Анализ политологии в системе гуманитарного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:15, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является анализ политологии в системе гуманитарного образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
охарактеризовать объект, предмет и основные функции политологии;
проанализировать основные методы и категории политологии;
определить место политологии в системе гуманитарных наук.

Файлы: 1 файл

РЕФ политология.docx

— 47.93 Кб (Скачать файл)

Однако традиционное понимание  политической системы среди отечественных  ученых не исключает понятий, входящих во вторую и третью группу, но, как  нам кажется, не придает ясности  анализу политических систем ни по одному из признаков: ролевому, функциональному, институциональному.

Пятая группа понятий позволяет  анализировать политический процесс  во всей его совокупности: революция, реформы, политическая модернизация, избирательная  кампания, конфликты, политическое событие, ситуация, обстановка и др.

Шестая группа понятий, пользующаяся в последнее время признанием многих специалистов, науки, охватывает в основном область политического  сознания. Речь идет о таких понятиях, как политическая психология, способствующая выработке у человека непосредственных мотивов и установок политического  поведения; политическая идеология, являющаяся мощным мобилизующим средством, в котором  сходятся коллективное и индивидуальное; политическая культура, показывающая насколько человеком освоены  общезначимые образцы политической деятельности, насколько ему удалось  возвысить свою субъективность до признаваемых в обществе культурными нормами мыслительной и практической деятельности: политическая социализация как вхождение человека в политику, его подготовка и включение в отношения власти; политическая пропаганда, имеющая априорно чисто технический характер, однако, представляющая собой основной способ сознательного воздействия на представления, которые структурируют мир политики.

Формирование понятийного  аппарата политологии относится  к числу наиболее дискуссионных  проблем данной науки. Есть такое  выражение: «работа с понятиями». Рассматривая в данном случае вопрос конвенциональной техники работы с понятиями, принято выделять четыре ее аспекта. Первый следует отнести к инструментальному характеру понятий. В прагматическом смысле последние являются инструментарием науки и основанием для их признания служит прежде всего пригодность для научного познания. Каждая категория выступает лишь средством выделения того или иного явления из всей их совокупности и представляет собой только гипотезу, к построению которой исследователя побуждает практический интерес к познанию сущности явления. Второй аспект относится к точности образования понятий, чем, собственно, и определяется научная пригодность используемой категории. Третий – связан с рационализацией пользования политическим языком, выражающей требование освобождения понятий от многозначности. Публикация политических словарей, полагаю, благотворно влияет на решение этой проблемы. Важно отметить еще и четвертый аспект “согласительной” техники работы с понятиями – это способы обращения с основными из них.

Существует мнение, что  основные понятия науки не являются каким-то фундаментом, на котором возводится ее здание, что они представляют собой только инструментарий. Основанием науки может служить только действительность, даже и в том случае, если ее понятийное постижение отсутствует или является еще слабым. Делается вывод, что основные понятия частных наук носят только операциональный характер, который имеет мало общего с поиском абсолютной истины. Соглашаясь в принципе с этими доводами, нельзя однако отрицать того факта, что изложение основных понятий всегда представляет собой нечто вроде теории.

В политологии представляется возможным разделить методы на две  группы: традиционные и новые. К первой группе относятся следующее:

Исторический метод. Важность применения в политическом анализе  исторического метода в огромной степени обусловлена потребностями  политической практики, ибо своевременное  и правильное его применение позволит избежать проявлений волюнтаризма и  субъективизма в политике. Кроме  того, точное и полное отражение  истории изучаемого политического  явления, события предполагает также  воспроизведение конкретных черт и  специфических особенностей, присущих им в конкретных исторических условиях.

Метод сравнения. С точки  зрения формальной логики всякое сравнение  – это действие, направленное на установление признаков сходства или  различия двух или более сопоставимых событий, явлений, так как «кто знает одно, не знает ни одного». Известно и высказывание Юма: «Если хотите знать греков и римлян – изучайте англичан и французов». Сравнительный метод в политике ориентирует, прежде всего, на раскрытие общих черт политической жизни разных стран, народов и эпох. Однако только этим он ограничиться не может, так как в политике мы имеем дело с системами особой сложности. К примеру, в политике, как нигде, большое значение имеют такие «подвижные переменные», как личность лидера, динамика политических ситуаций, процессов, соотношение и расстановка политических сил; как участников политических событий, характер внешних и внутриполитических конфликтов, разработка, принятие и реализация политических решений, поведение избирателей и др. Поэтому сравнительный метод не может фиксировать лишь общие черты политических систем, режимов, а должен выявлять и специфику их функционирования и развития.

