Государство как центральный политический институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:59, реферат

Описание работы

Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти. В государстве народ объединяет свои усилия для достижения экономических, политических и социальных целей. Государство - это осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования людей. Государство - это феномен человеческой мысли и человеческого труда.

Файлы: 1 файл

валик.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки,

Севастопольский национальный технический университет

                   молодёжи и спорта Украины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              реферат

 

               

              " по        политологии"

 
 

 

 

 

 

         Выполнил: ст. гр. Царюк В.И.

 

          Проверил: ст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Севастополь 2012

 

1.государство центральный политический институт

 

Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти. В государстве народ объединяет свои усилия для достижения экономических, политических и социальных целей. Государство - это осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования людей. Государство - это феномен человеческой мысли и человеческого труда.

Что же такое  есть - государство?

    В политологии  категория "государство" является  одной из центральных, основных  наряду с категориями "политика" и "власть".

    Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций на основе использования политической власти.

       Длительное  время отсутствовало содержательное  и терминологическое разграничение  понятий общества и государства. Первые шаги в их разграничении сделал Н. Макиавелли, введя для обозначения государства особый термин "стато".

        Основательное теоретическое разграничение  гражданского общества и государства  впервые провел Гегель, отдав  безусловный приоритет последнему.

      Традиция  отождествления общества и государства  сохраняется и поныне, но уже  не в теоретическом, а обыденном  сознании. Часто термин "государство"  используется в одном смысле  с такими понятиями, как страна, нация, отчизна, общество. Надо помнить, что в этой лекции мы рассматриваем государство как орган, как институт политической власти, в отличие от государства - страны.

В этом отношении  можно выделить следующие признаки государства

  • Наличие права.

    Гражданами  признается за государством исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения на всей территории страны. С помощью права государство закрепляет определенный порядок общественных отношений, порядок формирования, структуру и организацию государственного аппарата управления.

  • Суверенитет.

    Суверенитет  государственной власти выражается  в ее верховенстве и независимости  от любых властей внутри страны  или других государств.

  • Отделение публичной власти от общества.

    Государство  - особая управляющая система, руководящая всеми сферами общественной жизни и опирающаяся на силу закона и аппарат принуждения.

  • Монополия на легальное применение силы.
  • Право на взимание налогов и сборов.

Налоги необходимы для  содержания государственного управленческого аппарата и материального обеспечения деятельности государства (социальная, военная политика, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

 

В развитии теоретических  представлений о государстве  всегда существовали и противоборствовали две линии:

  • этатическая - положительное отношение к государству, признание его общественной пользы;
  • антиэтатическая - государственный негативизм, отношение к государству как к социальному и нравственному злу.

Вплоть до 19-го века преобладала  этатическая тенденция, связывающая  цели государства с усилением государственного же могущества. Даже забота о благе подданных, торжество справедливости и гуманности обосновывалось необходимостью укрепления государственной власти. По отношению к гражданам государство наделялось исключительными правами. Не была признана и развита идея обязанностей государства перед гражданами и идея контроля общества над государством.

        Представители антиэтатической  линии видели в государстве  деспотическую, угнетающую силу, ограничивающую свободу и содействующую рабству.

        Св. Августин считал, что земной град должен быть преодолен ради града божьего, царства небесного, в котором "пройдет неправда, упразднится всякое начальствование и власть человеческая ".

     Антиэтатические идеи органически присущи социализму.

     Т. Мор в "Утопии" утверждал, что "все остальные правительства, которые я вижу или знаю, - это заговор богатых... чтобы можно было заставить бедняков трудиться за самую низкую плату и угнетать их как угодно".

    Выдающийся французский мыслитель Сен-Симон критически оценивает государство, в котором "невежество, суеверие, лень и страсть к разорительным удовольствиям составляют удел главарей общества, а способные, бережливые, трудовые люди подчинены им и используются в качестве орудий". Приемлемым, с его точки зрения, является управление, а не политика, управление вещами, а не людьми.

      Дальнейшее развитие эта линия получила у К. Маркса, который считал государство аппаратом насилия, создаваемым и используемым эксплуататорами, экономически господствующим классом для охраны и закрепления своего господства. Согласно марксисткой теории "Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина чтобы держать в повиновении одному классу прочие угнетенные классы" (Ленин В. И.).

      В принципе, мысль Маркса о том, что государство не может быть социально нейтральным, что оно всегда обслуживает и защищает определенные социальные интересы, абсолютно справедлива. Государство не может одинаково удовлетворять потребности всех социальных групп. Соответственно и сами эти группы оказывают неодинаковое воздействие на государственные решения.

      Однако в марксизме была преувеличена служебная, инструментальная роль государства, которое, по Марксу, находится на службе определенного класса. Явно преувеличена роль насилия в осуществлении государственной власти и недооценены другие средства: убеждение, стимулирование, воодушевление, информирование и др.

      Предельно завершенная антигосударственная позиция была сформирована анархистами, которые считали социалистическую революцию рубежом перехода к безгосударственному строю.

Науке известны различные концепции возникновения государства. Рассмотрим некоторые из них.

