Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:11, контрольная работа

Описание работы

Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией. В период абсолютизма центральная власть в лице монарха определяла административно-территориальное деление страны - систему единиц, на которые делилась ее территория и в которых действовали назначенные из центра должностные лица или органы власти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Форма государственного устройства…………………………………….......4
Виды форм государственного устройства.…………………………………..5
Унитарная форма государственного устройства………………………..5
Федеративная форма государственного устройства………………........8
Конфедеративная форма государственного устройства……………....14

Заключение…………………………………………………………………….....17

Список используемой литературы………………………………………….......18

Ответы на основные контрольные вопросы

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯЯЯ готовая.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

     Все другие федеративные государства созданы  на территориальной основе. Это, как  правило, страны с многонациональным  населением, либо страны, в которых имеющиеся этносы не составляют компактных групп, либо страны, территориальное устройство которых построено так, чтобы ни в одном субъекте федерации не доминировала никакая этническая общность.

     В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на:

  • территориальные (союзное государство);
  • национальные (союз государств);
  • территориально-национальные.

Территориальная федерация

       Территориальная федерация характеризуется  значительным ограничением государственного  суверенитета субъектов федерации:

  • центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации.
  • субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;
  • конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;
  • управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.

Национальная  федерация

     Национальная  федерация характеризуется более  сложным государственным устройством  вследствие  многонационального состава  ее населения. Можно выделить следующие  основные признаки большинства разновидностей национальной федерации:

  • субъекты федерации - национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения и, соответственно, его культурой;
  • национальная федерация строиться на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и численности населения;
  • все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры;
  • высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их;
  • в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей государственности.
 
 

Территориально-национальная федерация

      Существуют  государственные устройства, где  органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных. 

      Некоторые признаки территориального устройства также уже отмечены выше (государство подобный или даже государственный характер территориальных единиц высшего уровня — субъектов федерации, гарантированность их существования и границ, конституционное распределение компетенции между ними и центром). Федерации образуются либо в результате договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость государственного объединения для совместной реализации своих общих интересов и превращающимися в субъекты федерации, либо вследствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, либо в результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими государство подобных черт.

      Демократичность федерального территориального устройства заключается в том, что оно  предполагает децентрализацию власти, ее полицентризм, гарантирующий от диктатуры. В противном случае возникает  децентрализованная бюрократическая  диктатура, которая на положении человека сказывается еще отрицательнее, чем централизованная.

      Существует  ряд теоретических обоснований  федерализма как предпочтительной системы организации управления.

      Федерация — это целостное суверенное государство с общей конституцией, системой федеральных государственных органов и учреждений, общей территорией, общим гражданством. Конституции многих федеративных государств уделяют гарантиям целостности повышенное внимание.

      В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли, и т.д.). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне.

     Одним из формальных признаков федерации  является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином  федерации и гражданином соответствующего государственного образования, и это  закрепляется конституциями государств. Это означает, что объем прав и свобод у каждого гражданина, не зависимо от того, на территории какого субъекта он проживает, один и тот же. В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему.          Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для построения судебной системы в субъектах федерации.

      Практика  федеративных государств показывает, что вопрос полномочий федеральных  и местных органов решается на основе трех принципов:

  • принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определения предметов ведения, по которым только она может принимать решения, издавать нормативные акты;
  • принцип совместной компетенции, т.е. установления одного и того же перечня предметов ведения, как федерации, так и субъектов федерации. При совместной компетенции федеральные органы государственной власти по согласованию с органами власти субъектов федерации решают те вопросы, которые входят в предмет их ведения. Инициатива может исходить как от федеральных органов, так и от субъектов федерации. Процедура совместной компетенции может иметь разные формы, которые, как правило, устанавливаются в конституции и иных законах;
  • принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и полномочий, отнесенных к совместной компетенции субъекта федерации и самой федерации.

     Следует обратить внимание, что в практике некоторых федеративных государств (например, России) появился и такой  способ распределения компетенции  между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий.

     Вместе  с тем иногда статус ассоциированного члена федерации используется и  для юридического прикрытия намерения  субъекта федерации выйти из состава  федерации.

     Но  для функционирования федерации  в ее новых формах должно быть осуществлено четкое распределение полномочий между  федерацией и ее субъектами, установление и закрепление компетенции в  договорных основах федерации. Иначе  под угрозой оказывается целостность и единство государства.

     Федерации делятся на два вида: национально-государственные  и административно-территориальные.

     В основе национально-государственной  федерации лежат национальные факторы  и поэтому она имеет место  в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т.д., могут иметь место и культурные автономии. В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы.

     Форма государственного устройства государства  зависит от того, с какими государствами  оно вступает в связи, на какой  основе они складываются, а также от того, какого рода связи оно поддерживает с другими государствами. Ведь, вступая в отношения с субъектами международной жизни для решения каких-то вопросов, государство может зачастую поступиться и частью своего суверенитета, самостоятельности, даже независимости, ради достижения общих и великих целей 

2.3. Конфедеративная форма государственного устройства.

      Конфедерация  – форма госyдаpственного yстpойства, при которой госyдаpства, обpазyющие  конфедеpацию, полностью сохраняют  свою независимость, имеют собственные органы госyдаpственной власти и yпpавления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).

      Опыт  истории североамериканской, швейцарской  и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

  • Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.
  • Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.
  • Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.
  • Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.
  • В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам.
  • В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.
  • Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.
  • Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.
  • Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации.

Правом  непосредственного налогообложения  конфедерация не обладает.

  • Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
  • Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения
  • Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

В конфедерации нет союзного гражданства.

     Конфедерации - Как формы союза госyдаpств, сохраняющих  сyвеpенитет в полном объеме, в настоящее  время не сyществyет нигде. На разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. По сути, совмещая в себе черты как междyнаpодно-пpавовой так и госyдаpственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения. Хаpактеpно, что к федеративной форме yстpойства перешли только конфедерации с мононациональным составом, а конфедерации с многонациональным составом распались. Наиболее известны две конфедеpации-севеpоамеpиканская и швейцаpская.

     С момента обретения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное госyдаpство, в котором практически вся власть сохpанялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов. Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. 

     Образованная  на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли  свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы.

Заключение

     Форма государственного устройства – это  взаимоотношения между центральной  властью и территориальными составными частями. Система территориальных составных частей образует территориальное деление государства.

Информация о работе Формы государственного устройства