Государство как основной институт политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле слова. В данной работе дается характеристика таких форм правления как монархия и республика, показаны их различия, приводятся примеры стран с данными формами правления.
Также в данной работе изучены формы территориального устройства государства. Рассмотрены основные признаки унитарного государства, федерации и конфедерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения…………………………………………….4
Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства………………………...9
Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте……………………………….22
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 42.62 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………….3

  1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения…………………………………………….4
  2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства………………………...9
  3. Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте……………………………….22

     Заключение………………………………………………………………..24

     Список  литературы……………………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     К элементам политической системы  общества относят государство, политические партии, общественные объединения, союзы, СМИ и другие институты общества, способствующие формированию власти и  нуждающиеся в ее поддержке для  реализации своих интересов.

     Первым  и главным институтом политической системы является государство. Оно  по праву считается ядром политической системы общества. Государство осуществляет все важнейшие функции управления обществом.

     В первом вопросе изложены основные признаки государства,   охарактеризованы его функции, выявлены причины и  условия возникновения государства.

     В настоящее время под формой государства  понимают организацию власти и ее устройство. Форма государства синтезируется  из 3-х основных элементов: формы  правления, формы территориального (государственного) устройства, формы  политического режима.

     Форма правления является ведущим элементом  в форме государства, трактуемой в широком смысле слова. В данной работе дается характеристика таких форм правления как монархия и республика, показаны их различия, приводятся примеры стран с данными формами правления.

     Также в данной работе изучены формы  территориального устройства государства. Рассмотрены основные признаки унитарного государства, федерации и конфедерации.

     Предметом изучения данной работы является государство  как основной институт политической системы общества. Объектом выступают  формы правления, формы государственного устройства.  
 
 
 

      1.Сущность, основные признаки  и функции государства

      Для начала рассмотрим само понятие «государство». Существует много различных определений  этого термина. Самое простое  из них: Государство — это политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для  этого специальным аппаратом  управления, издаёт обязательные для  всех веления и обладает суверенитетом.1

      Толковый  словарь русского языка Ожегова  и Шведовой даёт два значения: «1.Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2.Страна, находящаяся  под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической  и социальной структуры».

      «Государство  есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и  администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать  выполнения действий) определёнными  территорией и населением вне  зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления  своих претензий»2

      Хоть  определений такое множество, смысл  остается одним, государство есть воплощение права в обществе.

      Сущность  государства – это смысл, главное звено, глубинное в нем, то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. История анализа философской категории "сущность" насчитывает не одну тысячу лет, В середине ХХ в. и позднее отдельные философы вообще отрицали научную и познавательную ценность этой категории, видя в ней некую интеллектуальную конструкцию для классификации и систематизации явлений и фактов. В соответствии с философским осмыслением сущность - это закон бытия вещи. Без сущности вещь перестает быть собою.

      Государство обладает рядом признаков, отличающие его от других институтов:

      1. Государство выступает как единая  территориальная организация политической  власти в масштабах всей страны.

      2. Государство обладает системой  органов и учреждений, с помощью  которых оно управляет обществом.

      3. Государство организует общественную  жизнь на основе права.

      4. Государство представляет суверенную  организацию власти.

      5. Существование системы принудительно  взимаемых налогов и иных обязательных  платежей, которая обеспечивает  экономическую самостоятельность  государства. 

      Таким образом, государство – совокупность составляющих: территория, население, власть.

      Изначально  любое государство выполняло  задачу:

      - управлять хозяйством и обществом;

      - оборонять собственную территорию.

      По  мере развития общественных отношений  появилась возможность более  цивилизованного поведения государства.

      Природа государства и его положение  в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства  называются основные направления его  деятельности, связанные с суверенитетом  государственной власти. Они делятся  на внешние и  внутренние функции.

      Внешние:

      1. Защита интересов и суверенитета  государства во всех сферах  международных отношений.

      2. Реализация интересов общества  и государства посредством участия  в работе международных организаций,  союзов, объединений.

      Внутренние:

      1.Обеспечение  безопасности государственного  строя и граждан.

      2.Защита  и регулирование экономической  основы, форм собственности.

      3.Регулирование  социальных конфликтов, обеспечение  согласованности интересов и  потребностей граждан и социальных  групп.

      4.регулирование  сфер просвещения и культуры.

      5.регулирование  отношений этнических групп.

      6. Регулирование демографических  и экологических процессов.

      Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства  определяется максимальной концентрацией  в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и  решающим образом влиять на социальные изменения.

