Государство как политический институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Основные характеристики государства. Многие мыслители, как в западной, так и в отечественной политологии занимались исследованием проблем государства. В итоге сформировалось политологическое понятие сущности государства как политической общности, имеющей определенную структуру, определенную организацию политической власти и управления социальными процессами на определенной территории. Это – самое общее определение, которое, однако, нуждается в дополнительных характеристиках для того, чтобы иметь полное представление о сущности государства.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

1

1.                Государство как политический  институт 

 

Основные характеристики государства. Многие мыслители, как в западной, так и в отечественной политологии  занимались исследованием проблем  государства. В итоге сформировалось политологическое понятие сущности государства как политической общности, имеющей определенную структуру, определенную организацию политической власти и управления социальными процессами на определенной территории. Это – самое общее определение, которое, однако, нуждается в дополнительных характеристиках для того, чтобы иметь полное представление о сущности государства.

Очень важной характеристикой государства  выступает суверенитет, то есть его  независимость во внешних и верховенство во внутренних делах. суверенитет означает наличие верховной политической власти, от имени которой в стране принимаются все властные решения, являющиеся обязательными для выполнения каждым членом общества. Государство выражает интересы всего общества, а не отдельных политических сил. Только оно может издавать законы и осуществлять правосудие.

Наличие социальной системы органов  и учреждений, реализующих функции  государственной власти (правительство, чиновничий аппарат, органы принуждения), представляет собой вторую особенную  черту государства.

Не менее важной характеристикой государства считается монопольное использование насилия теми, кто владеет властью. Это означает, что только государство имеет право применить насилие (вплоть до физического) по отношению к своим гражданам. Для этого у него имеются и организационные возможности (аппарат принуждения).

Государство характеризуется также  наличием определенного юридического порядка. Оно выступает создателем и хранителем правового порядка  на всей своей территории. Право  закрепляет определенную государством систему норм и отношений.

Относительное постоянство – еще  одна важная характеристика государства, отражающая его пространственно-временной  характер, действие юридического порядка  на конкретной территории в конкретное время.

Среди основных характеристик государства важную роль играют экономические. Например, только государство может устанавливать и собирать налоги, составляющие главный источник поступления средств в государственный бюджет. Правильное проведение налоговой политики способствует росту благосостояния страны и подъему производства. В противном же случае может произойти обострение экономической и политической ситуаций, появление движения протеста, а иногда и смещение политических лидеров.

Налоговую политику в нашей стране сегодня наделяют эпитетами: «непомерные налоги», «губительные», «нереальные», налоги, «отбивающие желание работать». Такие налоги заставляют предпринимателей искать пути и средства уклониться от них. В результате налоговой политики страдают производители. Кроме того, актуальной становиться задача совершенствования налоговой службы, так как очень большой процент налогов государственная казна недополучает. Отсюда возрастает значение подготовки квалифицированных кадров для налоговой инспекции и полиции.

Основные элементы государства. Большое значение для характеристики сущности государства с точки зрения международного права и политического аспекта в целом имеют составляющие его элементы – территория, население и власть. Без этих элементов государство не может существовать.

Территория – это физическая, материальная основа государства, его пространственная сущность. Как свидетельствует история, именно территориальные споры и претензии одних государств к другим вызывали ожесточенные споры, конфликты, вплоть до военных столкновений.

Государственная территория – это  та часть суши, недр, воздушного пространства и территориальных вод, на которой  действует власть данного государства. Государство обязано заботиться о территориальной целостности  и суверенитете своей территории, обеспечивать ее безопасность. Величина территории не имеет значения. Государства могут занимать огромные территории или представлять собой небольшие территориальные образования.

Второй важный элемент государства  – население, то есть народ, проживающий  на территории данного государства и подчиняющийся его власти. Здесь проблема заканчивается в том, что государства могут состоять из одной национальности (это встречается редко) или быть многонациональными. В условиях многонациональных государств усилия власти направлены часто на то, чтобы урегулировать конфликты, возникающие между представителями разных национальных групп. Опасность межнациональных конфликтов заключается в том, что они часто ведут к сепаратизму и даже к распаду многонациональных государств. Не может быть государства без народа, но обратная ситуация возможна.

Третьим составляющим элементом государства  выступает государственная власть, осуществляемая соответствующими органами на определенной территории. Об особенностях государственной власти было уже  сказано, поэтому отметим только то, что она должна быть суверенной, эффективной, организационно оформленной, успешно решающей задачи, стоящие перед государством.

