Государственная политика в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:22, шпаргалка

Описание работы

Структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики Беларусь Законах "Об образовании в Республике Беларусь", "О языках", "О национально - культурных меньшинствах", "О правах ребенка", других нормативно-правовых документах, принятых за последние годы и регламентирующих ее деятельность. Она основана на принципе непрерывного образования и воспитания, включающего следующие компоненты: дошкольное воспитание и образование; общее образование; профессиональное образование; семейное воспитание; самообразование и самовоспитание.

Файлы: 1 файл

ped_shpory.docx

— 54.30 Кб (Скачать файл)

В этом смысле между этими процессами существует определенная взаимозависимость. Чем качественнее осуществляется обучение, тем благотворнее оно влияет на воспитание. И, наоборот, действенное воспитание положительно сказывается на отношении  учащихся к овладению знаниями, к  соблюдению правил поведения, т.е. способствует улучшению обучения. В этом проявляется  своеобразная педагогическая закономерность.

Цели воспитания — это ожидаемые  изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций  и действий.

В качестве критериев оценки воспитанности  человека принимают:

• "добро" как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);

• "истину" как руководство  при оценке действий и поступков;

• "красоту" во всех формах ее проявления и созидания.

Мера воспитанности человека определяется следующими критериями:

▪ широтой и высотой восхождения  человека к вышеозначенным ценностям;

▪ степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в  поступках и действиях, а также  уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.

О воспитанности человека можно  судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в  целом и характерным отдельным  поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и  стилю общения.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и  эстетическое воспитание. В наше время  формируются новые направления  воспитательной работы — гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано  на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего  мира и себя. Оно предполагает:

• развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного  и образовательного процессов;

• формирование культуры учебного и  интеллектуального труда;

• стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными  технологиями;

• а также развитие личностных качеств — самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

В повседневной жизни можно наблюдать  факты отклонения человека от морально-нравственных принципов.

Основными критериями нравственного  человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения  к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта  как условия выполнения важнейшей  обязанности человека.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения  к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Одновременно эстетическое воспитание должно уберегать нас от ухода в "чистый эстетизм".

В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения: музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс  предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и  концертных вечеров с художниками  и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города. Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания  организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение  работоспособности человека.

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий  физическими упражнениями дома, в  школе, вузе, в спортивных секциях. Она  предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Для воспитания физически здорового  человека чрезвычайно важно соблюдение элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное питание, продуманное сочетание различных  видов деятельности.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин  должен добросовестно выполнять  не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание  страны. В тоже время он может  чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание — это  система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс  предполагает не только формирование деловых качеств — бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и  накопление знаний, касающихся проблем  собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы  и всего живого на Земле. Оно ориентирует  человека на бережное отношение к  природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек  должен принять посильное участие  в предотвращении экологической  катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам  и Конституции, правам человека и  на критическое отношение к тем, кто преступает последние.

 

9. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ, ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ.

Воспитание как целостный организованный процесс подчиняется определенным закономерностям и принципам. Они  оказывают влияние на содержание воспитательного процесса, выбор  форм и методов, позицию субъектов  этого процесса – преподавателей и обучаемых. Закономерности воспитания – категория более стабильная и устойчивая, чем принципы воспитания.

 Закономерности воспитания  – это существенные, устойчивые  связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет  его ход, направленность и продуктивность.

Направленность воспитания, его  цели и содержание, нравственно эстетические ценности всегда предопределяются обществом, господствующим классом или партией. Даже в условиях плюрализма концепций  воспитания, будучи необходимым обществу, оно по принципиальным позициям не имеет существенных различий с государственными установками по вопросам воспитания молодежи.

Воспитание органически связано  с обучением. Оно опирается на общую цель формирования личности конкретного  типа. Значительный объем воспитательной работы реализуется в процессе обучения. Воспитание осуществляется в основном одними и теми же лицами – субъектами этого процесса, протекает в тех же коллективах. Но оно не повторяет учебные задачи.

Результативность воспитания повышается, если оно опирается одинаково  активно на вербальные и невербальные (деятельностные) формы и методы влияния на личность обучаемого, на единство слова и дела. Они избираются организаторами и участниками воспитательного процесса, в тех или иных случаях предпочтение может быть отдано словесным формам или деятельности обучаемых в зависимости от конкретной задачи, обстоятельств, педагогической ситуации.

На базе закономерностей формируются  принципы воспитания. На определенном этапе развития воспитательной реальности многие принципы становятся закономерностями. Закономерности объективно оказывают  влияние на педагогическую деятельность любого преподавателя, что повышает ее результативность.

Что же касается принципов воспитания, то каждый преподаватель, опираясь на принципы, выделенные педагогикой для  данного периода, формирует свою систему ведущих идей, которая  служит теоретико-концептуальной основой  практической деятельности, обусловливая ее характер. Таким образом, закономерности и принципы воспитания хотя и близки, но являются разными самостоятельными педагогическими категориями.

 Принципы воспитания – это  основные, исходные положения, идеи, которые определяют процесс воспитания  студентов, его направленность, содержание, выбор методов, средств и форм.

Принципы воспитания определяющим образом влияют на позицию субъектов  воспитательного процесса – преподавателей и обучаемых. Это не умозрительная  категория. Они ставят перед преподавателями, организаторами воспитательного процесса конкретные цели и задачи.

Исследования в области педагогического  образования, теоретический анализ существующих в педагогике подходов к проблеме, собственная педагогическая деятельность дают основание построить  гуманистическую систему принципов  воспитания обучаемых:

1. Целенаправленность и идейность  всего воспитательного процесса.

2. Гармонизация общечеловеческих  и национальных ценностей.

3. Гармонизация личных и общественных  интересов.

4. Связь воспитания с жизнью, современным уровнем социально-политического  и культурного развития общества.

5. Воспитание личности в коллективе.

6. Природосообразность воспитания.

7. Уважение личности обучаемого.

8. Воспитание в деятельности  и общении.

Формы воспитания - это варианты организации  конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Задача педагога заключается в  том, чтобы правильно управлять  этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его  индивидуальности, прав и свобод. Педагог  должен опираться на потенциальные  личностные возможности, способствуя  их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в  зависимости от следующих факторов:

Цель воспитания.

Содержание и направленности воспитательных задач.

Возраст учащихся.

Уровень их воспитанности и личного  социального опыта.

Особенности детского коллектива и  его традиций.

Особенности и традиции региона.

Технические и материальные возможности  школы.

Уровень профессионализма учителя.

Из всего многообразия форм можно  выделить несколько типов, которые  различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в  себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество  различных вариаций конкретных форм.

Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим  признакам:

по целевой направленности;

по позиции участников воспитательного  процесса;

по объективным воспитательным возможностям.

Сущность методов воспитания и  их классификация

Методами воспитания современная  наука называет способы взаимосвя- занной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на реше- ние задач воспитания. С этой точки зрения под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств3.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые  называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят  частный, подчиненный характер. Они  не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут  быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод  у разных учителей может включать различные приемы.

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

• непосредственное влияние воспитателя  на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

• создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают  воспитанника изменить собственное  отношение, выразить свою позицию, осуществить  поступок, проявить характер;

• общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку — отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);

• совместную деятельность воспитателя  с воспитанником, общение, игру;

Информация о работе Государственная политика в сфере образования