Государство как центральный политический институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:59, реферат

Описание работы

Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти. В государстве народ объединяет свои усилия для достижения экономических, политических и социальных целей. Государство - это осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования людей. Государство - это феномен человеческой мысли и человеческого труда.

Файлы: 1 файл

валик.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

 Внешние функции государства.

 1. Внешнеполитическая, которая включает:

  • сотрудничество с другими странами в экономической, политической, военной, социальной и прочих сферах;
  • обеспечение участия государства в международных организациях.

  2. Оборонительная - обеспечение безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны.

 Таким образом,  государство - это сложный, многофункциональный  организм, имеющий многовековую  историю и постоянно развивающийся.

Типология государства

Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые при этом средства, а также характер установленных в государстве отношений позволяют типологизировать, классифицировать разные виды государств.

     Типология  государств может осуществляться  по различным основаниям.

 В марксизме главным  критерием типологизации выступает  социально-экономическая, классовая  природа государства. На этой  основе выделяются следующие типы государств:  

  • рабовладельческие;
  • феодальные;
  • буржуазные (капиталистические);
  • социалистические;
  • социалистической ориентации;
  • капиталистической ориентации.

  В средствах массовой  информации, в коммунистической  научной литературе бывшие социалистические  страны Восточной Европы называли  странами народной демократии.

       Социальная природа государства выражается и в социальных слоях, на которые оно опирается, и которые обеспечивают ему поддержку. Так, во многих латиноамериканских государствах президент опирается на военных и гражданскую бюрократию, что дает основание говорить о военно-технократическом, военно-бюрократическом государстве.

       Устоявшейся  классификацией государств является  их типологизации по способу  организации высшей власти. Выделяются  монархии и республики.

Монархии бывают:

  • Самодержавные, абсолютные. Преобладавшие в прошлом, сегодня очень редки и сохранились лишь в Саудовской Аравии, Катаре, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах и др.
  • Конституционные, ограниченные. Представляя дань традиции, монархи в них - декоративные фигуры, не обладающие значительными политическими полномочиями, но играющие важную роль в моральном плане, способствующие консолидации нации.

В реальности конституционные  монархии мало чем отличаются от республик.

  Республики - государства, где высшие органы государственной власти формируются на выборной основе. Бывают президентские и парламентские.

Характерные признаки президентской республики.

  • президент является одновременно главой государства, премьер-министром, подбирает кабинет министров и контролирует его деятельность;
  • законодательная и исполнительная ветви власти формируются на основе двойной системы выборов и отчетливо разъединены;
  • президент и правительство избираются внепарламентским методом;
  • у правительства отсутствует прямая ответственность перед парламентом;
  • парламент имеет солидные полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законопроекта. Эта форма президентской республики была впервые введена в США на основе Конституции 1787 года.

  Для парламентской республики характерно:

  • единая система выборов;
  • победившие партии формируют высший законодательный орган;
  • парламент формирует правительство из числа лидеров победивших партий;
  • правительство несет ответственность перед парламентом;
  • парламент может избирать президента.

 Парламентская республика существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Турции, Ирландии, Исландии и некоторых других странах.

  По национально-территориальной  организации государства делятся  на унитарные и федеративные.

В унитарном государстве:

  • единая конституция и гражданство;
  • единая система высших государственных органов, права и суда, все это действует без ограничения на всей территории страны. Унитарные государства: Бельгия, Испания, Италия, Финляндия, Дания и др.

 Федеративное государство характеризуется:

  • наличием внутри государства государственных образований (штат, провинция, контон, республика и др.);
  • эти образования имеют определенную самостоятельность и собственное административно-территориальное деление.

