Достоинства и недостатки избирательной системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность заявленной темы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, от решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов все уровней, в значительной степени зависит общее направление движение страны на обозримый период. Во-вторых, необходимость укоренить постулат о существовании России как демократического государства в сознании каждого гражданина и сделать демократию потребностью широких масс населения. В-третьих, цивилизация выборов и избирательные процедуры занимаю свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Избирательная система и избирательное право:
теоретический аспект
Понятия «избирательная система» и «избирательное право»…….5
Типы избирательных систем………………………………………...6

Глава 2. Избирательная система в РФ
2.1. Основные принципы избирательных систем и избирательного права в РФ………………………………………………………………………7
2.2. Источники правового регулирования, подготовки и проведения выборов в РФ…………………………………………………………………...9
2.3. Особенности избирательной системы в РФ……………………...11

Глава 3. Достоинства и недостатки избирательной системы в РФ………..12
Заключение…………………………………………………………………….15
Список использованных источников и литературы………………………...16

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 37.70 Кб (Скачать файл)

К особенности избирательной системы России так же можно отнести отсутствие специального раздела об избирательной системе в Конституции РФ. При его наличии были бы закреплены общие принципы избирательной системы. Конституция РФ в самой общей форме закрепляет активное и пассивное избирательное право5 и определенный порядок избрания Президента Российской Федерации6. Между тем незыблемые общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях.

Что касается типа избирательной системы, то выборы в Российской Федерации протекают на основе мажоритарно – пропорциональной (смешанной) системе. Часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой. Обязательное наличие нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий. Выборы в Российской Федерации проходят в соответствии с законодательством по мажоритарной системе (выборы президента РФ) и по пропорциональной системе (выборы депутатов Государственной Думы). Первоначально (с 1993 г. по 2006г) выборы в Думу осуществлялись на основе смешанной системы.

 

3. Достоинства  и недостатки избирательной системы  в Российской Федерации

18 мая 2005 г. был принят Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»7, согласно которому выборы депутатов Государственной Думы теперь проходят по пропорциональной избирательной системе. При этом депутаты получают места в законодательном органе пропорционально числу голосов, поданных избирателями за федеральные списки кандидатов. Таким образом, пропорциональная система уравнивает шансы регионов на их адекватное представительство во власти, ведь каждый регион нашей страны населяет разное количество избирателей. Несомненно, при голосовании избирательного округа с населением более миллиона и округа с числом проживающих  до 50 тысяч человек возникают диспропорции.

Говоря же о недостатках, необходимо отметить следующее. Во-первых, по мнению экспертов, в частности бывшего председателя Центральной избирательной комиссии РФ А.А. Вешнякова, в партийных списках иногда оказываются сомнительные личности, которые появляются неизвестно откуда8. Это серьезная проблема, которую нельзя не замечать. Некоторые журналисты и политологи утверждают, что места в проходной части списка кандидатов продаются за большие деньги (разумеется, нелегально). Но это недостаток не избирательной системы, а правоприменительной практики. Необходимо обеспечить открытость партийных списков, их финансовую чистоту. Законодатель должен определить порядок проверки информации о кандидатах и ответственность в случае недостоверности.

Во-вторых, пропорциональная избирательная система сегодня полностью лишает прохождения в законодательный орган индивидуальных кандидатов (самовыдвиженцев), не партийных функционеров. Многие активные участники гражданского общества, религиозные деятели, правозащитники принципиально не являются членами политических партий. Некоторым категориям, как, например, членам Общественной палаты РФ, закон запрещает членство в партиях. Безусловно, в названном выше Федеральном законе  установлено  право  партии вносить в списки кандидатов лиц, не являющихся ее членами.  Но в условиях главенствования партийного аппарата в вопросах составления списков кандидатов реализация такой нормы – сложная проблема. Возможным выходом являлось бы закрепление обязательных квот для общественных организаций в списках кандидатов, но такое предложение весьма спорно с точки зрения принципов российской избирательной системы.

Еще одним недостатком можно назвать снижение информированности избирателей о кандидатах. Избирателю предоставляется исчерпывающая информация лишь о лидерах партийного списка. А мнение об остальных кандидатах является отражением нашего отношения к видным деятелям партий. Бывает так, что они не планируют идти в законодательный орган.

Важной частью пропорциональной избирательной системы является электоральный барьер. Действующим законодательством при выборах депутатов Государственной Думы барьер установлен в размере не менее 7% от числа принявших участие в выборах, а при выборах депутатов Московской городской Думы Избирательный кодекс города Москвы установил его в размере 10% от числа принявших участие в выборах.   Не приведет ли это  к возникновению в стране моно- или двухпартийной системы? Как показывают результаты голосования, барьер непросто преодолеть. Законом предусмотрено необходимое наличие не менее двух партий в законодательном органе. Это, разумеется, не обеспечит адекватного представительства населения в Государственной Думе. Чтобы этого избежать, необходимо установить необходимый минимум хотя бы  из четырех партий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог, можно отметить, что на текущий момент в России действуют четыре избирательные системы: мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (так избирается Президент РФ); мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах половины депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах) и полностью пропорциональная система при выборах в Государственную Думу. Такая ситуация, когда по-разному избираются разные органы, существует во многих зарубежных странах, в том числе, во Франции, в Бразилии и некоторых других.

Особенностью избирательной системы Российской Федерации является крайняя усложненность и запутанность нашего законодательства. В свое время наши советские законы были крайне скупы. Теперь количество слов приводит к ухудшению качества и степени знакомства населения с законами. Однако много вопросов можно решать не с помощью законов, а используя подзаконные акты.

В современной России на формирование избирательной системы влияют различные силы. Среди них есть те, кто искренне надеется отшлифовать демократические процедуры формирования реально представительной власти. Но есть и такие, которые пытаются сформировать избирательную систему таким образом, чтоб победа всегда была за ними. Самой важной задачей сегодняшнего дня является необходимость добиться того, чтобы принципы избирательного права, закрепленные в нормах российского избирательного законодательства,  не нарушались при организации и проведении выборов, что обеспечит стабильность государственных институтов и государства в целом.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993, официальный текст с изменениями на 1 января 2009 года, ст.32, ст.81
  2. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 №5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) //17.10.2013
  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ (ред. От 27.07.2010) от 12.06.2002 //18.10.2013
  4. Введение в политологию: Учебник для студентов высших учебных заведений / Авт. колл.: Пугачев В. П. и др. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект пресс, 2003. – 477с.
  5. Обществознание: полный справочник / Авт. колл.: П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: Астрель, 2013. – 478 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 п.2 ст.32 гл.2 Конституции РФ от 12.12.1993

2 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148886/ 
© КонсультантПлюс, 1992-2013

3 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148886/ 
© КонсультантПлюс, 1992-2013

 

4 п.2 ст.32 гл.2 Конституции РФ от 12.12.1993

5 ст.32 гл.2 Конституции РФ от 12.12.1993

6 ст.81 гл.4 Конституции РФ от 12.12.1993

7 СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.

 

8 Вешняков А.А. Судьбы партий определят избиратели // Труд-7. 2004. № 111.

 


Информация о работе Достоинства и недостатки избирательной системы в РФ