Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

ShPORY_POLITOLOGIYa.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Социальное предназначение политической власти:  удовлетворение общественных интересов и потребностей; организация и регулирование  общественной жизни; обеспечение  гарантий демократического формирования и  функционирования властных институтов;  защита, укрепление и развитие государственности.

     Самая влиятельная  форма политической власти – государственная  власть.

 

   Специфические черты государственной власти: доминирование (господство)  над другими видами власти в обществе;  масштабность ресурсов  и полномочий; верховенство; исключительное право на нормотворчество, на легальное использование средств и методов принуждения (насилия).

    Единственный источник  этой власти – народ. Действует единая система органов государственной власти, наделенных полномочиями для управления обществом. Государственная  власть суверенна в отношениях с другими  формами власти. Только властные институты государства вправе обеспечивать конституционный правопорядок в стране.

 

Непременное условие существования государственной власти – легитимность – общественное признание законности власти, доверие к ней граждан, их согласие подчиняться ее установлениям и требованиям.

Макс Вебер различал три  типа легитимности власти: традиционную,  харизматическую,  рационально-правовую.

Эти типы легитимности М.Вебер называл идеальными. Но в своем «чистом» виде они встречаются редко.

 

7. Политическая  система общества

 

Политическая система – это целостная совокупность  институтов государственной власти и общественных объединений, политических  отношений и действий,  ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих    управление  обществом.

Политическая система обладает верховенством и  относительной автономией по отношению к другим общественным сферам – экономической, социальной, духовной.

Политическая система   включает пять подсистем, ответственных за ее стабильность и эффективное управление обществом: институциональную, нормативно-регулятивную,  коммуникативную, культурно-идеологическую, функциональную.

Политическая система  обеспечивает:

  • согласование и удовлетворение интересов граждан, формирование их политической культуры;
  • взаимодействие  институтов государства и общественных объединений;
  • регулирование поведения и отношений субъектов политики посредством установленных норм и политических решений; 
  •  мобилизацию ресурсов на реализацию социальных  интересов;

  • стабильность и развитие общества, укрепление государственности.

   Удовлетворение политической  системой требований общества  предполагает целенаправленные  и эффективные действия. От способности  системы  гибко реагировать на  запросы общества и удовлетворять  их зависит ее самосохранение,  демократическое переустройство и  поддержка гражданами.

        Основные индикаторы соответствия политической системы общественным потребностям: стабильность, адаптивность,   эффективность, легитимность.

В мире существуют различные типы политических систем. С помощью выработанных политологией критериев мы их классифицируем, сравниваем,  познаем особенности. Такими критериями являются: источник  и характер государственной власти в обществе; тип властвования; обеспечение прав и свобод граждан; стабильность и благополучие общества;  уровень политической культуры граждан и институтов.

На основе указанных  показателей мы  определяем  степень демократичности и прогрессивности политической системы конкретного общества. Основные типы современных политических систем: плюралистические, авторитарные, тоталитарные. Они различаются характером распределения власти, степенью демократичности, регламентации жизнедеятельности общества.

 

8. Политические  режимы

 

Политический режим  – это   совокупность средств и методов осуществления политической власти, отражающих  степень демократичности  взаимоотношений  государства с  личностью  и   обществом.

Политический режим в той или иной стране сочетает два противоположных принципа управления обществом – авторитарности и демократизма. Авторитарные тенденции выражаются в стремлении  государственных институтов к односторонней (монопольной) властности. Демократизм же  предполагает равноправное властное взаимодействие субъектов политики, государства и гражданского общества. Принцип демократизма ставит заслон на пути безраздельного монополизма государства,  тотального  государственного регулирования обществом  и частной жизнью граждан.

Политический режим отражает специфику политической системы конкретной страны, институционального  взаимодействия власти (правительства)  с  гражданами.

Характер политического режима определяется:   интересами социальных групп, на которых опирается режим;  демократичностью  средств и методов властвования;  ролью насилия и принуждения в государственном управлении; соблюдением правителями  законов;  отношением власти к  правам и свободам человека; уровнем  политического участия и  политической культуры  граждан; возможностями свободного соперничества  правящей и оппозиционной элит.

В политологии  характеризуются основные типы политических режимов современности – демократические и автократические (гр. autokrteia – самодержавие).

Указанные политические   режимы отличаются: источником и принципами организации власти; степенью плюрализма и  свободы политического волеизъявления; методами принятия политических решений; наличием правовых ограничений на применение властных полномочий; уровнем вовлеченности граждан в политику.

         Особенности демократических режимов:      источник власти – народ; выборность представительных органов государственной власти и  их подотчетность избирателям;  наличие "среднего класса" – социальной основы демократии;  государственное  устройство по принципу разделения властей; разрешено все, что не запрещено законом; политический плюрализм  и свободная конкуренция субъектов политики; контроль властных институтов гражданским обществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Государство  в политической системе

 

Центральный, универсальный  институт политической системы – государство.  Аристотель видел в государстве  политическое сообщество,  союз свободных и равных  граждан,   воплощение разума, справедливости, красоты и общего благополучия.

В обоснование концепции государства, его природы и  социального назначения внесла  мыслители прошлого – Ж, Боден, Н.Макиавелли, И. Кант, Г. Гегель, Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс,  Дж. Локк, К. Маркс,  В.И.Ленин и др.  ….

