Государственная политика в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:22, шпаргалка

Описание работы

Структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики Беларусь Законах "Об образовании в Республике Беларусь", "О языках", "О национально - культурных меньшинствах", "О правах ребенка", других нормативно-правовых документах, принятых за последние годы и регламентирующих ее деятельность. Она основана на принципе непрерывного образования и воспитания, включающего следующие компоненты: дошкольное воспитание и образование; общее образование; профессиональное образование; семейное воспитание; самообразование и самовоспитание.

Файлы: 1 файл

ped_shpory.docx

— 54.30 Кб (Скачать файл)

1. ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

Из  кодекса РБ об образовании:

2. Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:

2.1. обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования, в том числе права на получение образования как за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, так и на платной основе;

2.2. обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;

2.3. создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи;

2.4. создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров;

2.5. обеспечение участия государственных органов и иных организаций, в том числе общественных объединений, в развитии системы образования;

2.6. осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;

2.7. осуществление целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих;

2.8. обеспечение преемственности и непрерывности уровней основного образования, ступеней образования в рамках одного уровня основного образования;

2.9. обеспечение равенства белорусского и русского языков;

2.10. обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.

ПРИНЦИПЫ:

принципы, на которых строится национальная государственная политика в сфере  образования:

- приоритетность образования,

- обязательность общего базового  образования,

- доступность,

- преемственность и непрерывность,

- научность, приоритет общечеловеческих  ценностей,

- национально-культурная основа  образования,

- экологическая направленность,

- демократический и светский характер образования.

2. КОДЕКС РБ ОБ ОБРАЗОВАНИИ КАК ГЛАВНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.

 

3. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО УРОВНЕЙ.

Система образования — совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.

Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.

Формирование и развитие образовательной  системы в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с конституционными требованиями и гарантиями в области  образования, обеспечивающими равенство  в его получении, единство образовательной  системы и преемственность всех ступеней обучения.

        Структура  национальной системы образования  базируется на Конституции Республики  Беларусь Законах "Об образовании  в Республике Беларусь", "О  языках", "О национально - культурных  меньшинствах", "О правах ребенка", других нормативно-правовых документах, принятых за последние годы  и регламентирующих ее деятельность. Она основана на принципе непрерывного  образования и воспитания, включающего  следующие компоненты: дошкольное  воспитание и образование; общее  образование; профессиональное образование;  семейное воспитание; самообразование  и самовоспитание.

        В соответствии  со ст. 14 закона "Об образовании  в Республике Беларусь" все  государственные и негосударственные  образовательные учреждения на  территории республики принадлежат  к национальной системе образования  Республики Беларусь, которая включает:

дошкольное образование (сад, ясли);

начальное <9 классов;

базовое общее = 9 классов;

общее среднее образование = 11классов;

внешкольные формы образования;

начальное профессиональное =ПТУ;

среднее профессиональное = техникум;

профессионально-техническое образование;

среднее специальное образование;

высшее образование;

подготовку научных и научно-педагогических кадров;

повышение квалификации и переподготовку кадров;

самостоятельное образование граждан.

       В систему образования  Республики Беларусь входят различные  типы учебных и учебно-воспитательных  заведений: детские дошкольные (сад,  ясли) и внешкольные учреждения; общеобразовательные (базовая и  средняя школа, гимназия, лицей); специальные и интернатные учреждения (дома ребенка, школы-интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и т.п.); профессионально-технические и высшие профессионально-технические училища; средние специальные (училища, техникумы и колледжи) и высшие учебные заведения (специализированные вузы, университеты и академии); научно-исследовательские институты и институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования - Министерство образования, управления и отделы образования исполкомов местных советов и подведомственные им учебно-методические учреждения. Непрерывный характер системы образования, ее структура, уровни обучения и типы образовательных учреждений

        В соответствии  с действующим законодательством  руководство образованием в Республике  Беларусь осуществляют органы  государственного управления (законодательство - Верховный Совет /парламент/  республики, исполнение законов  - Кабинет Министров), а также местные  органы управления.

        Министерство  образования и науки Республики  Беларусь руководит непосредственно  подчиненными ему высшими и  средними специальными учебными  заведениями, подведомственными  научными и учебно-методическими  организациями, институтами повышения  квалификации, республиканскими учреждениями  и организациями. Осуществляет  общее оpганизационно-методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи.

        Система высшего  образования Республики Беларусь  включает в себя 39 государственных  высших учебных заведений (ВУЗов), Академию управления при Президенте  Республики Беларусь и 20 негосударственных  ВУЗов:

        Система среднего  специального образования Республики  Беларусь включает в себя 146 государственных  средних специальных учебных  заведений (ССУЗов), в том числе, 77 техникумов, 18 колледжей и 51 училище. Кроме того, в республике действуют 3 негосударственных ССУЗа.

