Феномен неоконсерватизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Одной из актуальных проблем мировой политики и международных отношений является использование ключевых теоретических подходов для осмысления и объяснения феномена неоконсерватизма. Рассмотрение проблематики неоконсерватизма позволяет, с одной стороны, использовать серьёзные теории международных отношений для объяснения актуальных политических событий, а с другой стороны, проверять и совершенствовать теоретические модели на основе этих политических событий.
Цель работы – рассмотреть и объяснить феномен неоконсерватизма.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
I. Понятие и сущность неоконсерватизма……………………………………..4-5
1.1. Неоконсерватизм и экономическая политика…………………………….6-7
1.2. Система власти в неоконсерватизме………………………………………8-9
1.3. Социальная база……………………………………………………………10-13
1.4. Неоконсерватизм в США как идеология и политическая трактовка неоклассического либерализма………………………………………………..14-15
Заключение……………………………………………………………………...16-17
Список используемой литературы………………………………………….....18

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский государственный нефтяной институт

 

 

Кафедра гуманитарного образования и социологии

 

 

 

 

Контрольная работа

 

РЕФЕРАТ

 

По курсу: «Политология»

на тему: «Феномен неоконсерватизма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Выполнил студент группы 42-81

Пось В.Н.

Номер зачётной книжки - 15

Проверил старший преподаватель кафедры ГОС

Христинина М.Н.

 

 

Альметьевск 2012

План

 

Введение…………………………………………………………………………3

I. Понятие и сущность неоконсерватизма……………………………………..4-5

1.1. Неоконсерватизм и экономическая  политика…………………………….6-7

1.2. Система власти в неоконсерватизме………………………………………8-9

1.3. Социальная база……………………………………………………………10-13

1.4. Неоконсерватизм в США как  идеология и политическая трактовка  неоклассического либерализма………………………………………………..14-15

Заключение……………………………………………………………………...16-17

Список используемой литературы………………………………………….....18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Во второй половине ХХ в. социально-экономические и политические изменения в мире заставили консерваторов перейти к требованиям укрепления порядка и законности, сделать упор на противостояние любым начинаниям, способным подорвать стабильность политической системы и уменьшить власть представителей крупного капитала. Так, в 1940-1960-е годы оформилось течение неоконсерватизма.

     Актуальность работы. Одной из актуальных проблем мировой политики и международных отношений является использование ключевых теоретических подходов для осмысления и объяснения феномена неоконсерватизма. Рассмотрение проблематики неоконсерватизма позволяет, с одной стороны, использовать серьёзные теории международных отношений для объяснения актуальных политических событий, а с другой стороны, проверять и совершенствовать теоретические модели на основе этих политических событий.

     Цель работы – рассмотреть и объяснить феномен неоконсерватизма.

 

    

 

 

 

 

 

 

I. Понятие и сущность неоконсерватизма

     Неоконсерватизм (гр. neos - новый и лат. conservare - сохранять) - школа в неоклассическом направлении, которая выступает за сохранение старых принципов построения экономики: частной собственности и свободного предпринимательства, рыночного саморегулирования хозяйства и невмешательства государства в экономику. Формировалось течение неоконсерватизма философами, политологами, историками, подпитывалось лозунгами и программами политиков.

     Государство неоконсерваторов должно было основываться на моральных принципах и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность образовывать политические ассоциации, развивая институты гражданского общества, сохраняя сбалансированность отношений общества с природой и т.д.

     Наряду с признанием того, что предпочтительным политическим устройством для такой модели взаимоотношений гражданина и государства является демократия, теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, 3. Бжезинский, Н. Кристалл и др.) уделяли большое внимание разработке программ, преодолевающих дефицит управляемости обществом (из-за чрезмерного вовлечения в политику населения), защищающих государство от социальных «перегрузок», модернизирующих механизмы защиты элитизма, совершенствующих средства урегулирования конфликтов и прочее. При этом в американских версиях неоконсерватизма акценты, как правило, делались на определении путей эволюции государственности и организации власти, в то время как в западноевропейских течениях предпочтение отдавалось сохранению социокультурной среды, усовершенствованию нравственных традиций общества и стимулированию социальной активности индивида.

