Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

ShPORY_POLITOLOGIYa.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Ключевые выводы из опыта политической модернизации бывших советских республик и других стран:

1.  Политическая модернизация – это закономерный процесс.

2.  Модернизация не есть "копирование" западных политических ценностей.

3.  Модернизация – это глобальный процесс непрерывного движения всех обществ и государств  к новому качеству  политического бытия.

4. Не существует  универсальных теоретических схем и моделей  модернизации. Ее содержание, темпы и результаты определяются национальными особенностями, историко-культурными традициями, менталитетом граждан, уровнем социально-экономического развития и политической культуры конкретного общества. 

5.  Модернизация в каждой конкретной стране – длительный  исторический этап последовательных преобразований в области политических отношений, политической культуры и политической деятельности.

 Модернизацию  невозможно форсировать, игнорируя национальную специфику, не творчески  применяя опыт других стран. Нарушение этого правила оборачивается противодействием реформационной политике со стороны граждан, массовым недовольством, дестабилизацией политико-властных отношений.

Французский ученый и общественный деятель Алексис де Токвиль сформулировал  важный вывод об опасности "форсирования" политического развития. Он отмечал, что "самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства".

6.  Противоборство субъектов политики  может повлечь острые кризисы,  попятное политическое развитие общества и  облегчить узурпацию власти реакционными силами.

 

 

  1. Политические конфликты и кризисы

 

В  политическом процессе   проявляются  острые  разногласия  и конфликты.  Они неизбежны. Субъекты политики выражают различные,  нередко противоположные интересы. Могут не совпадать их цели, позиции и ценностные ориентации. Мудрость политиков заключается не в том, чтобы не допустить  конфликтов (это сделать невозможно), а в  умении управлять  ими,  предотвращать  разрушительные последствия для общества.

 

    Признаки политического конфликта: наличие не менее двух противоборствующих субъектов; несовместимость интересов, ценностей  и целей; непредсказуемое, агрессивное поведение конкурентов. Конфликты проявляются на межличностном, групповом уровне, на уровне подсистем общества, региональном и глобальном уровнях.

 Стадии  развития  политического  конфликта:  начальная; эскалации конфликта; конфликтные действия;  разрешение конфликта.

 Типы  политических конфликтов: интересов; ценностей; идентификации.

 

Управление конфликтом – это целенаправленное влияние на сознание и поведение конкурентов, их отношения с целью  примирения, устранения разногласий между ними. Используются различные технологии управления конфликтами.

Резкое обострение  социально-политических противоречий порождает политические кризисы.

Типы политических кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, общенациональный, внешнеполитический.

В зависимости от особенностей (характера)   проявления кризисов принято выделять  их основные формы: легитимности; участия; идентичности; распределения благ; проникновения.

 Кризис  легитимности отражает несоответствие политического режима ожиданиям и запросам общества. Кризис участия характеризуется нарушением  принципов равенства политического участия общественных групп. Кризис идентичности имеет своим следствием  распад прежних политических идеалов и ценностей.  Кризис распределения благ  проявляется в массовом недовольстве граждан качеством жизни. Кризис проникновения выражается в обострении противоречий между центральными и местными государственными органами, их  стремлении к перераспределению полномочий и ресурсов власти в свою пользу.

Преодоление кризисов политической системой требует устранения противоречий и несоответствий, их  породивших.

 

 

  1. Политическая культура

 

       Политическая культура является:  

  • качественной характеристикой политической  системы общества, уровня доверия к ней граждан;
  •   критерием  демократической зрелости институтов государства и гражданского общества;
  •   необходимым условием и  средством преобразования политической действительности.

     Политическая культура –  это ценностные ориентации  людей по отношению к политике (политической действительности, конкретной политической системе), которые  мотивируют их политическое поведение.

Содержание  политической культуры общества отражается: в  сознании и типичных образцах поведения граждан; национальном характере; действиях институтов политической системы; нормах взаимоотношений государства и общества.

 Структура политической культуры включает: познавательный; эмоционально-чувственный; оценочный; поведенческий компоненты.

Уровень политической культуры конкретного  общества  выражается: в культуре политического сознания и поведения граждан; культуре   функционирования институтов политической системы.

    Культура политического  сознания  проявляется в мировоззрении индивидов, их политических знаниях,  убеждениях и  интересах, ценностных  ориентациях, мотивах поступков.

    Культура политического поведения  материализуется в    характере политической деятельности и ее социальной плодотворности, цивилизованности  взаимосвязей  субъектов политики.

  О  культуре функционирования институтов  политической системы судят по уровню демократичности, качества управления социально-политическими процессами.

     Политическая культура выполняет  общественно полезные функции: политической социализации; нормативно-ценностную; интегративно-мобилизационную; коммуникативную.

 

Основные типы политической культуры: демократическая; подданническая; патриархальная; западная; восточная. На практике эти типы взаимодействуют, образуя смешанные разновидности. Наиболее оптимальной с точки зрения обеспечения стабильности политической системы является синтетическая культура гражданственности.

 

26. Политическая  социализация

 

Политическая социализация – процесс усвоения личностью политических знаний, ценностей и традиций, образцов и норм поведения.

Политическая социализация  осуществляется  в каждом конкретном обществе. Граждане  овладевают его традициями и ценностями,    образцами поведения, знаниями и навыками  политического участия.  В результате политической социализации человек становится  (или не становится) сознательным и активным субъектом политики.