Возникновение государства обусловили три  взаимосвязанных социальных фактора:

  • естественная потребность в интеграции и защите интересов общества,   публично-правовом, авторитарно-властном регулировании частной и общественной жизни;  
  • общественное разделение труда, выделение организационно-управленческой деятельности в относительно самостоятельную сферу;
  • дифференциация общества, возникновение частной собственности на средства производства и  классовых противоречий, утверждение власти экономически господствующего класса.

Государство – основной институт политической системы, обладающий верховной властью на определенной территории и осуществляющий  управление обществом.

     Государство  обладает качественными признаками, которые отличают его от других  институтов политической системы:

  • Это единая территориальная  организация политической власти (его власть распространяется на  всех  членов общества).
  • Это общность людей, объединенных правовым союзом граждан (гражданством).
  • Это  система  органов  и учреждений, наделенных властными полномочиями  для управления обществом.
  • Это суверенная организация власти.
  • Это институт,  обладающий  монополией на издание  нормативных правовых актов, взимание налогов с населения, применение средств и методов  принуждения.

Государство выполняет внутренние и внешние функции (обязанности перед обществом).  К внутренним функциям относятся: политическая,  правовая, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, организаторская. Внешние функции связаны с международным сотрудничеством и обеспечением внешней безопасности.

 

10. Правовое  государство и гражданское общество

 

В настоящее время проявляются две негативные  тенденции в развитии государственности – 1) усиление исполнительной власти (включая и президентскую власть)  и ослабление представительной, судебной властей; 2) углубление процесса бюрократизации  управленческого аппарата (рост численности служащих госаппарата,  отрыв  его от интересов общества, консерватизм, коррупция, карьеризм, безответственность, бюрократизм).  Эти  несовместимые с демократией тенденции порождают социальные противоречия и коллизии.    

Жизнь требует  более высокого качества управления обществом, повышения уровня профессионализма госаппарата, демократизации взаимоотношений государства с обществом и личностью.

Идеал современного  общества –  истинно демократическая и социально эффективная   государственная власть. Оно стремится  воплотить в жизнь идеи о правовом государстве, сформулированные  политической и юридической наукой.

         Правовое государство – тип государства, последовательно воплощающего принципы конституционализма, ограниченного в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем властных институтов.

Характерные признаки правового государства:

  • приоритет прав личности; равная ответственность и обязанность государства перед гражданином и гражданина перед государством;
  • верховенство гуманных законов; разрешено все, что не запрещено законом;
  • использование   демократических  норм самоуправления, свободной инициативы граждан;
  • разделение властей,  общественный контроль общества за их функционированием.

  Социальная основа  и  необходимая предпосылка правового  государства – гражданское общество. Оно представляет собой сферу отношений, ассоциаций и структур, которые развиваются без непосредственного вмешательства и помощи государства.

Только правовое государство способно преодолеть отчуждение  граждан от политической власти и управления обществом,   гарантировать и в полном объеме  реализовать права и свободы личности.

На конституционном уровне  понятие правового государства впервые было зафиксировано в Основном законе ФРГ (1949г.) и в Конституции Испании (1978г.). Положение о  правовом государстве получило закрепление в ст. 1 Конституции Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Формы государственного правления

 

Под формами правления  подразумеваются  формы организации государственной власти (особенности ее формирования, полномочий и функций). В политологии принято выделять две  формы правления – монархию и республику.

Монархия (от греч. – manarchia – единовластие) – форма правления, при которой верховную власть концентрирует глава государства –  монарх. Эта власть передается по наследству. Различают абсолютную (неограниченную законами),  конституционную (власть  монарха ограничена конституцией государства), дуалистическую (монарх наделен в основном исполнительными полномочиями; издает законы, утверждает бюджет парламент), парламентскую  (монарх выполняет представительские функции; его реальная власть более чем скромна).

Республика (от лат. res publica – общественное дело) – форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат либо всем дееспособным гражданам, либо большинству из них. От имени граждан (народа) управление осуществляется представительными органами, избираемыми прямым или косвенным волеизъявлением.

Республики бывают парламентскими,  президентскими, смешанными (парламентско-президентскими). Они  отличаются особыми отношениями между исполнительной и законодательной ветвями власти, их полномочиями.

К примеру, в Германии, Италии, Греции – парламентские республики. Президент является главой государства, но выполняет в основном представительские функции. Правительство же во главе с премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни. Оно формируется парламентом и отвечает перед ним. Премьер-министр в этих странах – первое лицо в государстве.

В президентской республике (Беларусь, США, Бразилия, Мексика) парламент и президент –  независимы во взаимоотношениях.  Президент – глава исполнительной власти и глава государства. Он избирается всем населением  и потому не несет ответственности перед парламентом. Широки его полномочия. Президент назначает правительство, не подотчетное парламенту. Обладает высшей распорядительной властью. Президент руководит  вооруженными силами и администрацией. Парламент не вправе отправлять правительство в отставку, хотя и президент не вправе распустить парламент. Президент наделен правом отлагательного вето на законопроекты парламента.

 Отличие смешанной  формы правления – ответственность правительства перед президентом и парламентом.

 

12. Формы государственного  устройства

 

Под государственным устройством понимают формы административно-территориального  устройства страны: унитарное государство, федерация, конфедерация.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"