Государственная политика в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:22, шпаргалка

Описание работы

Структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики Беларусь Законах "Об образовании в Республике Беларусь", "О языках", "О национально - культурных меньшинствах", "О правах ребенка", других нормативно-правовых документах, принятых за последние годы и регламентирующих ее деятельность. Она основана на принципе непрерывного образования и воспитания, включающего следующие компоненты: дошкольное воспитание и образование; общее образование; профессиональное образование; семейное воспитание; самообразование и самовоспитание.

Файлы: 1 файл

ped_shpory.docx

— 54.30 Кб (Скачать файл)

•          неспособность  детей справиться с учебной программой;

•          усложненные  и перегруженные учебные программы  и учебники;

•          чрезмерная учебная нагрузка учащихся (старшеклассники  имеют в неделю более 40—42 рабочих  часов, не считая домашних заданий, а  учебная нагрузка школьников за последние  пятьдесят лет увеличилась почти вдвое)

Авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением. Управление учебным заведением без  учета мировых образовательных  тенденций и передового международного опыта реформирования образования, национально-культурных особенностей, без опоры на орган школьного  или вузовского самоуправления не может  обеспечить качественных результатов  обучения и воспитания молодежи. В  классах с авторитарными, жесткими учителями школьники болеют в  три раза чаще, а нарушений психического здоровья у них в пять раз больше.

Унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариативность и гибкость учебных  планов и программ. Унифицирующее  воздействие современной школы  выражается в существующей ориентации учебного процесса на «среднего ученика» без должного учета интересов  и способностей каждого школьника; в преобладании вербальных, объяснительно-иллюстративных методов обучения, направленных на запоминание и воспроизведение  учащимися «готовых», «завершенных»  знаний, умений и навыков в ущерб  эффективному развитию у них способов мышления и действий.

Бюрократизм и формализм в системе  образования. Эти характеристики образовательного кризиса проявляются в дидактоцентризме и предметоцентризме.

Дидактоцентризм определяется как результат превращения урока в центральное звено учебно-воспитательного процесса школы. Действительно, в массовой школе преобладающей формой обучения продолжает выступать урок с его традиционными обязательными элементами: запоминанием и воспроизведением формальных знаний, проверкой, контролем, оценкой. Такой урок с жесткой структурой и ориентированный, в основном, на строгую реализацию учебных планов и формальное выполнение программ, достижение запрограммированных результатов в виде знаний, умений, навыков, не способствует эффективному развитию у школьников критического мышления, плюралистического мировоззрения и формированию рефлексивных умений, обобщенных способов выполнения различных видов учебно-поисковой деятельности, а поэтому выступает тормозящим фактором в становлении личности школьника.

Предметоцентризмом обозначается набор недостаточно связанных между собой предметов как «слепков» основ наук. Содержание учебных дисциплин; носит, в основном, информативный характер и не отражает межпредметные связи; оно недостаточно служит целям самопознания личности и познания постоянно меняющегося окружающего мира; изучение этих предметов оторвано от нужд и потребностей развивающейся личности.

Дидактоцентризм и предметоцентризм приводят к «угасанию» личности ученика в традиционных формах обучения; росту отчуждения школьников от знаний, учения, школы; «разбуханию» учебных планов; отставанию школьных учебных дисциплин от достижений в соответствующих научных областях. Между тем, еще в Древней Греции во времена Сократа, Платона, Аристотеля функционировали не просто школы с ритуальными уроками, а так называемые парк-школы Досуга с открытыми студиями. В таких школах ученики не закреплялись по фиксированным классам, курсам, педагогам и специальностям. Они постоянно совершали свой собственный и ответственный выбор предмета, студии, педагога, самой школы как способа организации личного творческого досуга. После завершения обучения в открытых студиях главным результатом было не получение стандартных аттестатов, а эффективное развитие личности, ее творческих способностей и готовность к постоянному самообразованию.

Недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы. Падает процент выпускников средней  школы, способных выдержать экзамены в вузы без дополнительной подготовки, что служит показателем снижения уровня школьного образования.