Кроме того, любая федерация должна отвечать следующим критериям: исключительное право федерального правительства на осуществление внешней политики;

отсутствие права сецессии (от лат. "сецессио" - отделение, уход);

федеральное правительство  использует власть без прямого одобрения государств - членов федерации;

отсутствие у союзного правительства права на одностороннее  изменение границ государств-членов;

союзная конституция  может быть изменена только с согласия членов федерации;

наличие двухпалатного  высшего законодательного органа с равным представительством каждого члена федерации; разделение власти и полномочий союзного государства и государств-членов федерации.

    Помимо вышеперечисленных типов государств существуют Конфедерации. Как правило, это государственные объединения государств для координации какого-либо вида государственной деятельности - военной, торговой, внешнеполитической. Эти объединения нестабильны, распадаются после решения поставленных задач или развиваются в федерацию (США, Швейцария).

Кроме того, по типу политического режима государства бывают демократическими, тоталитарными, авторитарными. Об этом мы говорили ранее. Государства можно подразделять по устойчивости политической жизни, ее непрерывности и преемственности. Здесь выделяются неустойчивые и стабильные государства. Неустойчивые отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций, большим числом путчей и переворотов. Так, на латино-американском континенте за последние 150 лет произошло 535 государственных переворотов.  Государства могут быть типологизированы по приоритетным, преимущественным функциям. Можно выделить военное, или полицейское, государство, социальное, правовое. Военное, или полицейское, государство характеризуется гипертрофированным развитием структур государственного насилия - армии, полиции, служб безопасности.

Правовое  государство имеет основное предназначение в развитии структур, обеспечении защиты прав всех членов общества. Граждане подчиняются праву как высшей силе. Гарантировано равноправие всех граждан и правителей перед законом. Правовому государству присущи следующие признаки:

  • верховенство закона во всех сферах жизни;
  • разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
  • эффективные формы контроля и надзора за соблюдением законности;
  • разделение государственных и негосударственных политических институтов;
  • взаимная ответственность государства и личности.

  Социальное государство сосредотачивает основные усилия на проведении активной социальной политики, содействует смягчению и предупреждению социальных конфликтов.

     Особое место в типологии государств занимает советское государство. С самого начала оно создавалось в оппозиции теории правового государства: не взирая на глубокие российские традиции, эта теория была отвергнута и объявлена буржуазной, а значит, вредной. Была утверждена идея диктатуры пролетариата как надзаконной власти, использующей закон для решения своих задач.  Были разрушены формировавшиеся веками государственные органы. Буквально с нуля началось складываться новое законодательство. Граждане, принадлежавшие ранее к привилегированным слоям, были объявлены вне демократии.  Вместе с тем советское государство изначально создавалось как социальное: здравоохранение и образование финансировались государством и были бесплатны для граждан. Однако отсутствие негосударственных социальных систем, монопольное положение государства в социальной сфере негативно отразилось на его развитии.  Видимо, можно сказать, что России еще предстоит стать и правовым, и социальным государством.

     Таким образом, наряду с политикой и властью государство является субъектом общественной жизни и объектом изучения политологической науки. Государственный аппарат, как институт политической власти, имеет много типов, но функционирует на основе общих законов и закономерностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Демократическая политическая социализация

Демократия (от греч. demos, народ и cratos, власть - народовластие) - одна из основных форм правления, политической и социальной организации общества, государства и власти, развивающийся и прогрессирующий в истории политический режим, обычно связанный с республиканской формой государства. демократия, демократизация и демократичность не одно и то же; демократизм - это характеристика режима, способов правления, применяемых методов, образ политических отношений и поведения власти. Поэтому демократическим, в принципе, может быть не только республиканское, ко и монархическое государства ("мягкий" либеральный режим), особенно современное, в котором монархия играет номинальную роль. Отсюда и общее наименование демократии для государств разных политических форм правления, но со сходными режимами. демократия известна в истории едва ли не раньше, чем другие (монархические) формы политической организации общества: прямая первобытная, общинная демократия, военная племенная демократия предгосударственных этапов политического развития человечества (у древних германцев, славян, в частности).

