Избирательная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 12:35, контрольная работа

Описание работы

В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправные субъекты мира политики и управления.
Сегодня как никогда ощущается потребность в конструктивных идеях в различных областях общественной и государственной деятельности. В нашей стране уже сложилась практика правового решения таких сложных проблем, как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Основы избирательного права
1.1 Понятие и соотношение выборов, избирательного права и избирательной системы в науке конституционного права…………………….4
1.2 Источники правового регулирования подготовки и проведения выборов в РФ……………………………………………………………………..7
2. Избирательный процесс
2.1 Основные принципы избирательного права РФ…………………….9
2.2 Основные этапы подготовки и проведения выборов……………….13
2.3 Ответственность за нарушение избирательных прав граждан…….34
Заключение………………………………………………………………..38
Библиографический список……………………………………………...40

Файлы: 1 файл

KP_katya.docx

— 47.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1. Основы избирательного  права

1.1 Понятие и соотношение  выборов, избирательного права и  избирательной системы в науке конституционного права…………………….4

1.2 Источники правового  регулирования подготовки и проведения выборов в РФ……………………………………………………………………..7

2. Избирательный процесс

2.1 Основные принципы избирательного  права РФ…………………….9

2.2 Основные этапы подготовки и проведения выборов……………….13

2.3 Ответственность за  нарушение избирательных прав граждан…….34

Заключение………………………………………………………………..38

Библиографический список……………………………………………...40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Недостаточно объявить Россию демократическим государством, включив в Конституцию страны соответствующее положение. Главное – добиться, чтобы этот постулат прочно укоренился в сознании миллионов граждан, сделать демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую роль в этом процессе играют выборы и референдум.

В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправные субъекты мира политики и управления.

Сегодня как никогда ощущается потребность в конструктивных идеях в различных областях общественной и государственной деятельности. В нашей стране уже сложилась практика правового решения таких сложных проблем, как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.

1. Основы избирательного  права

1.1 Понятие и  соотношение выборов, избирательного  права и избирательной системы  в науке конституционного права

Понятия «избирательная система» и «избирательное право» во многом совпадают, а в обиходе часто употребляются как идентичные. Тем не менее, определенное различие между ними все же имеется.

Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования. Термин «избирательная система» имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Первая означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая – распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства, когда победителем является кандидат, получивший 50% голосов плюс один от проголосовавших избирателей, или система относительного большинства, когда победителем становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат). В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему.

Понятие избирательного права тоже употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это опять же вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права, а в узком смысле – нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право). Активное избирательное право – это право избирать, а пассивное – право быть избранным.

Понятия «избирательная система» и «избирательное право» носят собирательный характер. В Российской Федерации они включают в себя, по существу, четыре различные подсистемы, устанавливающие порядок избрания гражданами соответствующих органов государственной власти:

1) Президента РФ;

2) депутатов Государственной Думы;

3) депутатов законодательных органов субъектов РФ;

4) органов местного самоуправления.

Каждая из этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении пассивного избирательного права, порядка определения результатов голосования и по ряду других весьма важных условий.

Важной чертой российского избирательного права (избирательной системы) является то, что в самом главном порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией РФ и федеральными законами, т.е. без регулирования со стороны субъектов Федерации.

Выборы – весьма эффективная форма не только идеологического, но и политического воспитания граждан, прежде всего молодежи. Именно выборы способствуют формированию активной жизненной позиции, о необходимости которой так много впустую говорили в предшествующий период истории страны.

Выборы – это способ воспитания стремления к свободе, сопряженной с ответственностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но и к десяткам, сотням тысяч своих сограждан.

И, наконец, выборы – это мощный инструмент воздействия на политическую власть, которая, стремясь сохранить свои позиции в публичных органах, выполняет волю избирателей, отраженную не только в предвыборных программах и наказах, но и в повседневной общественной жизни.