Продолжающийся отток преподавательских  кадров из системы образования, феминизация  и старение педагогического корпуса. В учреждениях образования работает значительное число пенсионеров, в  школах — менее 15 % учителей-мужчин. Слабым является приток молодых педагогов  из-за больших перегрузок, невысокой  оплаты труда и низкого социального  престижа педагогической профессии. В  общеобразовательных школах (особенно сельских) не хватает учителей иностранного языка, физкультуры, математики.

Кризис воспитания, обострившийся  в связи с политическими и  социально-экономическими изменениями  в стране, распадом традиционных массовых общественных детско-юношеских и  молодежных организаций, изменением функции  семьи, распадом ближайшего социального  окружения.

Наметился кризис дополнительного  образования и системы организации  досуга детей: сокращаются секции и  кружки научно-технического творчества, туризма, спорта. Большинство учреждений дополнительного образования, за исключением  учреждений Министерства образования  Республики Беларусь, практически полностью  платные. Низкий уровень доходов  большинства населения значительно  снизил доступность этого вида образования.

В условиях кризиса воспитания формируются  негативные черты растущей личности: социальная зависть; агрессивность; нетерпимость по отношению к противоположным  взглядам, мнениям, позициям, другим культурам  и религиям; низкий уровень эстетического  восприятия действительности; склонность к самооправданию и перекладыванию вины на других; покорность перед более  «сильными» и презрение к тем, кто «слабее» в социальном, психологическом  и физическом смысле; формализм и безответственность; принятие формальных конъюнктурно детерминированных ценностей (слава, власть, богатство); низкий уровень культуры общения.

Приведенные характеристики состояния  современной системы образования  свидетельствуют о нарастающем  противоречии между новыми социальными  тенденциями в обществе и образовательной  практикой. Этот вывод позволяет  заключить, что в Республике Беларусь, как и в странах СНГ, во многих развитых странах мира, имеет место  кризис образования, который носит  глубинный характер.

Большинство аналитиков и исследователей отмечают, что выход из этого образовательного кризиса требует пересмотра теоретических, экономических, правовых оснований  функционирования системы образования  в обществе и разработки новой  образовательной парадигмы. Целевыми установками такой парадигмы  должны выступать:

• разработка и реализация деятельностного содержания обучения, способствующего не только усвоению школьниками или студентами готовых знаний, но и способов мышления и деятельности; развитию способностей к работе и жизни в условиях быстро меняющегося окружения; формированию готовности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию; создание и внедрение развивающих технологий, направленных на эффективное личностное развитие каждого учащегося и превращение его в субъект учебно-исследовательской, общественно-созидательной деятельности, а также собственной жизнедеятельности.

6. ОБУЧЕНИЕ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ  ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. СТРУКТУРА  УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Под обучением следует понимать целенаправленный педагогический процесс  организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и умение свободно и логично воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения: понятия, правила, залы, выводы и т.д.

Умение - это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых  знаний на практике.

Навык рассматривается как составной  элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени  совершенства.

Под способностями следует понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают  как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой — обусловливают  высокую степень успешности этой деятельности.

Способности - это условие успеха личности в той или иной области  труда или познавательной деятельности. Способности подразделяются на общие и специальные. К общим способностям относятся такие, как трудолюбие, настойчивость, целеустремленность в работе и др. Специальные способности основаны на природных задатках (феноменальная память, хорошие вокальные данные, музыкальный слух и т.д.).

В качестве важнейших задач обучения выступают следующие:

▪ стимулирование познавательной активности учащихся;

▪ организация их учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями, навыками;

▪ развитие мышления, сообразительности, памяти, творческих способностей и  дарований;

▪ формирование научного мировоззрения  и нравственно-эстетической культуры;

▪ выработка и совершенствование  учебно-познавательных умений и навыков;

▪ формирование умения самостоятельно углублять и пополнять свои знания (самообразование).

