Формы политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Целью является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.
Задачи реферата:
– изучить формы государства;
– рассмотреть формы правления;
– иметь общее представление о формах государственного устройства;
– понять изучения формы государственного режима.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика формы государства……………………………4
2. Форма правления………………………………………………..….........6
2.1 Монархия
2.2 Республика
3 Форма государственного устройства………………………………….13
3.1 Унитарное государство
3.2 Федеративное государство
4 Формы политического режима………………………………………...18
4.1 Авторитарный режим
4.2 Демократический режим
Заключение…..............................................................................................23
Список источников и литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

пашка кульков.docx

— 48.25 Кб (Скачать файл)

Таким образом, монархия как форма правления  – это сложный конгломерат  власти, юридических основ ее организации  и осуществления, социально-психологического состояния общества.

 

2.2 Республика

 

Республика  или республиканская форма правления  также является весьма древней формой государственной организации общества.

До 1917 г. Россия именовалась Российской империей и была по форме правления монархией. Затем наступил период, в который страна существовала как республика. Сначала – демократическая (при Временном правительстве), потом – советская федеративная социалистическая (РСФСР). С 1922 г. на территории бывшей Российской империи образовалась государство – Союз Советских Социалистических Республик. Таковых в конечном итоге стало пятнадцать. В декабре 1991 г. СССР распался на пятнадцать независимых государств-республик. Одна из них – Российская Федерация (Россия).

В Конституции  России сказано, что наша страна есть государство с республиканской  формой правления.

Республика (от лат. res publica – общественное дело; государство) – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам – парламенту, конгрессу, думе и т.д. Право на власть в ней имеют либо все дееспособные граждане, либо большинство их.

Республиканская форма правления характеризуется  наличием следующих юридических  признаков.

Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие органы государственной  власти – разного рода собрания, советы и т.п. – имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.

Республиканское правление основано подчас по принципе разделения единой государственной  власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную. Органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти.

Разумеется, слаженная работа всех ветвей власти не всегда удается. При разделении властей  зачастую происходит борьба между органами, представляющими те или иные власти (например, президента и парламента).

В современных  постоталитарных государствах большую  роль играет и власть главы государства, как правило, президента.

Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования органов  власти. По существу, республика – это  такая форма правления, при которой  все высшие органы государственной  власти избираются народом либо формируются  общенациональным представительным учреждением.

В республике органы власти избираются на определенный срок.

Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет, прежде всего, политический характер и может выражаться в  таких действиях, как досрочный  отзыв (депутата), уход в отставку (правительства, министров), роспуск парламента, снятие с должности (судье) и др.

Существуют  два вида республик: президентская  республика и парламентская республика. Кроме того, существует смешанный  вид республики, а также теократическая республика, в которой основной правящей силой является духовенство (например, Иран), и др.

Президентская республика создает весьма благоприятные  юридические предпосылки для  сосредоточения в руках президента множества властных полномочий.

В президентской  республике президент обладает очень  большой властью. Он совмещает функции  главы государства и правительства, формирует правительство. Типичная президентская республика – США.

Парламентская республика характеризуется провозглашением  принципа верховенства парламента, перед  которым правительство несет  политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной  особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется  только парламентским путем из числа  лидеров партии, получившей большинство  в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает  поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.).

Итак, вопрос о форме государства – это прежде всего, вопрос о форме правления. Но не только. Это еще вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий.

Изучая  этот второй блок формы государства, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия «устройство  государства» в теории государства. Говорится об устройстве государства  как форме государства, об устройстве как форме правления, об устройстве как территориальной организации.

 

 

 

3. Форма государственного устройства

 

Территория  государства представляет собой  пространство, на которое распространяется его власть. Это, следовательно, не только собственно территория, то есть суша, но также акватория (водные пространства) и воздушное пространство над ними. Территориальное устройство, или территориальная организация, государства – это система, взаимоотношений между государством в целом, то есть его центральной властью, и территориальными составными частями, точнее говоря – их населением и действующими там органами публичной власти.

Проблема  территориального устройства возникла после того, как увеличившиеся  размеры территории государства, потребовали  создания специальных органов и  учреждений для управления периферией.

Итак, форма  государственного устройства – это  национальное и административно-территориальное  строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между  его составными частями и между  центральными и местными органами государственной  власти.11

Форма государственного устройства раскрывает внутреннее строение государства, его деление на составные  части – административно-территориальные  единицы, автономные политические образования  или суверенные государства.

На основе данного критерия государственное  устройство характеризуется с точки  зрения распределения власти в центре и на местах.

Форма государственного устройства тесно связана с территориальным  признаком государства. Она дает возможность понять, из каких территориальных  единиц состоит государство, каков  их правовой статус и взаимоотношение между собой и центральными органами государственной власти.

