Демократия как форма политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 14:31, контрольная работа

Описание работы

Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нём представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закреплённые законодательством широкие социально – экономические и политические права граждан, независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Демократический политический режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов.

Файлы: 1 файл

ПКЗ конституционное право.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)
  1. Демократия как форма политического режима

Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нём представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закреплённые законодательством широкие социально – экономические и политические права граждан, независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания.  Демократический политический режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов. Данный политический режим  означает гарантированность провозглашённых прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений.1 

Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления2. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, политическом многообразии; местном самоуправлении.

В Конституции Российской Федерации указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие – «демократия» в переводе с древнегреческого).

Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть – явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства.3

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, самоуправления, политические партии и общественные организации, что в своей совокупности составляет политическую систему.

Особое место в этой системе занимает государство.  Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом и издает обязательные для всех веления в форме нормативно – правовых актов.

Для Российской Федерации как государства присущи определенные признаки, свойственные любому государству, независимо от общественно-экономической формации, формы устройства и правления, политического режима и других критериев.4

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане.

Разделение властей – один из основных признаков демократии и принципов действующей Конституции Российской Федерации. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией Российской Федерации и законом.

Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Демократия в Российской Федерации осуществляется и на основе принципа политического многообразия.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

Политический плюрализм – это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма – предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.5

Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. 6   Это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, самостоятельная и под свою ответственность,  деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.7

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия – это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.8

 

 

 

 

 

  1. Права и свободы человека и гражданина в РФ

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (Гл.2.,Ст.17.,пункт 1).

Права человека – права, образующие основу правового статуса личности.

При реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов – таких же членов общества, как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени.

Свобода – это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств.

Право  –  частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного сосуществования свободных граждан.

Общие принципы прав и свободы человека и гражданина РФ:

  • Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;
  • Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства;
  • В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;
  • Государство не должно издавать законы, отменяющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях;
  • Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой;
  • Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

 

  1. Система органов государственной власти субъектов РФ (на примере Вашего субъекта РФ)

Конституция РФ гласит, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности.

Органы государственной власти – важнейшая часть этого механизма, выравнивающая, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.

В соответствии с Уставом Новосибирской области государственная власть в Новосибирской области осуществляется на основе принципа разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Государственную власть в Новосибирской области осуществляют:

Высшее должностное лицо Новосибирской области – Губернатор Новосибирской области

Постоянно действующий высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Новосибирской области –  Новосибирский областной Совет депутатов

Исполнительные органы государственной власти Новосибирской области – органы государственной власти Новосибирской области, осуществляющие исполнительно – распорядительную деятельность в соответствии с установленной компетенцией (общей или специальной), обладающие правом принятия правовых актов: администрация Новосибирской области; областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области; территориальные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области.

Иные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области: Уставный суд Новосибирской области и мировые судьи Новосибирской области; Контрольно  – счетная палата Новосибирской области; Избирательная комиссия Новосибирской области.

Государственная власть в Новосибирской области осуществляется в пределах полномочий органов государственной власти Новосибирской области по предметам ведения Новосибирской области и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

 

1 Лазарев В. В. Общая теория государства и права. М., 2001. С.367.

2 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. ст.1.

 

3 Козлова Е. И., Кутафин О. Е.  Конституционное право России. М., 1999. С.86.

 

4 Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России. М., 1997. С. 49.

5 Козлова Е. И., Кутафин О. Е.   Конституционное право России. М., 1999. С. 86, 90, 93.

6 Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М.,  2001. С. 15.

7 ФЗ от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля 2003 г.) ст.2.

8 Баглай М. В. Конституционное право РФ. М., 1998. С. 112.


Информация о работе Демократия как форма политического режима