Феномен неоконсерватизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 08:56, реферат

Описание работы

Для неоконсерваторов характерна приверженность социокультурному и религиозному традиционализму. Поскольку лишь физический, чувственный мир стал считаться единственно реальным, начался упадок религии и восхождение рационализма и материализма. Исходя из подобных установок современные неоконсерваторы делают особый упор на исчезновение уверенности людей в себе, упадки таких традиционных ценностей, как закон, порядок, дисциплина, патриотизм, сдержанность. Они настойчиво приводят доводы и аргументы в пользу восстановления традиционных ценностей и идеалов с их ударением на семью, общину, церковь и другие промежуточные институты.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 27.19 Кб (Скачать файл)

Введение

Консерватизм, как таковой, представляет собой комплекс идей, концепций, социально-философских и идеологических ориентаций, установок, ценностей относительно общества, государственно-политической системы, место в них отдельного индивида. В целом как идеологическое течение консерватизм отражает идеи, идейные установки, ориентации, ценности тех классов, фракций и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-экономического развития, тех привилегированных слоев, которые испытывают все возрастающие трудности и давление со стороны не только демократических сил, но и наиболее динамичных фракций имущих слоев населения. Но не редко консерватизм был своего рода защитной реакцией тех средних и мелких предпринимателей, которые испытывают страх перед будущим. Консерваторы умело используют глубинные традиционалистские и ностальгические тенденции, характерные для психологии массовых слоев населения. Большое значение имеет и то, что консерватизм выдвигается в контексте религиозной социальной философии, как правило претендующей на внеклассовость. Во второй половине ХХ в. социально-экономические и политические изменения в мире заставили консерваторов перейти к требованиям укрепления порядка и законности, сделать упор на противостояние любым начинаниям, способным подорвать стабильность политической системы и уменьшить власть представителей крупного капитала. Так, в 1940-1960-е годы оформилось течение неоконсерватизма. Неоконсерватизм (гр. neos - новый и лат. conservare - охранять) - школа в неоклассическом направлении, которая выступает за сохранение старых принципов построения экономики - частной собственности и свободного предпринимательства, рыночного саморегулирования хозяйства и невмешательства государства в экономику. Формировалось течение неоконсерватизма философами, политологами, историками, подпитывалось лозунгами и программами политиков.

Неоконсерваторы выступают сами инициаторами перемен. В этом плане неоконсерваторы проявили изрядную степень гибкости и прагматизма, умение приспосабливаться к создавшимся условиям. Они четко уловили настроение широких масс населения, требующих принять меры против застоя в экономике, безработицы, стремительно растущей инфляции, расточительства государственных средств, негативных явлений в социальной жизни. Особенность неоконсерватизма 1970-1980-х годов состоит в том, что из противников научно-технического прогресса они превратились в убежденных его сторонников, тесно связывая с ним изменения в различных сферах общества. консерватизм неоконсерватизм штраус кристол

Для неоконсерваторов характерна приверженность социокультурному и религиозному традиционализму. Поскольку лишь физический, чувственный мир стал считаться единственно реальным, начался упадок религии и восхождение рационализма и материализма. Исходя из подобных установок современные неоконсерваторы делают особый упор на исчезновение уверенности людей в себе, упадки таких традиционных ценностей, как закон, порядок, дисциплина, патриотизм, сдержанность. Они настойчиво приводят доводы и аргументы в пользу восстановления традиционных ценностей и идеалов с их ударением на семью, общину, церковь и другие промежуточные институты.

 

1. Современные представления о  неоконсерватизме

«Неоконсерватор -- это либерал, который схвачен за горло реальностью». (Ирвинг Кристол)

Неоконсерватимзм (англ.neoconservatism) -- идеология и политическое движение, стремящееся к распространению в мире традиционных ценностей западной цивилизации и при этом не поддерживающее типичные для консерваторов требования сокращения размера государственного аппарата и расходов на социальное обеспечение.

Отличительной чертой неоконсерватизма является призыв к агрессивному и бескомпромиссному внедрению либерализма и демократии в странах с авторитарными режимами. Это течение оправдывает связанные с этим нарушения принципа невмешательства в суверенные вопросы других государств. В частности, американские неоконсерваторы ради своих целей активно поддерживают применение военной силы против враждебных США стран.

В современной литературе и журналистике за приверженцами неоконсерватизма прочно закрепился термин «неокон».

Основные положения современной неоконсервативной программы были изложены Вильямом Кристолом и Робертом Каганом в 1996 году. Суть их была выражена в следующем:

-США  призваны осуществлять «гуманную  глобальную гегемонию» (англ.benevolent global hegemony) во всём мире на основе своего международного влияния и авторитета, возникшего в результате международной и оборонной политики прошлых лет.