 

Факторы политической социализации человека:

  • Макросреда – уклад  общественной жизни; духовная культура;  политика государства;  деятельность институтов политической системы.
  • Микросреда – семья; школа; трудовой коллектив; общественные объединения;   группы интересов.
  • Образование и  воспитание человека.
  • Социально полезная деятельность  (включая политическое участие);
  •   Социальное положение и индивидуальные особенности  человека.

     В реальной  общественной жизни указанные  факторы политической социализации  личности "переплетены" и оказывают многостороннее и противоречивое   воздействие на  политическое сознание и поведение человека.

Политическая социализация личности продолжается в течение всей жизни. Человек усваивает социально-политический  опыт,    обогащает свой духовный мир, корректирует  ценностные ориентации  и поведение. Его политические действия  приобретают  осознанный характер, а  политические убеждения и оценки становятся  более критичными.

 

  Типы политической социализации:

   Гармоничный – человек уважительно и конструктивно относится   к государству и обществу, уважает  законы и легитимную  власть, добросовестно исполняет   конституционные обязанности.

   Гегемонистский – отличается негативным отношением  гражданина к любым социальным и политическим системам, кроме  «своей».

   Плюралистический  –  гражданин  уважает права и свободы  всех субъектов политики, многообразие политических интересов, взглядов, позиций, концепций и программ общественного развития.

    Конфликтный  – гражданин ориентируется на политическое противостояние с  властными структурами и оппонентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Политическая  идеология

 

Политическая идеология – система идей и ценностей, выражающих интересы субъектов политики, их представления о социальной действительности, средствах и методах ее преобразования.

      Идеология  и политика – взаимообусловленные  духовные явления.  Идеологические  нормы и ценности переводятся  на язык политических решений  и программ, воплощаются в созидательных  делах и поведении субъектов  политики. В свою очередь,  социально-политическая практика служит   основой для  теоретического обоснования и творческого развития идеологических концепций и принципов.

 

        Уровни  функционирования политической  идеологии:

  • теоретико-концептуальный;
  • программно-политический (идеи и ценности  воплощаются в политические проекты и  программы общественного развития);    
  • актуализированный  (отражает степень усвоения идеологии  гражданами, ее  влияние на качественные изменения в обществе)

           Функции (социальная роль) идеологии:  целеполагающая; нормативно-ценностная; интегрирующая; мобилизационная; воспитательная.

 

    Современные политические идеологии: либерализм; консерватизм; социал-демократическая; социалистическая.

    Основные идеи либерализма:   права и свободы личности – высшая ценность;  политическое равенство; политический плюрализм; приоритет частной собственности и рыночная экономика; свободная политическая конкуренция; разделение властей; ограниченная  законами  регулятивная роль государства.

 Основные идеи консерватизма: традиционализм; сильное государство; «элитарная демократия»; частная собственность и рыночная экономика; минимальное «социальное попечительство» государства; приоритеты семьи и религии; зрелое гражданское общество.

Консерватизм эволюционирует в сторону либеральных ценностей.

    Основные   идеи социал-демократической идеологии: социализм = смешанная экономика +  последовательная демократизация + «всеобщее благоденствие» + государственное регулирование и перераспределение доходов.

Социалистическая  идеология: социализм =  сильное государство + обобществление  производства  +  плановая экономика + всестороннее развитие личности.

 

 

  1. Идеология белорусского государства

 

Идеология  белорусского государства:

  • Обосновывает политические ценности и нормы общества, политику суверенного государства.
  • Объясняет особенности социальной модернизации и защищает политическую систему.
  • Оценивает мировые процессы с позиций национальных интересов.
  • Обосновывает средства и методы  совершенствования общества.
  • Способствует формированию политической культуры граждан.

Ценностный потенциал государственной идеологии включает:

       Общечеловеческие  ценности (гуманизм; миролюбие; уважение суверенитета государств; социальная справедливость и др.).

      Традиционные ценности белорусского народа (патриотизм; коллективизм; свободолюбие; трудолюбие; доброжелательность; толерантность; неприятие зла и др.).

      Политические  ценности общества переходного  периода (демократическое государство; правовое государство; социальное государство; государственный суверенитет; права и свободы человека; приоритет международного права).

 

     Конституционно-правовые  основы государственной идеологии: политико-идеологические полномочия и обязанности институтов государства и гражданского общества.

     Компонент идеологии государства – национальная модель устойчивого  социально – экономического развития.

     Особенности  белорусской  модели развития:  социально ориентированная рыночная экономика; равноправие форм собственности; стимулирование инноваций и инвестиций; правовая защищенность и ответственность  хозяйственных субъектов; интеграция со странами СНГ и Евразийским экономическим сообществом; многовекторность внешнеэкономической деятельности.

      Идеология  молодого  суверенного государства  переживает стадию формирования. В то же время она вносится  политическими институтами в общественное сознание граждан и способствует демократическому преобразованию общества.

       В теоретической  разработке государственной идеологии  участвуют ученые, общественные и государственные деятели. Эта идеология должна опираться на науку и практику, содержать объективный анализ положительных тенденций и недостатков социальной трансформации в Беларуси, указывать перспективы стабильного развития общества и государства в XXI веке.

 

 

 

 

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"