Какие задачи должно решать государство  как политический институт? Это, прежде всего, задача обеспечения политической стабильности общества, выявление и предотвращение столкновений различных социальных групп, имеющих различные интересы, достижение гармонии и согласование этих интересов. В задачи государства входит защита прав и свобод граждан, их безопасности, обеспечение правопорядка.

Основной порядок организации  жизни государства, и в частности  политической, закреплен в его  конституции. Большинство государств современного мира имеют писаные  конституции. Конституция считается  признаком государственности. В нашей стране Конституция РФ была вынесена на референдум 12 декабря 1993 года и принята всенародным голосованием.

В итоге рассмотрения характерных  черт, элементов, целей и задач  государства можно дать более  полное определение данного понятия. Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан. Сущность государства наиболее полно проявляется в его функциях.

Функции государства. Традиционно  функции государства подразделяют на внутренние и внешние. К внутренним относят: 1) функции по охране существенного  политического строя, социально-политической структуры общества, порядка и законности, защите прав человека; 2) хозяйственно-организационную, общественно-экономическую функцию; 3) социальную функцию; 4) культурно-воспитательную функцию.

Внешние функции – оборона страны, защита ее интересов на международной  арене.

Структурно государство складывается из высших законодательных органов  власти, исполнительных, судебных, административно-чиновничьего аппарата, аппарата принуждения (армия, милиция, суд).

Таким образом, мы рассмотрели сущность государства как политического института с точки зрения его сущностных характеристик, элементов, структуры и функций.

 

 

2.                СМИ и политика 

 

Роль коммуникаций в политике. Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в  большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Политика не возможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.

Это обусловлено самой природой политики как коллективной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения  людей для реализации групповых  целей и интересов, затрагивающих все общество. Коллективных характер реализуемых в политике целей предполагает их обязательное осознание разделенными в пространстве членами коллектива (государства, нации, группы, партии т. п.) и координацию деятельности людей и организации. Все это обычно невозможно при непосредственном, контактном взаимодействии граждан и требует использования специальных средств передачи информации, обеспечивающих единство воли, целостность и единую направленность действий множества людей. Эти средства называют СМИ, СМК или массмедиа.

Что такое СМИ? СМИ представляют собой учреждения, созданные для  открытой, публичной передачи с помощью  специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты – публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передачи или статье.

К СМИ относятся  пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- или звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенное изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).

СМИ обладают различными возможностями и силой  воздействия, которые зависят, прежде всего, от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и, прежде всего, радио и телевидение.

Потребности политической системы  в средствах коммуникации прямо  зависят от ее функций в обществе, численности агентов политики, способов принятия политических решений, размеров государства и некоторых других факторов.

Функции СМИ. Они разнообразны. В  любом современном обществе они  в той или иной форме выполняют  ряд общих политических функций. Пожалуй, важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая массмедиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Далеко не все распространяемые СМИ сведения (например, прогноз  погоды, развлекательные, спортивные и  др. подобные сообщения) носят политических характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте, например, о других странах, о политических лидерах и т.п.

Информационная деятельность СМИ  позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах  лишь в том случае, если она выполняет  и образовательную функцию. Эта  функция проявляется в сообщении  гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

Конечно, СМИ не могут обеспечивать систематическое и глубокое усвоение политических знаний. Эта задача специальных образовательных учреждений – школ, университетов и т.п. И все же массмедиа в значительной мере влияют на восприятие человеком политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.

Образовательная роль СМИ тесно  связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако если политическое образование  предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной деятельности.

В демократическом обществе важнейшая  политико-социализационная задача СМИ  – массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно  разрешать конфликты, не ставя под  сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства.

Информационная, образовательная  и социализационная деятельность позволяют  СМИ выполнять функцию критики  и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только массмедиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта (объектом внимания массмедиа могут быть и президент, и правительство, и королевские особы, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ).

Их контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных  и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

В демократическом обществе в осуществлении  контрольной функции СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон. Они проводят собственные журналистские расследования, после публикации которых порою создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения. Контрольная функция СМИ особенно необходимо при слабой оппозиции и несовершенстве специальных государственных институтов контроля.

СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют  конструктивную функцию артикуляции  различных общественных интересов, конституирования интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

В современном мире доступ к СМИ  – необходимое условие формирования влиятельной оппозиции. Не имею такого доступа, оппозиционные силы обречены на изоляцию и не способны получить массовую поддержку, особенно при политике их компрометации со стороны государственных радио и телевидения. СМИ – это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая политическая организация.

Информация о работе Государство как политический институт