Институт главы государства: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:21, реферат

Описание работы

Цель данного исследования - рассмотреть институт главы государства в системе разделения властей, определить его полномочия, провести сравнительный анализ разновидностей главы государства на основе белорусского и зарубежного опыта.
Для этого в работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие «глава государства»;
2. рассмотреть полномочия главы государства;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….. 3-4
Раздел 1. Институт главы государства: понятие, сущность, назначение……..5-6
Раздел 2. Опыт функционирования института главы государства в Беларуси и в зарубежных странах …………………………………………………………….7-14
2.1Монарх как глава государства……………………………………………7-10
2.2 Президент как глава государства…………………………………….....10-13
2.3 Прочие разновидности главы государства…………………………….13-14
Заключение…………………………………………………………………….15-16
Список использованной литературы ………………………………………..17

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ2.docx

— 42.31 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО КУРСУ  «ПОЛИТОЛОГИЯ»

ТЕМА: «ИНСТИТУТ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………….. 3-4

Раздел 1.  Институт главы  государства: понятие, сущность, назначение……..5-6

Раздел 2. Опыт функционирования института главы государства в Беларуси и в зарубежных странах …………………………………………………………….7-14

2.1Монарх как глава  государства……………………………………………7-10

2.2 Президент как глава  государства…………………………………….....10-13

2.3 Прочие разновидности главы государства…………………………….13-14

Заключение…………………………………………………………………….15-16

Список использованной литературы ………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Шарль де Голль так излагал свою доктрину конституционного строительства: "По моему мнению, необходимо, чтобы  государство имело голову, т.е. руководителя, в котором нация может видеть стоящего над течениями человека, уполномоченного решать главное, и  гаранта ее судеб". В этой связи  обычно утверждается пост главы государства. Именно глава государства обеспечивает высшее представительство страны и часто является символом государства, единства нации.

В отличие от ”классических” ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) фактическое и юридическое  положение главы государства  однозначно определить невозможно. В  каждой стране место этого должностного лица своеобразно и зависит от исторических традиций, формы правления  и т. д. Однако можно выделить наиболее общие черты, характеризующие институт главы государства.

Цель данного исследования - рассмотреть  институт главы государства в  системе разделения властей, определить его полномочия, провести сравнительный  анализ разновидностей главы государства на основе белорусского и зарубежного опыта.

Для этого в работе поставлены следующие  задачи:

  1. рассмотреть понятие «глава государства»;
  2. рассмотреть полномочия главы государства;
  3. рассмотреть разновидности главы государства, определить порядок замещения должности;

Выяснив все вышеизложенное, можно  судить о значении института главы  государства в системе высших органов государственной власти, можно рассмотреть сходства и различия разновидностей главы государства в различных странах и на основе этого выявить наиболее перспективную разновидность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Институт главы государства: понятие, сущность, назначение

Во всех развитых демократических  государствах неотъемлемой составной частью механизма осуществления власти является институт главы государства, который занимает особое место в системе разделения властей. Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вне и внутри страны, символ государственности народа.

В разных странах глава государства  в соответствии с их конституциями  рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку  без его подписи закон недействителен (Великобритания, Индия), либо как глава  исполнительной власти и одновременно глава государства (Египет, США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти (Германия. Италия). Он может быть символом государственности, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другим институтам государства, как президент Франции, единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия).

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие базисные признаки главы государства. Это:

- высшее место в иерархии  государственных должностей;

- верховное представительство,  как во внутриполитической жизни,  так и на международной арене;

- носитель, прежде всего, исполнительной  власти, осуществляемой им единолично  либо совместно с правительством.

Глава государства, независимо от его  разновидности, имеет некоторые  общие для всех стран полномочия: этот созыв сессий парламента, опубликование законов, право роспуска парламента(иногда право вето), формирование правительства (иногда формальное его утверждение), право увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических представителей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления. Кроме того, при любой форме правления одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, а для осуществления других требуется согласие или утверждение парламента (например, для назначения послов в США) или даже правительства (в условиях парламентской республики).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Опыт функционирования института главы государства в Беларуси и в зарубежных странах

Как было выяснено ранее, источник власти, роль и полномочия главы государства  зависят от формы правления. На основе этого можно выделить две основных разновидности главы государства: президент и монарх.

2.1. Монарх как глава государства

Самый яркий символ государственной  власти - это монарх. Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Однако вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. Реально полномочиями главы государства и главы исполнительной власти он пользуется в дуалистической монархии, в парламентской же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства, здесь монарх выполняет скорее функцию символа государства, единства нации, примера для подражания.

Монарх - лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечен к административной, уголовной ответственности, против него не может быть обращен гражданский  иск. За действия монарха по управлению государственными делами политическую ответственность несут его министры.

Монарх имеет право на особый титул. Иногда его официальный титул  очень длинный, так как включает разные владения монарха. Он имеет право  на особое обращение «Ваше Величество», которое не может использоваться при обращении к другим лицам  в данном государстве, кроме супруги  монарха. Монарх обладает государственными регалиями (трон, корона и др.), имеет  свой двор - лиц, занятых обслуживанием  его самого и семьи, но оплачиваемых из государственного бюджета. Для этого парламент ежегодно выделяет денежные средства - цивильный лист.