Государственные формы демократии были хорошо известны античному миру. В Греции они длительное время чередовались с различными формами монократии (тираниями, деспотиями), в Древнем Риме республиканская демократия в течение нескольких столетий предшествовала правлению монархического имперского типа. В европейском Средневековье неоднократно и на длительное время возникали демократические города-государства, где в форме народных собраний (феодального и феодально-теократического типа, например, в Голландии, Венеции, Лукке, Женеве, Генце и Новгороде. В феодальном Средневековьи, особенно западном, в рамках монархического правления сохранялись от римских муниципальных органов власти и формировались заново условно демократические институты местного самоуправления - провинциальные парламенты с сословными и далеко не полным (городским) правительством, частично выборным, частично основанным на привилегиях ("по праву"). В Новгороде вечевые собрания избирали религиозного владыку, (республика была теократической) - архиепископа (с 1156 г.), посадника и тысяцкого - светскую власть и князя - военачальника, которого вече могло смещать, как и других должностных лиц. Социальная и политическая свобода, представительность власти и суверенность народа -атрибуты демократии хралклись до самого разгрома Новгорода Грозным.

Не исчезали и прямые, плебисцитарные (хотя и далеко не всеобщие демократические формы правления -кантональные народные собрания (мужчин) в Швейцарии (сохранившиеся в одном из кантонов и по сей день); дворянские собрания, соборы (земские и поместные) в России; наконец, церковные соборы, коллективные органы власти в наиболее замкнутых, но также претендовавших на представительное выражение интересов народа - з структурах церкви.

Таким образом, демократия - исторический процесс, подобный процессу реализации других универсальных ценностей - свободы, справедливости и др., он бесконечен, но реален и проходит через ряд вполне определенных этапов, зафиксированных теорией. История исследования демократии позволяет проследить эволюцию этого типа правления и установить сто основные, универсальные характеристики. Существуют три эпохи эволюции демократии и три теоретические традиции ее объяснения и проектирования.

1. В античной (Аристотелевской)  теории о трех формах правления  демократии - это правление народа, горожан (жителей города - полиса). Она отличается от монархии (единовластия) и аристократии (правления немногих).

Платон (в его трактате о "Республике") называет пять форм правления - аристократию (правление  лучших), тимократию (правление худших и корыстных), олигархию (правление  группы сильных и имущих), тиранию и демократию, которую сн считает результатом мятежа бедняков, уничтожающих и изгоняющих противников и делящих с оставшимися власть ("Республика", 557 а) Демократия названа или "правлением числа" и "правлением многих (или множества"). Платон различает хорошие и плохие формы правления, и демократия признает хуже хороших, но лучше плохих. В "Законах" Платон свел зту типологию) к двум формам: монархии и демократии Это деление сохраняется на протяжении двух с половиной тысяч лет, признается современным и сейчас. Обе формы, с точки зрения Платона, плохи: одна - из-за избытка власти, другая - из-за избытка свободы. После Платона в аристотелевской традиции была поставлена и другая важнейшая проблема демократии, не менее серьезная, чем проблемы власти и свободы - проблема отношений меньшинства и большинства в демократии Аристотель различал три чистых и три испорченных формы государства и власти, в зависимости от того, правит ли власть в своих или в общих интересах. По этому признаку различаются и две формы: правление большинства, или множества, которое отличается от правления одного (монархия) или многих (олигархия), и есть собственно демократии, т.е. правление в пользу "бедных", с той же оппозицией тирании и олигархии. В средневековой и более поздней традиции представление о демократии как о правлении одной части народа (бедной и более многочисленной) другой сохранилось и стало важнейшей проблемой реальной современной политики - проблемой демократического единства общества и общих демократических ценностей - равенства, справедливости, свободы и права, решение которой оказалось не менее сложным, чем переустройство самой формальной организации общества и власти.

Информация о работе Государство как центральный политический институт