-Авторы  статьи предлагают следующие  «три императива»:

1) Мощное увеличение военного бюджета.

2)Пропаганду  патриотизма и милитаристских  ценностей среди гражданского  населения, «единение народа и  армии», рекрутирование в её ряды как можно больше добровольцев. 3)«Моральная ясность» (англ.moral clarity) действий-- не дожидаясь появления угроз, активно распространять во всем мире американские политические принципы-- демократию, рыночную экономику и уважение к свободе.

И. Горовиц связывает элитизм с неоконсерватизмом, стремящимся утвердить элитизм как основной социальный закон.

Неоконсерваторы выявили слабые стороны учения Дж.Кейнса. Они, в частности, отвергли его положение о том, чтобы государство обеспечивало полную занятость и рост производства путем печатания дополнительного количества денег. Это, по их мнению, усиливает инфляцию и тем самым ухудшает экономическое положение общества. Противники кейнсианства выступили также против того, чтобы государство увеличивало свои доходы путем введения чрезмерно высоких налогов на заработную плату и прибыль бизнесменов, ибо таким способом подрывается материальная заинтересованность работников и предпринимателей в результатах их хозяйственной деятельности.

Неоконсерваторы противопоставили кейнсианству свои теоретические и практические разработки. Они указали на пути и способы, обеспечивающие нормальное количество денег в стране; определили рациональный уровень налогов, способствующий расширению предложения товаров на рынке (детальный разбор взглядов неоконсерваторов дается в 16-й теме).

Значительный вклад в развитие экономической теории внес наиболее видный представитель неоконсервативного течения в США Милтон Фридмен (родился в 1912 г.). С 1948 г. он работал профессором экономики Чикагского университета, где под его началом сформировалась широко известная чикагская школа экономистов. В 1971-1974 годах М.Фридмен был советником президента Р.Никсона по экономическим вопросам, а позже участвовал в разработке хозяйственной политики, основанной на рекомендациях неоконсерваторов. За выдающийся вклад в исследование теории и практики денежного обращения М.Фрид-мен в 1987 г. получил звание лауреата Нобелевской премии. Он является признанным лидером монетаристского направления в экономической теории, которое придает деньгам определяющую роль в хозяйственной жизни и считает, что уровень цен зависит от количества денег в обращении.

Видная роль в критике кейнсианства и в разработке неоконсервативного направления теории в Великобритании принадлежит лауреату Нобелевской премии Фридриху фон Хайеку (1899-1991 гг.). Он всегда выступал непримиримым противником всякого преустройства общества по заранее сконструированным схемам и идеальным моделям. Будучи последовательным сторонником конкурентного рынка, Ф.Хайек резко критиковал практику широкого вмешательства государства в экономику, которая, на его взгляд, является произвольной и ведет к хозяйственным неурядицам.

Стало быть, неоконсерваторы предприняли энергичную попытку вернуть экономическую теорию и хозяйственную практику к признанию принципа невмешательства государства в экономику.

2. Неоконсерватизм Лео Штрауса

Одним из "духовных отцов" неоконсерватизма считается философ Лео Штраус\Leo Strauss, который бежал из нацистской Германии в США. Штраус обнаружил, что либеральное американское общество крайне напоминает Германию времен "Веймарской республики" - слабое в моральном плане и неспособное к самозащите. Штраус призывал к изменению подобных взглядов, поскольку, по его мнению, демократические режимы, неспособные применять силу, обречены на гибель - как это произошло в Германии, где абсолютно демократическим путем власть получил Гитлер. Штраус крайне негативно относился к тоталитарным и авторитарным режимам, считая, что они способны совершить любое преступление. Его нелюбовь к подобным государствам унаследовали современные неоконсерваторы. Исследователи наследия Штрауса ныне считают, что его взгляды в области политики и социологии были марксистскими, а в области экономики - либертарианскими (он выступал за минимализацию контроля государства над экономикой). Сам Штраус считал, что он возрождает практику "классического политического реализма".

· Сторонники«Неоконсерватор -- это либерал, который схвачен за горло реальностью». (Ирвинг Кристол)

Основные положения философии неоконсерватизма Штрауса, сформулированные политологом “Еш Гвуль” Е. В. Реинко:1. Жизнь как основа бытия, противостоящая смерти.2. Сверх-задача человека, как личности, состоит в противопоставлении бездействию воли к жизни.3. Отрицание одиночества человека в своей борьбе с нарастающим хаосом.4. Необходимость создания единой системы рациональных ценностей, и её бережного сохранения - "консервирования". Таким образом "консерватизм" или если угодно "неоконсерватизм" -- это уловка жизни в её вечной борьбе со смертью.Примечательно, что Е. В. Реинко считает главным предшественником неоконсерваторов Уинстона Черчилля.

