Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

ShPORY_POLITOLOGIYa.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Унитарное государство не   имеет  в  своем   составе   территориальных образований,  обладающих политической самостоятельностью. Характеризуется централизованным управлением. Центр передает местной власти ряд функций, за исполнение которых она несет ответственность. В таком государстве единая конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти. Унитарными государствами являются Беларусь, Дания, Франция, Швеция, Турция и др.

Глобализация усиливает тенденцию к децентрализации унитарных государств, стимулирует их развитие в направлении федеративных систем (Испания).

Федерация – устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий. Союзные государства имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы. Федерациями в настоящее время являются  24 страны:  Россия, США, Бразилия, ФРГ, Канада, Австралия, Аргентина, Индия, Австрия, Канада и др.

В федерации два уровня власти – федеральный и республиканский.  Их полномочия закреплены в конституции страны.

Федерация  строится по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия)  принципам.

Популярность федерализма в мире возрастает. Его элементы используются в унитарных государствах и в наднациональных образованиях (например, в Европейском Союзе и других региональных интеграционных объединениях).

Конфедерация – добровольное, относительно стабильное объединение самостоятельных государств. Создается   для осуществления экономических, военных и других задач, отвечающих их национальным интересам. Суверенные государства для достижения своих общих целей  образуют консультативные или координирующие органы. Они имеют независимый, равный статус и обладают правом выхода из конфедерации.

Характеризуется неустойчивостью и неадекватной ожиданиям эффективностью. Конфедеративные объединения функционировали в Германии, Швейцарии, США. В сущности, на конфедеративной основе строятся отношения в рамках СНГ, Европейского Союза.

До появления на карте мира федераций унитарные и конфедеративные государства не разграничивались.

 

 

13. Институты  государственной власти Республики  Беларусь

 

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции страны, прав и свобод граждан.

Законодательная власть – это система полномочий и представительных органов государственной власти. Они  разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории  государства.

Органы законодательной власти в Республике Беларусь: Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь; Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские).

Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по  8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики  назначаются Президентом Республики Беларусь.

 

 Исполнительная  власть – это  система полномочий и    органов государственной власти,  реализующих законы и иные нормативные правовые акты. Высший, центральный орган исполнительной власти – Правительство–Совет Министров Республики Беларусь;  на региональном и местном уровне ее функции выполняют органы местного управления и самоуправления.

         Правительство  в своей деятельности подотчетно  Президенту и ответственно перед  Парламентом. Оно слагает свои  полномочия перед вновь избранным  Президентом.

 

Судебная власть –  система полномочий  и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны  и принятых в соответствии    с ней иных нормативных правовых актов.

Структура судебных органов: Конституционный  Суд Республики Беларусь; общие суды (Верховный  Суд Республики  Беларусь, областные, городские, военные суды);  хозяйственные суды  (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и городские хозяйственные суды).

 Контрольно-надзорные органы представлены в политической системе органами прокуратуры и Комитетом государственного контроля. Прокуратура осуществляет надзор за  точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных актов.  Комитет государственного контроля контролирует  исполнение республиканского бюджета, использование государственной собственности, реализацию актов Президента и Правительства.

 

 

14. Общественные  объединения

 

Общественные объединения, как и государственные органы, входят в институциональную подсистему политической системы общества. Это  добровольные ассоциации граждан ("группы интересов"), создаваемые в установленном законом порядке. Они выражают  интересы социальных, национальных, региональных и иных общностей и оказывают влияние на государственные институты с целью их реализации.

В демократической политической системе  общества  представлены два типа общественных объединений – политические и неполитические.

 Политические претендуют  на государственную власть, активно и целенаправленно участвуют в политической жизни. Они имеют политическую программу, стройную организационную структуру и профессиональный кадровый аппарат. Систематически проводят политические акции, поддерживают конкретных политиков в правительственных и других государственных структурах, предлагают свои кандидатуры на государственные должности, оказывают влияние  на выработку и принятие политических решений.

Неполитические объединения  не ставят  перед собой цель  завоевания государственной власти или непосредственного участия в ее осуществлении. Они главным образом специализируются на артикуляции (выражении) и агрегировании (согласовании, превращении требований граждан в альтернативы государственной политики) социальных интересов. Нередко они  возникают стихийно, в результате спонтанной реакции на  ситуацию в обществе.

Особым типом общественных объединений являются группы давления

(их называют "лобби" : от англ. Iobby – кулуары).  Эти группы, располагая ресурсами и связями с политиками, заключают сделки с бюрократией и  оказывают давление на центры власти с целью  принятия выгодных им решений.

        Многообразны формы общественных  объединений:  политические партии, профсоюзы, ассоциации предпринимателей, научные общества, творческие союзы, благотворительные фонды, религиозные, экологические организации и др.

Активная, социально полезная  деятельность общественных объединений – важный индикатор демократичности политической системы. Это и показатель зрелости гражданского общества.

Конструктивное и гибкое  реагирование властных институтов  на требования и предложения  "групп интересов" находит отражение в  политических решениях, удовлетворении интересов граждан. Это  способствует выявлению и разрешению социальных проблем,  поддержанию  стабильности  политической системы общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Политические  партии и партийные системы

 

 Самое организованное  и политически ориентированное   общественное объединение – политическая партия.

