Форма политического режима и его характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов различают демократический и авторитарный государственно-правовые режимы. Целью данной работы является рассмотрение и изучение государственно-политических режимов, понятия и признаков. При демократическом режиме провозглашаются и обеспечиваются общедемократические права и свободы, населению предоставляется реальная возможность влиять на состав государственных органов и содержание их наиболее значимых решений, гарантируется политический плюрализм и разделение властей как основа формирования государственного аппарата.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 53.55 Кб (Скачать файл)

Введение

 

          Государство и право – сложнейшие, взаимосвязанные явления. В своей

повседневной  жизни мы постоянно соприкасаемся  с ними в процессе осуществления наших прав, свобод и обязанностей. Однако, руководствуясь предписаниями государства, мы зачастую не задумываемся, в силу каких причин они возникли и существуют, и какова их внутренняя природа.

Без понимания  определения, принципов, методов легитимизации  и осуществления  власти государством невозможно  ориентироваться в гражданско-правовых аспектах, предмете и методе правового регулирования основных отраслей казахстанского и международного права.

Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной  политологии выступает политический режим (от лат.regimen– управление). Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида, а также дает представление об основах системы власти.

Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.

Это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.

Государственный режим отражает уровень и формы  развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью.

Олицетворяя особую публичную власть, государство  представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую общность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого (в том числе карательного) государственного механизма. Принятием правовых актов государство может разрешать, стимулировать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий, организаций и движений.

В зависимости от характера используемых государственной властью средств  и способов различают демократический  и авторитарный государственно-правовые режимы.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение государственно-политических режимов, понятия и признаков.

 

При демократическом режиме провозглашаются  и обеспечиваются общедемократические права и свободы, населению предоставляется реальная возможность влиять на состав государственных органов и содержание их наиболее значимых решений, гарантируется политический плюрализм и разделение властей как основа формирования государственного аппарата.

Авторитарный  режим связан с отстранением населения  от управления обществом и государством с существенным ограничением его  основных прав и свобод. Различают  конституционно-авторитарные и тоталитарные разновидности авторитарного режима.

При конституционно-авторитарном режиме ограничения  демократии получают законодательное  закрепление в конституции, которая  лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти и его значительная часть не избирается, а назначается.

Тоталитарный (фашистский, расистский) режим более  реакционен и связан с ограничениями не только в политической, но и в личной жизни граждан. При данном режиме любые партии, кроме правящей, возглавляемой вождем, лидером организации и государства, как правило, запрещены. К выборам в парламент (если он существует) не допускается значительная часть населения.

Особо следует сказать о переходных и чрезвычайных государственно-правовых режимах, которые, как правило, носят  временный характер.

Переходные  режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных  сил, могут существовать десятилетиями  и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди  них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые  в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.

Чрезвычайные  государственно-правовые режимы устанавливаются  при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан нормальному функционированию государственных институтов . Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.

Введение  режима чрезвычайного положения  связано с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и т.д.

Решение о введении особого режима принимается  высшими представительными органами государственной власти либо высшими должностными лицами с немедленным уведомлением представительных органов. Максимальная продолжительность чрезвычайного положения устанавливается законом и при необходимости может быть продлена лишь по решению компетентных органов государства.

В юридической литературе в качестве самостоятельной разновидности  государственно-правовых режимов называют иногда либеральный режим. Однако этот режим был достаточно распространен  в XIX в. Сейчас же он относится к числу переходных и имеет место лишь в странах с низким уровнем жизни основной массы населения (Индия, Филиппины), где жители вследствие своей культурной отсталости не могут осознанно пользоваться демократическими политическими институтами. Правящая в них социальная элита, опираясь на немногочисленную социальную базу, гораздо чаще использует методы насильственного воздействия, чем при демократических режимах.

 

Глава 1. Государственно-политический режим, понятие и

признаки

    1. Понятие государственно-политического режима

 

   Появившись в научном обороте  в 60-е гг. XX века, категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам в понимании политического (государственного) режима. [2, с 59]

Широкий подход относит политический режим  к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий — делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) — испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется на форму государства, в частности на политический режим.

Таким образом, для характеристики формы  государства имеет важное значение политический режим как в узком  смысле слова (совокупность приемов  и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности демократических  прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

Существующие классификации политических режимов.

 

Античный  философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию политических режимов:

  1. по тому, в чьих руках власть;
  2. по тому, как эта власть используется.

Он  различает «правильные» и «неправильные» формы государства.

«Правильные»  формы государства: монархия (власть одного человека), аристократия (власть в руках немногих «лучших»), полития (власть большинства из средних в имущественном отношении людей).

«Неправильные»  формы государства – такие, при  которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К «неправильным» формам относятся: тирания (власть в руках тирана), олигархия (у власти имущее меньшинство) и демократия (контроль общества над властью).

Целесообразно различать понятия  «государственный режим» и «политический режим», которые, хотя и являются однопорядковыми, но далеко не равнозначны. Российский исследователь А.Л. Громыко подчеркивает: «Если первое, в общем и целом характеризует методы осуществления государственной власти, то второе... есть среда и условия политической жизни общества, иначе говоря, определенный политический климат, существующий в данном обществе в данный момент исторического развития» [5.стр.8]

Наиболее  принятой классификацией режимов является разделение их на демократические и недемократические (антидемократические). К недемократическим принято относить авторитарный и тоталитарный режимы. Но между тоталитаризмом и демократией как крайними полюсами данной классификации располагаются множество промежуточных способов реализации власти. Так например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе – военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социально культурному комплексу – «западный» и «восточный»; по характеру взаимоотношений государства и церкви – теократический (клерикальный) и светский режимы.

Итак, необходимо отметить особенности характерные  для всех  типов политических режимов:

  1. политический режим – это есть совокупность определенных структур власти, которые функционируют в рамках политической системы общества и преследуют цель ее стабилизации, опираясь на социальные интересы и используя специфические методы.

 

  1. Режим недостаточно связывать лишь с формой правления. Он способствует организации макросоциальных процессов. В этом режим близок по содержанию политической системе, отражает ее динамичный аспект. Любой режим в своей деятельности стремится опираться на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей.
  2. Очевидно, что режим обеспечивает не только динамизм, но и  определенную стабилизацию в политической системе, приводя ее элементы, структурные характеристики в упорядоченное взаимодействие, обеспечивая их слаженность и координацию.
  3. Режим, несомненно, представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия.
  4. Любой режим в своей деятельности обращается к тем или иным методам достижения целей. Режимы могут существенно отличаться друг от друга, в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей
  5. Режим по сравнению с системой обладает своими собственными временными характеристиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Анализ основных классификационных критериев.

 

В зависимости от критериев, положенных в основе классификаций, рассмотрим некоторые типы моделей. На вопрос о том, кому принадлежит государственная власть и от чьего имени осуществляется управление, отвечает модель «охлократия – олигархия – тирания». Для описания методов, используемых режимом в поддержании своего господства, используется модель «либеральный – умеренный – репрессивный режимы». Наконец, критерии модели «демократический – авторитарный– тоталитарный режимы», сводятся к ответу на вопрос, каков механизм осуществления власти.

Научный подход к анализу любой разновидности  политического режима предполагает выделение основных классификационных  критериев, позволяющих дать ее исчерпывающую характеристику. Достаточно полное представление об изучаемом явлении можно получить, отметив следующие позиции:

Информация о работе Форма политического режима и его характеристика