                      

                      Причины и условия возникновения государства

      Государство имеет свою историю возникновения, становления и развития. Оно возникает на раннем этапе, в период разложения родового строя. Существуют различные теории возникновения государства:

      1. Теократическая, трактующая, государство  как творение Бога. Теологическая  теория происхождения государства'  получила своё распространение  в XIII веке, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её  развили, католической церкви (Маритен,  Мерсье и др.).

      По  мнению представителей данной доктрины, государство — продукт не непосредственной Божественной воли, а последствий  грехопадения первозданных людей. Люди нуждались в общественном противодействии  порокам и потому стали устанавливать  законы, ограничивающие зло и поддерживающие добро. Государство как необходимый  элемент жизни в испорченном  грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлениях греха, благословляется Богом. Поэтому каждый обязан подчиняться государственной власти во всём, что касается земного порядка "отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу".

      2. Патриархальная, выводящая государство  из семьи, рода, племени и трактующая  его власть опекунскую, отеческую.  К наиболее известным представителям  патриархальной теории происхождения  государства можно отнести Конфуция, Аристотеля, Филмера, Михайловского  и др. Они обосновывают тот  факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению,  приводящему к возникновению  семьи. В последующем, развитие  и разрастание семьи в результате  объединения людей и увеличения  числа этих семей приводят  к образованию государства.

      Отношения отца с членами семейства в  соответствии с патриархальной теорией  происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства  заботиться о своих подданных, а  те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его.

      Разумеется, известная аналогия государства  с семьей возможна, так как структура  современной государственности  возникла не сразу, а развивалась  от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.

      3.Договорная, трактующая государство как результат  общественного договора между  гражданами и правителями. Теория  общественного договора сформировала  главный принцип в важной исторической  идее, что легитимный государственный  орган должен быть получен  из согласия управляемых. Исходное  положение для большинства этих  теорий - эвристическое исследование  условий человеческого существования,  отсутствующих в любом организованном  общественном строе, которые обычно  называют "естественным состоянием". В этих условиях действия человека  связаны только с его личной  властью, ограниченной совестью, и без противодействия. Из этого  общепринятого исходного положения  различные сторонники теории общественного договора по-разному пытаются объяснить, почему в разумном личном интересе человека добровольно отказаться от свободы, которой каждый обладает в естественном состоянии, чтобы получить преимущества политического порядка.

      4. «Теория завоевания» - объясняющая  возникновение государства завоеванием  одних групп, племен другими.  одна из распространённых теорий  происхождения государства и  права. Наиболее видные её сторонники  — немецкий философ и экономист  Е. Дюринг, австрийский социолог  и государствовед Л. Гумплович,  Каутский, Карл и др. Краеугольный  камень теории насилия составляет  утверждение о том, что главная  причина возникновения государства  и права лежит не в социально-экономическом  развитии общества и возникновении  классов, а в завоевании, насилии,  порабощении одних племён другими  (т.е. связана с факторами военно-политического  характера).

      Так же существует идеалистическая теория (государство – духовная идея, проявляющаяся  в форме человеческой воли и свободы (Г. Гегель)) и социально-экономическая, трактующая, что государство возникает  вследствие разделения труда и имущественного расслоения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства

     В настоящее время форму государства  рассматривают как единство трех основных элементов - формы правления, форму государственного устройства и политического ( государствено-правового) режима.

     В таком понимании форма государства  позволяем дать характеристику государства  с позиций того, как организована верховная государственная власть, каковы принципы ее взаимодействия с  населением, каким образом государство  в целом строит свои взаимоотношения с входящими в него составными частями, а также с помощью каких способов и методов осуществляется государственная власть.

     Некоторые авторы различают форму государства  в узком и широком смысле. Под  формой государства в узком смысле понимают форму правления, а в  широком - форму правления и форму  государственного устройства. Политический режим при этом pacсматривается как  самостоятельное понятие,  характеризующее  сущность государства или методы осуществленния классового господства.

     Особое  значение для понимания формы  государства имеет соотношение  с такими категориями, как функции  государства, исторический тип государства  и механизм государства.

     На  становление и изменение формы  того или иного государства всегда оказывали влияние такие факторы, как классовая борьба, национальный состав населения, традиции народа, социально-экономические, политические, идеологические и иные факторы. Так, в Великобритании в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная монархия. Германия, с точки зрения национального состава, вполне могла бы быть унитарным государством. Однако исторически сохраняющаяся автономность германских земель привела к конституированию федеративной формы государственного устройства.

Информация о работе Государство как основной институт политической системы