3. Неоконсерватизм Ирвинга Кристола

В 1973 году Майкл Харрингтон предложил термин «неоконсерватизм» для описания идей либеральных интеллектуалов и политических философов, которые отказывались от принадлежности к доминирующему в тот период времени политическому направлению внутри Демократической партии в пользу новой формы консерватизма. По предположению Харрингтона, данный термин должен был иметь уничижительную окраску, но был, как ни странно, использован Кристолом, как удачное описание идей и политических курсов, предлагаемых в влиятельном американском журнале The Public Interest.

В отличие от либералов, неоконсерваторы отвергали идею больших социальных программ, реализованную Линдоном Джонсоном. В отличие от обычных консерваторов они поддерживали в ограниченной форме идеи государства всеобщего благосостояния, предложенные Ф. Рузвельтом.

В феврале 1979 года Кристол был опубликован на обложке журнала Esquire. В заголовке значилось: «основатель наиболее влиятельной политической силы в Америке-- Неоконсерватизма». Этот год также примечателен публикацией книги Неоконсерваторы: люди, которые изменили американскую политику (The Neoconservatives: The Men Who Are Changing America's Politics). Также как Харрингтон, автор книги Питер Стейнфелс был критиком неоконсерватизма, но был впечатлен их растущим политическим и интеллектуальным влиянием. Ответ Кристола вышел под заголовком «Правдивая признательная исповедь-- возможно единственная-- сторонника консерватизма» «Confessions of a True, Self-Confessed-- Perhaps the Only-- 'Neoconservative'».

Неоконсерватизм, по мнению Кристола, был не идеологией, а системой взглядов, способом рассуждений о политике, а не совокупностью принципов и аксиом. Один из острых критиков Кристола определял неоконсерваторов, как «либералов, которые были ограблены на улице».

Такая реальность, по Кристолу, была совокупностью единиц. В то время как истины «экономики предложения» (supply-side economics)[8], как основы экономического роста было 'sine qua non' (непререкаемое условие) для сохранения современной демократии. Он настаивал, что любая экономическая философия нуждается в расширении «политической философией, моральной философией и даже религиозной мыслью», в которых даже более значимы для современной демократии.

В одной из ранних книг, «Две благодарности капитализму» (Two Cheers for Capitalism), он заявляет, что капитализм (или более строго-- буржуазный капитализм) заслуживает двух благодарностей. Во-первых, за то, что «он работает, в достоточно простом, вполне материальном смысле этого слова». Во-вторых, за то, что он «близок к оценке личной свободы». Эти, не такие маленькие достижения, как он полагал, только в рамках капитализма и возможно развивать. Но это также и возлагает большой «духовный груз» на индицидуальный и социальный порядок. Поскольку это не позволяет индивидуальным встречающимся в реальности человеческим потребностям, это создает духовное недомогание, что ставит под угрозу легитимацию социального порядка. Более чем что-либо ещё это заставлет воздерживаться от третьего достижения неоконсерватизма.

4. Неоконсерватизм и государство

Государство неоконсерваторов должно было основываться на моральных принципах и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность образовывать политические ассоциации, развивая институты гражданского общества, сохраняя сбалансированность отношений общества с природой и т.д.

Наряду с признанием того, что предпочтительным политическим устройством для такой модели взаимоотношений гражданина и государства является демократия, теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, 3. Бжезинский, Н. Кристалл и др.) уделяли большое внимание разработке программ, преодолевающих дефицит управляемости обществом (из-за чрезмерного вовлечения в политику населения), защищающих государство от социальных «перегрузок», модернизирующих механизмы защиты элитизма, совершенствующих средства урегулирования конфликтов и проч. При этом в американских версиях неоконсерватизма акценты, как правило, делались на определении путей эволюции государственности и организации власти, в то время как в западноевропейских течениях предпочтение отдавалось сохранению социокультурной среды, усовершенствованию нравственных традиций общества и стимулированию социальной активности индивида.

Предлагаемые неоконсерватизмом программы экономического роста и сохранения политической стабильности, предполагавшие разрешение проблем, вызванных ростом благосостояния, новое понимание роли планирования, регулирования уровня занятости и т.д., не могли решить многие вопросы общественного развития государств, втягивавшихся в постиндустриальный период эволюции, таких как инфляция, обнищание населения и т.п. Однако по сравнению с его способностью дать человеку относительно целостную картину мира, отвечающую его основным нуждам и запросам, все эти частности отходили на второй план. Главное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение к действительности с моральными принципами, дал людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством.

Информация о работе Феномен неоконсерватизма