В процессе обучения выделяются следующие  структурные компоненты:

1. целевой;

2. потребностно-мотивационный;

3. содержательный;

4. операционно-деятелъностный;

5. эмоционально-волевой;

6. контрольно-регулировочный;

7. оценочно-результативный.

Рассмотрим каждый из них:

1) Организация обучения связана прежде всего с четким определением его целей учителем, осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения есть не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение (прогнозирование) его конечных результатов, т.е. того, к чему конкретно должны стремиться педагог и учащиеся.

В процессе обучения вообще и на каждом отдельном занятии в частности  решаются три группы взаимосвязанных  целей. К первой из них относятся цели обучающие (овладение знаниями, выработка умений и навыков); ко второй - цели развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей); к третьей – цели воспитательные (овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, формирование взглядов, убеждений и т.д.).

2) Огромная стимулирующая роль  потребностей и мотивов деятельности  в развитии личности в обучении. Овладение изучаемым материалом  и развитие учащихся происходит  только тогда, когда побуждаемые  потребностями в учении, они проявляют  высокую учебно-познавательную активность.

Существенное влияние на формирование потребностно - мотивационной сферы и познавательной активности учащихся оказывает та общая закономерность воспитания, согласно которой их учебная деятельность стимулируется радостью достигаемых успехов в овладении знаниями.

Нужно правильно подходить к  оценке тех случаев, когда школьник плохо учится, не выполняет домашних заданий и шалит на уроках. В  подобных ситуациях учителя иногда говорят, что ученик не хочет учиться, хотя правильно было бы сказать: у  него нет потребности в учении, и принимать меры к ее возбуждению.

3) Учителю, готовясь к занятиям, каждый раз нужно продумывать,  каким должно быть их содержание, и в необходимых случаях корректировать  учебную программу и материал  учебника. Для этого необходимо:

Первое. Следует конкретизировать объем теоретических положений, которыми необходимо овладеть учащимся, выделить из них ведущие, связывающие  новый материал с ранее изученным.

Второе. Четко определить систему  тех умений и навыков, которые  следует выработать у учащихся.

Третье. Определить те идеи и морально-эстетические положения, овладение которыми должно способствовать формированию мировоззрения  и нравственности учащихся.

Четвертое. При необходимости обновления материала учебника ввести новые  факты, а также сделать, если это  нужно, соответствующие теоретические  уточнения.

Пятое. Если материал учебника слишком  обширный и излишне перегружен несущественными  деталями, попытаться структурировать  его для более сжатого изложения.

4) Система учебно-познавательных  действий включает в себя:

▪ первичное восприятие и осмысление изучаемого материала;

▪последующее его более глубокое осмысление;

▪ усвоение (запоминание) изучаемого материала;

▪ применение усвоенных знаний на практике;

▪дальнейшее повторение, углубление и систематизацию знаний, упрочение  умений и навыков, а также мировоззренческих  и нравственно-эстетических идей.

Указанные познавательные действия органически  связаны между собой и осуществляются в единстве, хотя на каждом этапе  учебной работы на первый план выступает  то одно, то другое действие, причем каждое из них позволяет добиваться лишь определенного результата в овладении  изучаемым материалом.

5) Термин эмоциональность означает  возбуждать, волновать. Следовательно,  эмоциональность обучения означает  такой характер организации учебной  работы, при котором у учащихся  возбуждается чувство интереса  к учению и внутреннее влечение  к активной учебно-познавательной  деятельности, что одновременно  стимулирует также волевую направленность  этой деятельности.

На придание обучению эмоционально-положительного характера оказывают влияние  следующие факторы:

▪ надлежащая сформированность потребностно-мотивационной сферы учащихся, стимулирующей их к учению;

▪ использование различных дидактических  приемов и методов, способствующих развитию познавательных интересов  и придающих учению увлекательный  характер: демонстрация учебно-наглядных  пособий, применение технических средств  обучения, использование ярких примеров и фактов и т.д.;

Информация о работе Государственная политика в сфере образования