Достоинства и недостатки избирательной системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность заявленной темы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, от решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов все уровней, в значительной степени зависит общее направление движение страны на обозримый период. Во-вторых, необходимость укоренить постулат о существовании России как демократического государства в сознании каждого гражданина и сделать демократию потребностью широких масс населения. В-третьих, цивилизация выборов и избирательные процедуры занимаю свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Избирательная система и избирательное право:
теоретический аспект
Понятия «избирательная система» и «избирательное право»…….5
Типы избирательных систем………………………………………...6

Глава 2. Избирательная система в РФ
2.1. Основные принципы избирательных систем и избирательного права в РФ………………………………………………………………………7
2.2. Источники правового регулирования, подготовки и проведения выборов в РФ…………………………………………………………………...9
2.3. Особенности избирательной системы в РФ……………………...11

Глава 3. Достоинства и недостатки избирательной системы в РФ………..12
Заключение…………………………………………………………………….15
Список использованных источников и литературы………………………...16

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 37.70 Кб (Скачать файл)

Оглавление

                                                                                                                         Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

Глава 1. Избирательная система и избирательное право:

теоретический аспект

    1. Понятия «избирательная система» и «избирательное право»…….5
    2. Типы избирательных систем………………………………………...6

 

Глава 2. Избирательная система в РФ

     2.1.    Основные принципы избирательных систем и избирательного права в РФ………………………………………………………………………7

    2.2.     Источники правового регулирования, подготовки и проведения выборов в РФ…………………………………………………………………...9

      2.3.     Особенности избирательной системы  в РФ……………………...11

 

Глава 3. Достоинства и недостатки избирательной системы в РФ………..12

Заключение…………………………………………………………………….15

Список использованных источников и литературы………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях становления и развития в России демократического правового государства  народовластие является реальной конституционной основой всей российской государственности, механизмом ее формирования и дальнейшего развития. Избирательное право является одним из важнейших субъективных прав российских граждан. Его высокое значение закреплено не только  в Конституции РФ, а так же в Федеральном законе и в других актах.

Актуальность заявленной темы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, от решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов все уровней, в значительной степени зависит общее направление движение страны на обозримый период. Во-вторых, необходимость укоренить постулат о существовании России как демократического государства в сознании каждого гражданина и сделать демократию потребностью широких масс населения. В-третьих, цивилизация выборов и избирательные процедуры занимаю свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства.

Целью данного реферата является рассмотрение сущности избирательной системы в России, выявление положительных и негативных аспектов. Объектом исследования является структура российской избирательной системы, а так же принципы ее организации.

Исходя из поставленных целей, в работе были решены следующие задачи. Рассмотрены виды избирательных систем и их отличительные черты, изучен алгоритм подготовки и выборов в Российской Федерации, выявлены достоинства и недостатки избирательной системы в нашем государстве.

В процессе написания реферата в работе использовались следующие группы источников. Прежде всего, это нормативно – правовые акты, а именно Конституция РФ. Так же научные статьи из различных журналов, реферативных сборников.

 

В качестве методологической базы использовались следующие методы. Раскрытие сути понятия «избирательная система», исследование взаимосвязи избирательной системы с избирательным правом, рассмотрение принципов российской избирательной системы, анализ источников правового регулирования проведения выборов в РФ и выявление особенностей российской избирательной системы, в том числе ее преимуществ и недостатков.

 

1.Избирательная  система и избирательное право: теоретический аспект

1.1 Понятия «избирательная  система» и «избирательное право»

В отечественной и зарубежной литературе нет единой точки зрения на понятие «избирательная система». Многие ученые под избирательной системой понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, а также осуществление взаимодействия между избирателями и депутатами. Вместе с тем, никто не возражает, что избирательная система есть государственно-  правовой институт. Но из приведенного определения выпадает упоминание о нормах права, что ставит под сомнение его научность.

С другой стороны в большинстве зарубежных стран под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов. В этом случае важнейший политико-правовой институт сведен только к технико-процедурным нормам, которые лишь в незначительной мере являются отражением политики и права.

Избирательную систему можно определить как совокупность юридических норм, устанавливающих принципы, на основе которых осуществляются выборы, право избирать и быть избранным, ответственность депутатов и других выборных лиц за свою деятельность перед избирателями, порядок организации и проведения выборов. Это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу выборов. Поскольку эти отношения с общественной точки зрения имеют большое значение, то они регулируются правовыми нормами, система которых и составляет избирательное право (правовой институт). Однако некоторые ученые считают, что в будущем оно станет подотраслью конституционного права.

Обеспечивая представительство воли народа, а также формирование жизнеспособных и эффективных органов власти, избирательная система является главным регулятором выборов.