 

 

3.1 Унитарное  государство

 

Унитарное государство (от лат. unitas – единство) представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономной (политико-административное устройство). Большинство унитарных государств имеют административно-территориальное деление (районы, области, кантоны и т.п.), в которое укладывается и существующая автономия, то есть самоуправляющиеся образования. Например, в и Испании наряду с историческими областями (страна басков и Каталония), выделенными по национальному признаку, созданы и территориальные автономии. Но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета, в таком государстве существует единая система высших органов и единое законодательство (Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина и т.д.).

Унитарное государство примечательно единством  власти, территории и населения.

В унитарном  государстве действует единое гражданство  и имеется одна конституция. Характерный  признак унитарного государства  выражается в том, что право принятия законов принадлежит только центральным  органам государства.

Унитарное государство имеет один центр  управления делами общества, и в  этом отношении оно выгодно отличается от государств, имеющих иные формы  государственного устройства. В то же время управление, исходящее из единого центра, имеет свои недостатки. Оно не может учитывать всех особенностей территорий и может принимать  решения, которые не в полной мере соответствуют специфическим условиям отдельного региона, особенно если в  нем проживают лица некоренной национальности.

Большинство современных государств – унитарные. Как правило,

 

 

3.2 Федеративное государство

 

Федерация – соединенное, сложное союзное  государство, субъекты которого являются государственными образованиями и  обладают признаками суверенитета. При  этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации  высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органы власти и органы управления у каждого  из государств – членов федерации. Последние могут иметь, кроме  того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы. Немало стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий  и социально-политических причин.

Входящие  в состав федерации субъекты могут  называться различным образом –  земли, штаты, края, автономные образования. Федерации образуются не только в  целях решения национального  вопроса. Например, земли в Германии, штаты в США образованы без  какой-либо связи с проживающими на их территории национальностями или  народностями. В составе Российской Федерации имеются субъекты, образованные по национальному признаку (республики, автономные округа, автономная область), и субъекты, образованные по административно-территориальному признаку (края, области, города федерального подчинения).

Взаимоотношения федерации и ее субъектов являются достаточно сложными. Как целостное  государство федерация имеет  единые для всего государства  федеративные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, армию, прокуратуру. В свою очередь  каждый субъект федерации выступает  самостоятельным государственным  образованием, имеющим собственные  законодательные, исполнительные и судебные органы, которые по определенной части вопросов могут принимать решения и действовать независимо от федеральных органов и федеральных законов.

Два параллельно  действующие системы органов  могут действовать сколько-нибудь успешно лишь при условии четкого распределения между ними предметов ведения и полномочий.

Россия  относится к федерации смешанного типа, построенной на национально-территориальной  основе. Смешанный характер территориального устройства России требует гибкой и  продуманной политики со стороны  высших федеральных органов власти.

Федеративное  устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении и предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении  народов в Российской Федерации.

Исторически известна и такая форма объединения  государства, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внутригосударственной  организации.

Конфедерация  есть союз государств, объединенных одним  или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования. Попытки создания конфедераций имелись  и в XX в., но они оказались неудачными. Конфедерация в отличие от федерации не образует нового государства. Члены конфедерации полностью сохраняют свой суверенитет. Конфедерация обычно создается на основе договоров о ее создании. Субъекты конфедерации сохраняют право выхода из нее. Единое гражданское законодательство, единая судебная система отсутствуют. Органы конфедерации главным образом координируют, направляют в общее русло деятельность членов федерации в той или иной сфере. При этом могут создаваться представительные органы, исполнительные органы, в которые члены конфедерации делегируют своих представителей. В органы конфедерации население непосредственно представителей не избирает, общее гражданство отсутствует. Те или иные вопросы обычно решаются путем консенсуса – всеобщего согласия представителей всех членов конфедерации. Члены конфедерации могут объединять свои усилия, деятельность в военной, таможенной, дипломатической, экономической и т.д. сферах. Органы конфедерации могут принимать нормативно-правовые акты, которые чаще всего носят рекомендательный характер. Общеобязательное значение такие акты приобретают после того, как соответствующие органы государств – членов конфедерации одобрят их и придадут им общеобязательное значение.

Как показывает история, конфедерации являются весьма неустойчивым образованием, способным  распадаться при первом же удобном  случае. Современные конфедерации просуществовали  недолго. Это Объединенная Арабская Республика, включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединившая на несколько лет Сенегал и  Гамбию, но создание конфедераций возможно и в будущем.

В настоящее  время признаками конфедерации обладают Содружество Независимых Государств и Европейский союз.

Каждое  суверенное государство вправе самостоятельно определять характер своих отношений  с другими государствами, действуя на основе общепризнанных принципов  и норм международного общения, а  также решать проблемы внутреннего  устройства в соответствии со своими интересами.

 

 

 

4. Формы политического режима

 

4.1 Авторитарный режим

 

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности  той или иной страны исключительно  велико. Политический режим – совокупность способов и методов осуществления  государственной власти. Изменение  политического режима (даже если форма  правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению  внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и ее содержанием.

Информация о работе Формы политического режима