Монарх получает и передает свой пост по наследству. Существует несколько  систем наследования:

1) салическая, когда престол наследуют  только мужчины (прежде всего  старший сын), а женщины, в том  числе дочери, исключаются из  числа наследников престола (Бельгия,  Норвегия. Япония и др.);

2) кастильская, когда женщины  (дочери) наследуют престол, если  у покойного монарха нет сыновей.  Если же есть младший сын  и старшая сестра, то сын имеет  преимущество (Великобритания, Дания  с 1953 г., Испания, Нидерланды и  др.);

3) австрийская (она существовала  в прошлом), когда женщины могут  наследовать трон при условии,  что во всех поколениях данной  династии нет мужчин (на практике, во всяком случае в последние столетия, женщины поданной системе пост монарха не занимали);

4) шведская, в соответствии с  которой по закону 1980 г. женщины  наследуют престол на равных  основаниях с мужчинами. В настоящее  время 18-летняя дочь короля  Швеции, у которого есть еще  младший сын, является претендентом  на трон и действует как  заместитель короля во время  его отъездов из страны (до  принятия закона 1980 г. в этом государстве трижды правили королевы: в XIV, XVII и XV11I вв.);

5) мусульманская, когда трон  наследует, по существу, не определенное лицо, а «благородная» правящая семья (часть династии), которая сама решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля (не обязательно сын) займет освободившийся трон (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.). Эта же семья при участии высших священнослужителей и мусульманских ученых (улемов) смещает короля и ставит на его место другого члена семьи (так было, например, в Саудовской Аравии вследствие обвинения короля в недостаточном благочестии);

6) племенная, когда король рассматривается как главный вождь племени, а его наследника определяет племенной совет из числа многочисленных сыновей покойного. В Свазиленде это делает племенной совет ликоко во главе с королевой-матерью, в чем сказываются пережитки матриархата. Последний раз он избирал короля в 1982 г. из числа более 150 сыновей покойного.

После наследования престола предусмотрен особый обряд коронации. Коронация означает окончательное воцарение монарха. Такая разновидность главы государства в наименьшей степени подвержена влиянию конъюнктурных изменений в расстановке сил, его формирование не связано с проведением выборов.

Несмотря на высокую степень  приспособляемости, монархия в современном  мире все больше утрачивает свои позиции. Сохранение монарха в качестве единоличного главы государства в значительной части стран мира обусловлено  конкретно историческими причинами. Очень важную роль в сохранении этого  института единоличного и наследственного  правления играют исторические традиции, особенности национальной культуры и национального правосознания. Речь в данном случае идет о приверженности не столько определенной личности, нередко сама особа монарха может и не пользоваться большой популярностью, а о приверженности институту, который рассматривается как один из атрибутов национальной государственности. Не маловажную роль играет и то обстоятельство, что монарх нередко рассматривается общественным мнением как политически нейтральная фигура, стоящая выше столкновений различных политических сил или даже как своего рода арбитр при конфликтах между законодательной и исполнительной властями. Определенную заинтересованность в сохранении института монарха проявляет и политическая элита, особенно в тех случаях, когда это позволяет исключить риск политической борьбы и политических неожиданностей при замещении института главы государства. Вместе с тем преобладающей тенденцией в развитии института главы государства остается сокращение числа монархий увеличение числа стран с республиканской формой правления.

2.2. Президент как глава государства

 Сейчас в мире в 143 странах главами государств выступают президенты. Если монархи становятся главами государств по наследству или избираются пожизненно, часто независимо от своих личных качеств, то президенты избираются на определенный срок (три года в Латвии, четыре года в США, пять - в Бразилии, шесть - в Египте, семь - во Франции). Бывали, однако, и «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы. Первый в мире президент в современном понимании был избран в США в 1789 году.

Существуют различные способы  избрания президента:

1. Голосование в парламенте (Чехия,  Словакия, Венгрия, Турция, Албания  и др.). Президент, избранный парламентом,  обычно, хотя и не всегда, «слабый»  президент: он получает свои  полномочия не непосредственно  от избирателей, а от представительного  органа и не может противопоставлять  себя ему.

2. Голосование выборщиков. Избиратели  голосуют за выборщиков, а последние,  не собираясь вместе, избирают  президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями (Аргентина,  США, до 90-х годов Финляндия). При  этом способе результаты выборов   становятся известны до голосования  выборщиков, как только подсчитана  их партийная принадлежность: президентом  будет тот, кто имеет за собой  большинство выборщиков.

3. Избрание президента специальной  избирательной коллегией (Федеральное  собрание в Германии, состоящее  из членов нижней палаты и  такого же числа представителей  земель, коллегия, состоящая из членов  обеих палат парламента и делегатов областных советов в Италии, коллегия из избранных членов обеих палат парламента в Индии и законодательных собрании штатов).

4. Избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция и  др.).

Согласно многим конституциям, президент  пользуется неприкосновенностью, его  нельзя привлечь к административной ответственности, уголовное наказание  возможно только после отрешения  президента от должности (обычно путем  импичмента). Однако президент, добровольно  уходящий в отставку, как правило, добивается принятия закона или соглашения о его неответственности. Во многих странах к президенту может быть предъявлен гражданский иск. Гражданские  иски к государству также могут  быть обращены к президенту как представителю  государства.

Президент имеет определенные привилегии: свою резиденцию, особый транспорт, включая  самолеты, охрану, свои штандарт - флаг, являющийся символом президентской  власти. Во многих странах существует особое обращение к президенту - «Ваше превосходительство». Денежное содержание президенту устанавливается законом парламента и обычно является  наиболее высоким среди должностных лиц.

Информация о работе Институт главы государства: сравнительный анализ