Признаки политической партии: долговременность и непрерывность действия; поддержка гражданами; организационная упорядоченность; наличие политической идеологии и программы; открытое заявление  главной цели – завоевание и  использование государственной власти.

       Функции  политической партии:   коммуникативная; выражение и представительство интересов; политическая социализация; участие в выборах и деятельности органов государственной власти.

       Типы политических  партий:

Кадровые партии. Большинство европейских   партий – кадровые. Их структура, организация внутренней жизни и деятельность  нацелены на победу на выборах в органы государственной власти. В партиях нет фиксированного членства.

Массовые партии  имеют первичные (территориально-производственные) организации, профессиональный  аппарат управления, стремятся увеличить свой численный состав. Отношения в партиях строятся на основе партийной дисциплины с уставного членства.

Правящие партии – партии власти, победившие на выборах и сформировавшие правительства.

Оппозиционные партии – выражают интересы и ценности, не совместимые или несовпадающие с  идеалами и целями правящего режима.

        Революционные партии нацелены на радикальные преобразования в обществе, коренное преобразование общественных отношений.

        Реформистские партии  акцентируют внимание на общественных изменениях путем реформ, парламентских формах и методах деятельности.

       Либеральные партии  считают главным приоритетом  своей деятельности – обеспечение  социальных условий реализации прав и свобод личности.

       Консервативные партии ориентируются на сохранение  традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни.

По политическому влиянию различают партии: мажоритарные (получившие большинство  депутатских мандатов); доминирующие (имеющие относительное большинство мест в парламенте); миноритарные  (обладающие  минимальным числом  депутатских мандатов).

Совокупность партий, взаимосвязи между ними, государством и обществом  составляют партийную систему. История знает партийные системы:  монопартийную,  двухпартийную,  многопартийную, умеренного и поляризованного плюрализма.

 

 

16. Политический  процесс

 

 Политический  процесс – это  политическая жизнь общества в динамике (развитии, изменении); целенаправленная деятельность субъектов политики.

         

 Структура  политического процесса включает субъекты и объекты политики, политические интересы, политические отношения, средства и  методы  политической деятельности.

     Политический  процесс  "существует" (проявляет  себя)   в трех режимах: функционирования, развития и упадка.

  В "режиме  функционирования"   в политической жизни общества используются традиционные механизмы,  преобладают инерционные тенденции.  Политическая система самосохраняется, но не  выходит за рамки сложившихся  в прошлом взаимоотношений граждан и институтов власти. 

"Режим  развития"  отличается внедрением инноваций,  непрерывностью, системностью и последовательностью качественных изменений в политической сфере общества.       

"Режим упадка" характеризуется застоем в политической жизни,  нестабильностью  общества, недовольством граждан, неспособностью государственных органов к преодолению социальных противоречий.      

 Политические процессы могут быть разнообразных типов: эволюционные /  революционные; стабильные /  нестабильные; открытые / скрытые; внутриполитические / международные.

Признаки  эволюционного процесса: политическая трансформация  характеризуется постепенностью, непрерывностью  и продуктивностью нововведений;

Признаки революционного процесса: в обществе происходят коренные  преобразования; применяются  преимущественно насильственные или принудительные средства и методы.

Признаки открытого процесса:  политический курс государства, его проблемы и приоритеты  широко и свободно обсуждаются общественностью.

Признаки скрытого процесса: субъекты политики  скрывают от общественности  правдивую информацию о своих истинных целях, процессах в стране и мире, а также негативные факты своей деятельности.

Признаки стабильного процесса: политические изменения отличаются устойчивостью и социальной эффективностью.

Признаки нестабильного процесса: неустойчивость политической ситуации в обществе; массовое недовольство граждан.

Ключевую роль в политическом процессе  играет государственное управление. Это обусловлено универсальностью, масштабностью влияния политических решений и широкими полномочиями властных институтов, приоритетами государственной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Политическая  деятельность

 

Политическая деятельность – это сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению государством и обществом.

В  политическом процессе участвуют субъекты трех типов: индивидуальные, групповые, институциональные.

Субъекты политики совершают конкретные поступки в политической сфере, по-разному влияют на принятие политических решений и реализацию государственной политики. Их поведение – это действия, мотивированные политическими целями и интересами, а также способы и методы   влияния на  общество и власть.

 Действия субъектов политики могут быть различных типов: позитивные / негативные; творческие / инерционные; организованные / стихийные; легальные / нелегальные.

  Политическая деятельность  выражается в разнообразных формах: реформаторских; революционных;   политического  участия; протестных; преступных.

   Реформаторские  действия  направлены на  осуществление  программы социальных изменений при сохранении основ существующего общественно-политического строя.         

        Революционные формы действий  подчинены коренным, радикальным переменам  в общественной жизни, в характере и содержании государственной власти.         

      Формы политического участия отражают реальный уровень  и характер развития народовластия, политической активности граждан.                 

      Протестные действия  выражают негативное отношение граждан к политической системе, властным структурам государства. 

      Преступные    действия  направлены против конституционного строя, демократии,  государственности и  общественной безопасности.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"