Выборы – важнейший институт организации и функционирования публичной власти в современных политических обществах. Они составляют новую проблемную область и сферу профессиональной деятельности. В современной науке феномен власти вообще и выборной власти в частности осмысляется представителями самых различных профессий, и прежде всего юристами, историками, политологами и политиками. Сегодня, как и вчера, политики не только выстраивают конкретные схемы общественного устройства, но и реализуют абстрактные виды стратегии и тактики изменения существующих институтов государственной власти и управления; юристы не ограничиваются вопросами формулирования норм позитивного права и законодательства, регламентирующего власть в ее необходимых проявлениях, а активно включаются в обоснование политической практики превращения желаемого образа государства и права в реальность.

Современное понятие выборной демократии и избирательного законодательства как системы государственно-правовых институтов, основанных на политическом волеизъявлении граждан и регулирующих их участие в избирательном процессе, отличается от представлений, выработанных в прошлом. Новое избирательное право составляет значительную по своему объему и воздействию область юридических действий, правил и процедур, обеспечивающих политическую ротацию и передачу власти по итогам регулярно проводимых выборов.

1.2 Источники правового  регулирования подготовки и проведения  выборов в Российской Федерации

Легитимность выборов на всех уровнях требует, чтобы они опирались на прочную правовую базу. Буквально все этапы избирательного процесса, начиная от создания избирательных комиссий и кончая объявлением результатов голосования, таят опасность злоупотреблений, избежать которых можно только через детальное правовое регулирование. Россия не имеет пока значительного опыта проведения избирательных кампаний и необходимого доверия населения к органам, организующим выборы. В ходе избирательных кампаний возникает много споров и даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с этим, законодательство о выборах предусматривает весьма частую возможность обращения в суд.

Избирательное право включает следующие правовые источники:

1) Конституция РФ, закрепляющая  основные принципы избирательного  права и порядок избрания Президента  РФ и депутатов Государственной Думы;

2) Федеральный закон «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации» (в редакции от 30 января 2007 г.), включающий общие для Федерации  и ее субъектов требования  к порядку организации выборов, составляющие основные гарантии  избирательных прав граждан. Значение  этого Закона исключительно велико: акты законодательных органов  государственной власти субъектов  РФ о выборах в свои органы  власти, а также о выборах в  органы местного самоуправления  не могут противоречить данному  Федеральному закону;

3) федеральные законы  «О выборах Президента Российской  Федерации» (в редакции от 30 декабря 2006 г.), «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации» (в редакции от 30 декабря 2006 г.), «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» (в редакции от 1 декабря 2006 г.) и «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в редакции от 12 июля 2006 г.);

4) Федеральный конституционный  закон «О референдуме Российской  Федерации» (в редакции от 30 декабря 2006 г.), регулирующий порядок реализации  права граждан на участие в  референдуме и проведения референдума;

5) другие федеральные  избирательные законы;

6) указы Президента РФ, которые издаются по вопросам  организации и проведения выборов, например, о сроках проведения выборов в Государственную Думу и др.;

7) нормативные акты Центральной  избирательной комиссии, постановления, инструкции и разъяснения, которые  детализируют порядок проведения  выборов (например, о порядке формирования  участковой избирательной комиссии, о порядке поступления денежных  средств в избирательные фонды и проч.);

8) конституции республик, уставы краев, областей, городов  федерального значения, автономной  области, автономных округов и  принимаемые ими законы, акты  глав администраций и избирательных  комиссий, регламентирующие порядок  избрания глав администраций (президентов) и депутатов законодательных  органов субъектов РФ, а также  органов местного самоуправления.

 

 

 

 

2. Избирательный  процесс

2.1 Принципы избирательного  права Российской Федерации

Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

  1. Обязательность выборов

Данный принцип основан на политико-правовом требовании, чтобы выборы в демократическом правовом государстве являлись единственным юридически гарантированным и легитимным способом формирования органов государственной власти. Обязательность выборов предполагает, что компетентные государственные органы должны регламентировать время деятельности выборных институтов публичной власти и обеспечивать их воспроизводство на регулярной основе через избирательный процесс.

Общий правовой режим обязательности проведения всех видов выборов установлен в статье 9 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при этом основной акцент сделан, главным образом, на условиях и процедуре назначения выборов. Региональная практика организации и проведения выборов показала, что введение института назначения выборов не гарантирует в полном объеме обязательности их проведения. Открытой остается проблема отмены и переноса срока назначенных выборов.

Информация о работе Избирательная система РФ