     Предлагаемые неоконсерватизмом программы экономического роста и сохранения политической стабильности, предполагавшие разрешение проблем, вызванных ростом благосостояния, новое понимание роли планирования, регулирования уровня занятости и т.д., не могли решить многие вопросы общественного развития государств, втягивавшихся в постиндустриальный период эволюции, таких как инфляция, обнищание населения и т.п. Однако по сравнению с его способностью дать человеку относительно целостную картину мира, отвечающую его основным нуждам и запросам, все эти частности отходили на второй план. Главное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение к действительности с моральными принципами, дал людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством.

     Неоконсерватизм вобрал в себя те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными защитить человека на новом технологическом витке индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса. Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений. И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев этой идейной ориентации все больше расширяется во всем мире.

 

 

 

 

1.1. Неоконсерватизм и экономическая политика

     В трактовке профессора Джорджтаунского центра по изучению права Н. Бирнбаума «неоконсерватизм - это сплав очень разных тем, группировок и движений с разными установками. Это скорее тенденция, умонастроение, поветрие или даже мода» Н. Бирнбаум дает следующий перечень тем, развиваемых теоретиками неоконсерваторами в США:

1) тема примата рынка, т. е. вера в эффективность свободного рынка и относительно не регулируемой формы корпоративного капитализма, а также в необходимость сохранение исключительно сильного частного сектора в качестве гаранта политической свободы;

2) критика "большого правительства", или центрального правительства, или правительственной инициативы. Основывающиеся на нескольких популярных лозунгах - бюрократизация, автономия бюрократов, их недоступность контролю со стороны общественности или законодательных органов, возрастающая централизация;

3) закономерность распределения общества по принципу социальной неоднородности и распределение благ;

4) защита традиционных ценностей - семейных, культурных, религиозных, технологических и др.;

5) усиление мощи (военной, экономической, политической) США в мире;

     Теоретическую основу неоконсервативных рекомендаций в области экономической политики образуют так называемая экономика предложения монетаризм. Между этими двумя составными частями неоконсерватизма имеет место своеобразное разграничение функциональных ролей:

- первая призвана обосновать  мероприятия по стимулированию  экономического роста.

- вторая, меры борьбы с  инфляцией.

Обе теории опираются на наиболее вульгарные и реакционные доктрины неоклассической школы.

     Развитие теоретических постулатов "экономики предложения связано с именами американских экономистов Дж. Гилдера и А. Лэффера. По мнению Дж. Гилдера, " успехи капитализма лежат на стороне предложения". Поэтому задача государственной экономической политики состоит во всемерном стимулировании предложения, с тем "чтобы наградить производителя и поощрить инвестора". Главным инструментом "поощрения" должна стать налоговая политика. Стимулирования предложения путем предоставление финансовых льгот для частных инвесторов автоматически создает, необходимы спрос и приведет, в конце концов, к постепенному оздоровлению капиталистического хозяйства.

     Стимулирующее  воздействие налоговой политики на расширение инвестиционной деятельности монополистических предприятий вовсе не однозначно. Полученные в результате уменьшения налогов прибыли далеко не всегда используются производительно, становясь источником расширения предложения товаров и услуг. Реалии капитализма состоят как раз в том, что имущие слои предпочитают использовать свои свободные капиталы для спекуляций на денежном рынке, поглощения фирм-конкурентов, приобретения долевого участия в существующих компаниях, а не вкладывать их в новые промышленные, строительные и другие объекты. Богатые становятся богаче. Однако капиталистическое хозяйство не получает от этого никаких импульсов к росту производства и производительности труда.