        Система среднего  образования Республики Беларусь  включает в себя 4808 дневных общеобразовательных  школ, 98 специальных школ и школ-интернатов  для детей с недостатками умственного  или физического развития, 25 санаторных  школ-интернатов, 82 вечерние школы  и 242 профессионально-технические  училища, находящиеся в подчинении  Министерства образования и науки . Кроме того, в республике действуют 15 школ и 10 профессионально-технических училищ, находящихся в подчинении других министерств и ведомств.

 

4. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОВРЕМЕННОЙ  СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РБ.

В последние пять лет в системе  высшего образования Республики Беларусь произошли существенные преобразования. Как известно, пять лет назад был  принят Закон о высшем образовании (2007г.), который регламентировал основные направления и механизмы функционирования высшей школы. На законодательном уровне была нормативно закреплена двухступенчатая  система высшего образования: специалитет и магистратура. В дальнейшем в Кодексе об образовании Республики Беларусь (2011г.) эти нормы были воспроизведены и дополнены рядом новых положений, в том числе относительно структуры и содержания образовательных программ в системе высшего образования [1].

 В 2008 году завершилась разработка  образовательных стандартов нового  поколения по специальностям  первой ступени высшего образования.  С 2008/2009 учебного года во всех  высших учебных заведениях Республики  Беларусь на первой ступени  начали реализовываться образовательные  стандарты второго поколения.  В 2009 году разработан утвержден и введен в действие обновленный вариант Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации».

 В конце 2011года Республиканским  институтом высшей школы по  заданию Министерства образования  была завершена разработка Макета  образовательного стандарта высшего  образования второй ступени (магистратуры). В настоящее время в соответствии  с указанным Макетом ведущими  вузами и учебно-методическими  объединениями разработано и  подготовлено к утверждению 208 образовательных стандартов по  специальностям второй ступени  высшего образования (магистратуры). Главной отличительной особенностью  вышеуказанных стандартов первой  и второй ступени высшего образования  является компетентностный подход (компетентностная модель) в подготовке выпускников учреждений высшего образования.

 Данные образовательные стандарты  относятся к новому поколению.  Они гармонизированы с российскими  и украинскими стандартами и  по ряду концептуальных подходов  соотносятся с европейскими измерениями  (Болонский процесс) [2,3,4,5].

 Образовательные стандарты  обновляются в Республике Беларусь  один раз в пять лет с  целью учета накопленного опыта  при реализации стандартов, внесения  соответствующих корректив в  действующие модели подготовки специалистов, оперативного реагирования на процессы социально-экономического развития страны.

 Не менее важным фактором  выступает на современном этапе  внутренняя политика белорусского  государства в условиях появления  новых приоритетов и задач,  перехода на инновационный путь  развития общества, в том числе  в сфере образования. 

 Таким образом, очевидно, что  при проектировании белорусских  стандартов высшего образования  третьего поколения следует учитывать  многофакторный контекст, который  включает в себя как внешние,  так и внутренние факторы воздействия.  В этой связи рассмотрим ниже  наиболее важные контексты, которые,  на наш взгляд, должны найти  свое отражение в проектируемых  стандартах высшего образования третьего поколения.

 Глобальные тенденции развития  высшего образования 

 При проектировании образовательных  стандартов нового поколения  весьма важно учитывать, во-первых, те тенденции и динамичные  процессы в сфере высшего образования,  которые приобретают общемировой  характер. Во-вторых, важен международный  опыт ответа на вызовы времени,  возникающие в условиях глобализации  современного мира. Следует отметить  большой вклад, который внесла уже начиная с 1995 года ЮНЕСКО в анализ процессов и проблем, сопутствующих высшему образованию в глобализованном мире. На основании этого анализа был разработан ряд важнейших документов и рекомендаций ЮНЕСКО о тенденциях и проблемах развития высшего образования.

5. ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ  И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ВСЕХ  УРОВНЯХ.

Выделим позитивные тенденции в  развитии системы образования:

•          гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;

•          вариативность  и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями (право, основы экономики, основы психологии и педагогики, информатика и др.);

•          разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;

•          дифференциация сети учреждений образования, становление  негосударственных образовательных  учреждений; учет социального заказа на образование;

•          переход  вузов на двухступенчатую подготовку специалистов (включая бакалавров и  магистров), отвечающую международным  требованиям;

•          разработка и внедрение в образовательный  процесс систем обеспечения и  управления качеством образования;

•          использование  учреждениями образования дополнительных источников финансирования, таких как  доходы от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные  средства.

Негативные тенденции в образовании

Отрицательное влияние современной  школы на здоровье учащихся. В последние  годы фиксируется тенденция ухудшения  здоровья детей. Врачи связывают  ухудшение физического состояния  детей и подростков с осуществлением нездорового образа жизни, нервно-психическими дисфункциями, дидактогенными неврозами. Можно выделить следующие факторы, способствующие возникновению у учащихся психических и физических расстройств:

Информация о работе Государственная политика в сфере образования