Ясперс); Франкфуртская школа (Ю. Хабермас) и др.

Стержнем исследований американской политологической школы, которая сегодня является одним из основных центров политологических исследований, является неопозитивистская методология. Ее отличие от традиционного позитивизма может быть выражена через следующие характеристики:

- признание единства  методов естествознания и социальных  наук при наличии собственных  понятий и теорий;

- тесная связь  с философией эмпириокритицизма, особенно с теми ее направлениями, которые были ориентированы на  разработку теории научного познания;

- отрицание специфики  социальных явлений по сравнению  с природными при более масштабном  применении естественнонаучных  методов, которые привели в итоге  к принятию радикальной бихевиористсткой концепции Дж. Уотсона;

- требование  отделения научного знания от  этической оценки. Согласно которому  социология не интересуется улучшением  мира, цель ее в получении знания, содействующего социальному прогрессу.

Остановимся на некоторых особенностях развития политических взглядов в России.

Не предавая забвению политические идеи Древней Руси и периода создания централизованного государства, имеет смысл говорить о политических теориях в России с конца ХУII века, когда активно начался процесс утверждения абсолютизма.

Необходимым обоснованием правомерности существования абсолютной монархической власти стала идея «естественного права», впервые в истории русской политической мысли высказанная Ф. Прокоповичем.

Вершиной прогрессивной российской политической мысли ХVIII века было учение А. Радищева, который, подобно Руссо, связывал образование государства с возникновением собственности.

В рамках традиционной западной социологии развивались взгляды М. Острогорского, который впервые в 1902 году сформулировал мысль об утрате политическими партиями демократического облика – олигархизации, которая позже, в 1911 году, была сформулирована как «железный закон олигархизации» Р. Михельсом.

 

7.Основные политологические  школы XX века.

Марксистская школа (К. Маркс) связывает феномен власти с отношениями собственности и экономическим господством правящего класса. Политическая власть является лишь порождением экономической власти, а государство является институтом экономически господствующего класса, который при помощи государства становится еще и политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.

Бихевиористская школа (Г. Лассуэлл) трактует власть как особый тип поведения в человеческом обществе: одни должны руководить, направлять, управлять, другие – подчиняться, следовать.

Натуралистическая школа (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, А. Гельвеций) предполагает, что человеку как существу натуралистическому, природному свойственно стремиться к власти, возвыситься над другими (своеобразное проявление инстинкта выживания) либо починяться (как безоговорочное подчинение вожаку племени в древние времена). Политика и власть суть не божественный дар, как они трактовались средневековыми богословами, а обычные земные явления. Власть и политику необходимо отделять от морали и религии. Макиавелли ввел в научный оборот понятие «государство» для обозначения политически организованного общества.

Системная школа (Т. Парсонс, Д. Истон) основывается на понимании власти как способности социальной системы реализовывать коллективные цели, обеспечивая таким образом собственную стабильность.

Психологическая школа (З. Фрейд) разделяет взгляды бихевиористов на власть как результат поведения индивидов. Однако акцент делается ими на раскрытии субъективной мотивации подобного поведения, выявлении его источников в сознании и подсознании человека.

Структурно-функционалистская школа (Р. Мертон) характеризует власть как способ социальной организации, основывающийся на целесообразном разделении функций управления и подчинения в обществе. В соответствии с этим подходом в иерархически устроенном обществе с многообразием социальных ролей власть контролирует ресурсы и средства управления, воздействуя на общество поощрением и наказанием.

Реляционистская школа (М. Вебер) трактует власть как межличностное отношение, позволяющее одним индивидам оказывать воздействие на других, направлять, изменять, преобразовывать их поведение. При этом Вебер, например, понимает под государством такой политический институт, который претендует на монополию легитимного (законного) насилия. Государство, по Веберу, есть такое отношение господства людей над людьми, которое опирается на легитимное насилие как средство управления.

 

4 Функции политологии

1)самая важная-познавательная Смысл ее состоит в выявлении природы властных отношений, государства, накоплении знаний о политических явлениях и процессах, обосновании эффективности форм развития общества. Обобщая мировой и национальный опыт создания политических институтов, политическая наука помогает найти оптимальный политический курс, сформулировать научно обоснованные цели и средства их достижения. Политология не только ограничивается адекватным отражением политической реальности, но и дает оценку политическому строю, институтам и событиям. В этом выражается ее аксео-логическая функция.

Политология выполняет функцию рационализации политической жизни, Политология призвана определять соответствие программ, политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества. Это становится возможным в рамках диагностической функции.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"