 

1.2. Система власти в неоконсерватизме

В политической сфере к исконно консервативным ценностям были отнесены те, которые обеспечивали социальный мир и консенсус, преемственность и долговечность общественных связей. Именно такие ценности - разделение властей, система сдержек и противовесов, двухпалатная законодательная власть, представительная, а не прямая демократия, права и свободы личности, независимый суд, сильная президентская власть, баланс интересов между федерацией и штатами - как раз и утверждались федеральной Конституцией. В воззрениях неоконсерваторов порой наблюдается своего рода ренессанс идеалов умеренных отцов-основателей США, причем некоторые из них воспроизводились без всяких изменений. Это, например, положение о врожденной предрасположенности человека к злу, как и вытекающий из этого положения вывод - управление обществом не может быть доверено толпе, превращающей демократию в охлократию, оно должно основываться на власти законов, которая заключает в себе вечное противоядие от сиюминутных страстей, как народа, так и правителей.

Примерно такой же точки зрения придерживаются английские консерваторы-трандиционалисты. В качестве важного шага в направлении преодоления наметившегося во второй половине 70-х - начале 80-х гг. “кризиса доверия” консерваторы предлагают восстановление авторитета и престижа власти и правительства. Продолжая развивать традиционный постулат консерваторов о том, что власть - предпосылка всех свобод, они придают первостепенное значение закону и порядку, авторитету и дисциплине. По их мнению, современное “производственное общество” нуждается в повиновении и послушании, и государство для достижения этих целей вправе принимать соответствующие меры. Подлинный порядок в обществе зиждется, по их мнению, на образовании, дисциплине и институтах, а свободу может обеспечивать только сильное государство.

Консерваторы в значительной степени правы, рассматривая власть и необходимость подчинения дисциплине как важный атрибут государственности. И действительно, где нет дисциплины, закона и порядка, там нельзя говорить об эффективности и дееспособности государственно-политических институтов, об их полной легитимности в глазах основных категорий населения. В современных условиях позиции консерваторов по данному кругу вопросов приобретают дополнительную значимость, что в глазах части населения увеличивает их притягательность. Тем более, что представители почти всех национальных вариаций консерватизма пытаются привести новые аргументы в пользу традиционного для него синтеза индивидуализма и авторитета государства, индивидуальной свободы и всеобщей воли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Социальная база

Схемам неоконсерваторов при всей их противоречивости и идеологизированном характере нельзя отказать в гибкости. Они были нацелены на консолидацию нации на консервативной основе, объединение под знаменем консерватизма не только бизнеса, но также фермеров, рабочих, интеллигенции и преодоление узкоклассового характера, который был присущ консерватизму Гувера. Консерваторы не случайно поднимали на щит в первую очередь те ценности, которые были привлекательны в глазах самых разных слоев. И не случайно они отвергли как порочный миф идею о классово-элитарном характере консерватизма и провозгласили его главной объединяющей верой всей нации, поскольку все американцы, от рабочих до миллионеров, были заинтересованы в сохранении непреходящих человеческих ценностей.

Особенность консерватизма 1970-1980-х годов состоит также в том, что из противников научно-технического прогресса консерваторы превратились в убежденных его сторонников, тесно связывая с ним изменения в различных сферах общества. Консерваторы превратились в приверженцев технического прогресса и экономического роста.

Значительное место в конструкциях консерваторов занимают проблемы равенства, власти, демократии, государства. Следует отметить, что в трактовке данного круга проблем большинство неоконсерваторов считают себя решительными защитниками прав человека и основополагающих принципов демократии. Для консерваторов государство - это источник и защитник закона и морали. Без сильного государства общество может оказаться во власти анархии. С другой стороны, сильное государство может оказаться инструментом подавления индивидуальной свободы. Поэтому теоретики современного консерватизма постоянно подчеркивают «важность ассоциации людей, меньшей по размеру, чем государство».

Информация о работе Феномен неоконсерватизма