Избирательная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 21:50, доклад

Описание работы

Граждане Российской Федерации по-настоящему получили право «избирать и быть
избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие
годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а значит, лишь
декларативными, но отнюдь не демократическими.
Государственная власть научилась использовать всю мощь государственного
механизма (государственной машины) для достижения собственных целей.
Немалую роль в предвыборных избирательных компаниях стали играть средства
массовой информации. Они умело формируют мнение граждан, подстегивают их к
поддержке того или иного кандидата (партии). Контроль за центральными
средствами массовой информации обеспечивает победу на выборах

Файлы: 1 файл

Политология. Доклад..docx

— 34.58 Кб (Скачать файл)

Избирательная система РФ

Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и

быть избранными в органы государственной власти и органы местного

самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской

Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как

непосредственно, так и через своих представителей.»

 

Граждане Российской Федерации по-настоящему получили право «избирать и быть

избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие

годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а значит, лишь

декларативными, но отнюдь не демократическими.

Государственная власть научилась использовать всю мощь государственного

механизма (государственной машины) для достижения собственных целей.

Немалую роль в предвыборных избирательных компаниях стали играть средства

массовой информации. Они умело формируют мнение граждан, подстегивают их к

поддержке того или иного кандидата (партии). Контроль за центральными

средствами массовой информации обеспечивает победу на выборах. Думается, что

такие выборы нельзя в полной мере назвать демократичными.

Избирательная компания со стороны представителей государственной власти

ведется отнюдь не демократичным способом: осквернение чести и достоинства

возможных конкурентов; компроматы; использование госаппарата и

государственных средств массовой информации сугубо в одностороннем порядке

для выражения своих интересов.

Созданы опасные прецеденты манипулирования мнением гражданам Российской

Федерации, что отнюдь не идет на пользу развития демократии и

государственности России.

 

1.    ПОНЯТИЯ И  ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА  РФ

 

Избирательное право, являясь совокупностью конституционно-правовых норм,

образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации,

один из наиболее значимых его институтов, и регулирует такие общественные

отношения, которые складываются, при выборах Президента Российской

Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти

Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти

и     органы местного самоуправления.

Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения

одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из

субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное

избирательное право — право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации

участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы

местного самоуправления; пассивное избирательное право — право избираться, т.е.

право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной

власти и в выборные органы местного самоуправления

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими

являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы,

определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

1) Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе

Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения,

автономной области, автономных округов;

2) Федеральный конституционный  закон от 10 октября 1995 г. №2-ФКЗ «О

референдуме Российской Федерации»;

3) Федеральные законы, а также  законы субъектов Российской  Федерации,

подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы

государственной власти и органы местного самоуправления:

4) указы и распоряжения Президента  Российской Федерации, акты глав

администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов

Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

 

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями

Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.

Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные

органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим

непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство

гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты

демократических принципов и норм избирательного права.

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и

прямого избирательного права при тайном голосовании

 

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным.

Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с

целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его

свободное волеизъявление.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей

полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения

Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской

Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом.

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по

достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации,

федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами

законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов

Российской Федерации,  - быть  избранным в органы государственной власти в

выборные органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от

пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и

должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,

принадлежности к общественным объединениям.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом

недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по

приговору суда.

Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных

(представительных) органов государственной  власти субъектов Российской

Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения

гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные

с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на

определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню

проводимых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может

превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы

государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах

главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта

Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления;

сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать

одного года.

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью

находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой

деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации,

федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами

законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов

Российской Федерации.

Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях.

Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации "за" или "против"

кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, то есть

исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.

 

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок

выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные государственные

органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые

непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными

законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти

субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного

самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и

иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов

государственной власти субъектов Федерации.

.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей

совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная

система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять

их нельзя.

Избирательная система и избирательное право Российской Федерации базируются

на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации,

обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих

гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.

 

2.1. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ

 

Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных

дней, обычно в воскресенье. Исключения в установлении дня голосования могут

быть предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными

правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной

власти субъектов Российской Федерации.

О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны

оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через

средства массовой информации.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или

иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет

прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей,

должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем

заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой

избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить

тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления

избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса

избирателя при установлении итогов голосования.

Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном

бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату

(кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к

позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)".

По закону каждый избиратель должен голосовать лично,  голосование за других

лиц не  допускается, но практика, к сожалению показывает, что существуют

нарушения закона и иногда (вне закона) разрешается проголосовать

родственникам. Этому служит пример выборов в Московскую Городскую Думу в 2001

году. Мне известен случай, когда на избирательном участке было разрешено

матери проголосовать по паспорту дочери.

Избирательные  бюллетени  выдаются избирателям, включенным в список

избирателей,  по  предъявлению  паспорта  или иного документа,

удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана

обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том

числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным

причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у

участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество

переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной

избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности

проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено

избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой

избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие

по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве,

соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей,

использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в

отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для

голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне

помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация

голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность

нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления

избирателя.

Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных

кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц.

Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень,

вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом

участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень

должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не

менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избиратель

удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные

ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой

Информация о работе Избирательная система РФ