Теократическая  концепция

    Cвязывает возникновение  государства с божьим установлением.

Патриархальная  теория (Р. Фильмер)

    Предполагает  возникновение государственной  власти как власти опекунской, отеческой в результате соединения  родов в племена, племен в  общности и государства. 

Концепция договора (Гроций, Гоббс, Локк, Руссо)

    Выводит государство  из соглашения между правителем  и подданными, заключаемого в  целях обеспечения порядка и  организации общественной жизни. 

    История знает  примеры подобных соглашений  между населением древнерусских  городов-республик и приглашаемыми на власть князьями. При нарушении соглашения и в случае недовольства населения княжеским правлением князь отстранялся от власти.

 

Теория завоевания

    Объясняет  возникновение государства завоеванием  одних групп населения другими. 

Психологическая теория

    Видит корни  государства в идее, рожденной  человеческим гением.

Социально-экономическая  концепция возникновения государства 

    Занимает особое  место, наиболее ранняя ее разновидность  - взгляды Платона, увидевшего  истоки государства в разделении труда, в обособлении деятельности по руководству обществом.

     По мнению  Маркса, государство возникает вследствие  развития производства, социальной  и имущественной дифференциации, общественного разделения труда,  раздела общества на классы. Но  государство отомрет с исчезновением классов.

      Однако  история и современность не  дают оптимистических оснований  надеяться на отмирание государства,  и суждение об отмирании государства  в бесклассовом обществе можно  считать лишь гипотезой. 

       Генезис  государства в историческом плане можно рассмотреть как совокупность нескольких этапов.  

  1 этап - античный. Он характерен следующими моментами:

  • сохраняются остатки первобытной демократии (особенно военной);
  • чередуются республиканские и монархические формы правления;
  • существует деление населения на свободных (граждан) и несвободных (рабов);
  • экономическая деятельность - удел несвободных.

        Государства этого этапа имели четко выраженные две функции:

    • руководство (господство, подавление) трудом порабощенных;
    • регулирование отношений в сообществе свободных.

  2 этап - средние века. Этот этап характеризуется следующим:

  • сохраняется сильная монархическая власть;
  • население - собственность монарха ("государевы люди");
  • государство доминирует в обществе;
  • формируются предпосылки и основы государства Нового времени. В это время в научной литературе появляются понятия: владения, земли, княжества, королевства, империи и республика. (от лат. "рес" - вещь, и "публика" - общественное).

  3 этап - Новое время (с 17-го в.). На этом этапе:

  • на Востоке закреплялись монархические и имперские формы государства;
  • в Европе завершился процесс образования наций, формирования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран;
  • изживаются остатки неэкономического принуждения в труде;
  • формируется личность нового типа;
  • образуется общество суверенного народа - противовес государству;

образуются централизованные государства - метрополии. К этому  времени относится появление  теорий о федеральном или конфедеративном устройстве государства.

   4 этап - современный. Этот этап характерен:

  • расширением федеративных и конфедеративных процессов;
  • углублением демократических процессов;
  • стабильностью государства благодаря равновесию власти и общества;
  • распадом государств-метрополий и образованием молодых государств (так называемые государства третьего мира);
  • распадом государственных объединений типа СССР, Югославия.

 Такова история  возникновения и эволюции государства. 

Государство, как институт политической власти, структурно состоит из следующих основных систем:

1. Властные  системы:

  • органы законодательной власти;
  • органы исполнительной власти;
  • органы судебной власти.

2. Надзорно-контрольные  органы:

  • прокуратура;
  • полиция, милиция;
  • таможня служба, таможенные органы;
  • налоговая инспекция и налоговая полиция;
  • счетная палата;
  • органы надзора (экологический, лесной, рыбоохраны и т.п.).

3. Органы защиты:

  • вооруженные силы;
  • национальная гвардия, внутренние войска, жандармерия, карабинеры и т. п.;
  • органы безопасности;
  • пограничная служба, пограничные войска, пограничная стража.

Государство обладает рядом  функций, основными направлениями  работы. Традиционно функции государства  подразделяются на внутренние и внешние.

 Внутренние функции государства.

    1. Политическая, которая включает:

  • обеспечение политической стабильности;
  • осуществление властных полномочий;
  • выработка политического курса.

  2. Экономическая - организация, координация и регулирование экономических процессов.

  3. Правовая , которая включает:

  • создание и установление правовых норм;
  • обеспечение правопорядка;
  • регулирование общественных отношений и поведения граждан;
  • охрана общественного строя от экстремизма.

4. Организаторская, которая состоит в осуществлении следующих властных полномочий по реализации выработанной политики:

  • исполнение решений;
  • формирование государственного управленческого аппарата и его использование;
  • контроль за исполнением законов;
  • координация деятельности различных субъектов политической системы.

    5. Социальная - удовлетворение жизненно важных потребностей людей (работа, жилье, здоровье, социальное обеспечение, отдых и т.д.).

  6. Культурно-воспитательная - создание условий для удовлетворения культурных потребностей людей и самореализации в творчестве, а также воспитание граждан.

Информация о работе Государство как центральный политический институт