Формы политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Целью является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.
Задачи реферата:
– изучить формы государства;
– рассмотреть формы правления;
– иметь общее представление о формах государственного устройства;
– понять изучения формы государственного режима.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика формы государства……………………………4
2. Форма правления………………………………………………..….........6
2.1 Монархия
2.2 Республика
3 Форма государственного устройства………………………………….13
3.1 Унитарное государство
3.2 Федеративное государство
4 Формы политического режима………………………………………...18
4.1 Авторитарный режим
4.2 Демократический режим
Заключение…..............................................................................................23
Список источников и литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

пашка кульков.docx

— 48.25 Кб (Скачать файл)

Нельзя  оценивать государство только с  позиций форм государственного правления  и устройства. Привлечение категории  политического режима дает наиболее полное представление о конкретном государстве. И тогда, например, оказывается, что монархия и унитарное государство  с демократическим режимом для  личности предпочтительнее, чем федеративная республика с тоталитарным антидемократическим  режимом.

Характеристика  политического режима зависит от многих факторов: способов формирования органов государственной власти, взаимоотношений между ними, роли права в жизни общества, степени  участия граждан в управлении государством и реальности их прав и свобод, способов разрешения социальных и политических конфликтов. В зависимости  от методов, применяемых государством для осуществления политической власти различают авторитарные и  демократические государственно-правовые режимы.

Авторитарный  режим отличается тем, что:

– народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью;

– вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающей коренных интересов населения;

– устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность близких по духу, родственных политических партий и профсоюзов);

– решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат. Устанавливается полное преимущество государства над правом;

– личность лишена гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается полный приоритет интересов государства над гражданином.

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в  конституции, которая лишь формально  провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При  этом запрещается или существенно  ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.

Свое  логическое завершение авторитарный режим  получает в фашистском государстве (Германия и Италия в годы, предшествовавшие второй мировой войне и в период войны).

Авторитарные  режимы неизбежно появляются там, где  население не имеет высокой политической культуры, сохраняет в своем сознании пережитки феодальных почтительно-уважительных отношений к государственному аппарату, не способно четко сформулировать свои политические, экономические и социальные требования, последовательно и решительно отстаивать их перед государством и его органами.

Государственные органы и должностные лица, осуществляющие государственную власть, всегда склонны  переоценивать свою роль в управлении делами общества. И если общество не способно защитить своим политические права и свободы и поставить под свой контроль деятельность государства, последнее рано или поздно навяжет ему авторитарный режим, при котором узкая группа правящих лиц будет претендовать на роль единственного выразителя воли и интересов народа, а его лидер – на роль вождя нации. Народу же при таком режиме не остается ничего другого, как постоянно благодарить и прославлять свою «подлинно» народную власть.

Авторитарные  режимы, таким образом, не имеют исторической перспективы. Они характерны для этапа в развитии общества, недавно освободившегося от феодальных экономических отношений, но сохранившего в сознании значительной части населения отсталую политическую культуру. По мере ее развития и включения в активную политическую жизнь большей части взрослого населения страны, государство займет свое действительное место в обществе, превратится в действительного выразителя его интересов.

 

4.2 Демократический режим

 

Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических политических режимов.

Демократический политический режим может предусматривать  прямое участие населения в решении  государственных вопросов или участие  в принятии политических решений  с помощью выборных представительных органов. Демократический политический режим означает гарантированность  провозглашенных прав и свобод, прочную  законность и правопорядок, существование  различных форм собственности и  плюрализм мнений. Демократический  политический режим невозможен без  многопартийности, без достаточно высоко социально-экономического уровня жизни  широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее, наиболее опасными организованными  формами. Практика демократического развития государственности различных исторических эпох дает самые различные примеры демократических режимов.

Демократические режимы обычно присущи индустриально-развитым странам с рыночной экономикой, где  существует значительный средний класс, оказывающий через выборы, прессу, другие виды общественного мнения существенное влияние на государственную власть. Для этого типа режима характерна высокая степень политической свободы человека, реальное существование правовых институтов, их обеспечивающих. Политическая элита обычно довольна узка, но она опирается на широкую социальную базу. Органы публичной власти прибегают к силовым методам лишь в исключительных случаях.

Главное в политическом режиме – порядок  и условия формирования государственной  власти.

Условия демократии, как обычно предполагается, обеспечивают в этом процессе решающую в конечном счете роль народа. Иначе  говоря демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Считается, что такой порядок  – и в этом видится, чуть ли не главное достоинство демократического политического режима – обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.

Управление  в демократическом государстве  производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и  с использованием метода согласования при принятии решений

Разумеется, и демократический режим имеет  свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушением порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил.

Но все  же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых  негативных конкретно-исторических форм.

Демократический режим в устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством  современное состояние цивилизации  с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих ее элементов: формы правления, формы  государственного устройства и формы  государственного режима. Следует также  учитывать непрерывно происходящие в современном мире изменения, чтобы  дополнить изложенный выше материал новой информацией, не забывая, тем  не менее, исторического смысла уже  существующих понятий и стоящей  за ними реальности.

Политические  формы современных государств складывались в течении нескольких столетий. Эти  формы определялись, в конечном счете, экономическим строем общества, его  базисом. Большое влияние на форму  государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия  образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

Разнообразие  форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте  мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации  государственных форм.

В современном  мире наиболее распространенной формой государства является демократическая  федеративная республика. Именно в  ней наиболее четко проявляются  все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это не означает, что развитие форм государство достигла совершенства. Скорее всего, в процессе эволюционного  развития, в ближайшей исторической перспективе появятся новые элементы форм государства. В процессе исторического  развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания  старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения содержания государственной власти.

Ныне  в мире насчитывается около 30 федеративных государств, большинство из них крупные  по территории и численности населения  сообщества. В их числе и мощные в политическом и экономическом  отношении государства (США, Канада, ФРГ, Австралия), и государства с  высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем индустриального  развития (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), и развивающиеся  страны. 

Список источников и литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием (в редакции от 30.12.2008) // Российская газета, 1993 г. 25 декабря; от 21 января 2009 г.
  2. Васильев Д.А. Общая теория государства и права: Учебник для студентов. – Якутск: Экономико-правовой институт (фил.), 2005. – 208 с.
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Омега – Л, 2004. – 608 с.
  4. Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. – 221 с.
  5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. 7-е издание. СПб.: Питер, 2006. – 512 с.
  6. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юридическая литература, 1996. – 432 с.
  7. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 520 с.
  8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М:. – 1995. - 302 с.
  9. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. – М.: Издательство «Былина», 1998. – 512 с.
  10. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева, – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 624 с.
  11. Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. – 640 с.

5


Информация о работе Формы политического режима