Избирательное право является одним из компонентов избирательной системы. В узком смысле слова – это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право). В широком смысле слова под избирательным правом понимаются избирательные законы и иные акты, например, инструкции, разъяснения. Избирательное право является одним из уникальных прав человека. Оно предоставляет возможность контроля над деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, вплоть до полной смены ее состава. В соответствии с Конституцией РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными1. Данное право в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства.

 

1.2. Типы избирательных  систем

Представительная демократия выработала два основных типа формирования гражданами органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.

Мажоритарная система (от фр. majoritaire-большинство) представляет собой систему определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, установленное законом большинство голосов. При относительном большинстве победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Для победы на таких выборах число голосов может быть меньше 50%. Данная избирательная система характерна для Индии, Канады, США и др. При выборе президента в России и Франции используется принцип абсолютного большинства. Для победы кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос.

Что касается пропорциональной избирательной системы, то это система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Применяется при выборах депутатов российской Государственно Думы, а также при выборах в Израиле, Италии и др.

Помимо двух основных типов избирательных систем существует третий тип: мажоритарно – пропорциональная (смешанная) избирательная система. При такой системе часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системе. Существует обязательный нижний предел, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий.

 

2. Избирательная система в Российской Федерации

2.1. Основные принципы избирательной системы и избирательного права в РФ

Избирательная система и избирательное право Российской Федерации базируется на основных гарантиях избирательных прав граждан РФ, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании2.

Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин РФ, достигший 18 лет вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действий, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления3.

Принцип равенства. Кандидаты имеют в процессе выборов равные права. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов.

Прямые выборы означают, что избиратели непосредственно осуществляют свой выбор (без промежуточных ступеней, таких как, например, выборщики, и т.п.).

Свободные выборы означают, что они основываются на свободном осуществлении гражданами своего конституционного права избирать и быть избранными4.  Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан путем защиты демократических принципов и норм избирательного права. Никто не вправе принудить гражданина к участию или неучастию в выборах.

Все выборы проводятся тайно, осуществляя принцип тайного голосования. Избиратель имеет право не сообщать никому о сделанном им выборе. Таким образом, обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательного бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

Избиратель голосует непосредственно за кандидата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата, реализуя принцип непосредственности.

Принцип состязательности заключается в альтернативной основе. Избиратель должен иметь право выбора никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам.

Общественность может осуществлять контроль над проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках. Так реализуется принцип гласности.

 

2.2. Источники правового  регулирования и проведения выборов  в Российской Федерации

Прочная правовая база обеспечивает легитимность выборов на всех уровнях. Начиная от создания избирательных комиссий, до объявления результатов голосований, то есть на всех этапах голосования возможно возникновение злоупотребления. В ходе самой избирательной компании возникает множество споров и конфликтов между кандидатами.

Избирательное право российской Федерации базируется на следующих источниках, являющихся правовой базой организации и проведения выборов в Российской Федерации.

1). Конституция РФ. Закрепляет  основные принципы избирательного  права и порядок избрания президента  РФ и депутатов Государственной  Думы. (Принята всенародным голосованием 12.12 1993). (С учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ);

2). Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. От 27.07.2010) «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Содержит в себе общие для Федерации и ее субъектов требования к порядку организации выборов, составляющие основные гарантии избирательных прав граждан. Значение этого Закона велико: акты законодательных органов государственной власти субъектов РФ о выборах в свои органы власти, а также о выборах в органы местного самоуправления не могут противоречить данному Федеральному закону;

3). Федеральные законы – «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 №19-ФЗ, «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 №51-ФЗ (ред. от 27.07.2010), «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 №184-ФЗ и «Об обеспечении конституционных прав граждан российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» от 26.11.1996 №138-ФЗ (ред. 09.11.2009);

4). Федеральный конституционный  закон «О референдуме Российской  Федерации» от 28.06.2004 №5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) . Данный закон регулирует  порядок реализации прав граждан  на участие в референдуме и  проведения референдума;

5). Другие федеральные избирательные законы;

6). Указы президента РФ, которые издаются по вопросам  организации и проведения выборов;

7). Нормативные акты центральной  избирательной комиссии, постановления, инструкции и разъяснения, детализирующие  порядок проведения выборов;

8). Конституции и уставы  субъектов Российской Федерации, регламентирующие порядок избрания  глав (президентов) и депутатов законодательных  органов объектов РФ и органов  местного самоуправления.

 

 

2.3. особенности  избирательной системы в Российской  Федерации

Российская избирательная система, относительно молодая по сравнению с зарубежной и  применявшейся в течение десятилетий  советской избирательной системами.

Одной из основных особенностей избирательной системы Российской Федерации является то, что порядок избрания Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Таким образом, регулирования со стороны субъектов Федерации невозможно. Субъектам Федерации предоставлено право принимать правовые акты по вопросам организации и проведения выборов (составление списков избирателей, создание избирательных участков, формирование избирательных комиссий). Этим положением  Россия отличается от других стран, например, от США.

Информация о работе Достоинства и недостатки избирательной системы в РФ