Системный подход. В настоящее  время он занимает одно из ведущих  мест в научном познании вообще. Наиболее широкое применение системный  подход находит при исследовании сложных развивающихся объектов – многоуровневых, как правило, самоорганизующихся. К ним, в частности, и относятся  политические системы, организации, институты. При системном подходе объект рассматривается как множество  элементов, взаимосвязь которых  обусловливает целостные свойства этого множества. Например, среди  политических институтов важное место  принадлежит государству. При его  анализе основной акцент делается на выявлении многообразия связей и  отношений, имеющих место как  внутри государства (системы), так и  в его взаимоотношениях с внешним  окружением (другими политическими  институтами внутри страны, государствами). Государство структурно представлено многими элементами. Среди них  основным является аппарат управления, состоящий, в свою очередь, из сотен  элементов. Системный подход в политологии одним из первых применил Д. Истон (США). Подробно его концепция изложена в теме «Политические системы».

В силу чрезвычайно большого числа элементов, составляющих объекты  политического характера, при системном  подходе требуется использование  современной вычислительной техники.

Структурно-функциональный анализ. Используя структурно-функциональный подход, политолог определяет важнейшие  структуры и пытается проследить их функции или же анализирует  определенные действия в обратном порядке  – вплоть до структур, породивших их, не руководствуясь при этом какой-то конкретной связью между данной структурой и функциями. Цель структурно-функционального  анализа состоит в количественной оценке тех изменений, к которым  данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям. Этот метод целесообразен  для исследования способов сохранения и регулирования системы, однако, максимальный его эффект проявляется  в сравнительном исследовании политических систем.

Структурно-функциональный метод позволяет раскрыть не только само строение и внутреннюю форму  политической системы, но и описать  функции каждого элемента, которые  входят в их компетенцию. В анализе  проблем политики используются и  другие исследовательские процедуры, и в частности, моделирование.

Метод моделирования. Потребность  в этом методе возникает тогда, когда  исследование реального политического  явления, события невозможно или  затруднительно, слишком дорого или  требует длительного времени. Модель здесь выступает как аналог реального  политического объекта. Моделированию подлежат: какой-либо механизм политической системы (скажем, механизм реализации политической власти) или же процесс (к примеру, процесс принятия решений), либо отдельный фрагмент функционирования системы (предположим, управление ею), институты, их элементы или объединения (государство, его органы, политический режим конкретно), взаимодействие с другими политическими системами (международные отношения) и т.п.

Кроме традиционных методов, политология использует и свои средства познания политической реальности. К  ним относятся следующие.

Группа бихевиористских методик. Бихевиоризм (от англ. behaviourism «поведение») в качестве объекта исследования рассматривает политическое поведение индивидуумов в различных ситуациях: при проведении выборов в условиях конкуренции разных партий; при принятии политического решения и др. Цель исследований – в построении системной эмпирической модели. Исследование политического поведения личности направляется на поиск всей эмпирической информации (измерение) с помощью непосредственных наблюдателей (участвующих) или опосредованно (эксперимент, анкета, интервью и анализ документов).

Теория групп. Это общее  название одного из распространенных подходов к политическому анализу. Артур Ф. Бентли и Е.Р. Херринг (США) выдвинули идею о том, что политика, в сущности, является борьбой групп. Концепция их соотечественника Д. Трумэна в принципе знаменует собой признание групповой парадигмы в политологии. В соответствии с его теорией, главное – это не общность позиций, а взаимодействие внутри группы на основе тех взглядов, которые разделяют члены группы. Это взаимодействие является ключом к пониманию групп интересов.

Групповую теорию политики кратко можно изложить следующим  образом: политика – процесс авторитетного  распределения социальных ценностей  – это достигается с помощью  принятия решений; решения – продукт деятельности; любая деятельность не изолирована от прочих ее видов, и совокупность последних характеризуется общей тенденцией в отношении принятия решений; многообразие видов деятельности обусловлено деятельностью групп, поэтому борьба между группами (за интересы) определяет принятие тех или иных решений. Группа и интерес неразделимы. Принятие решений является результатом деятельности организованных групп, вторгающихся в процесс выработки и принятия решений. Поэтому политическая реальность кроется в постоянной борьбе за власть и влияние между группами.

Итак, группы воздействуют на политическую деятельность и процессы. Это воздействие необходимо исследовать, изучать в свете целого ряда факторов: общенационального или регионального  характера групп; их универсальности  или специфичности; их структуры  и членства; их лидеров и ресурсов, методов мобилизации общественного  мнения; их взаимоотношений с политическими партиями и другими общественными институтами; по степени внутренней автономии и характеру внутренней организации.

Метод политической коммуникации. Коммуникация – передача смысла с  помощью символов. Это процесс, посредством  которого лицо или группа (лиц) дает знать другому лицу или группе (лиц) о своем отношении к конкретному  вопросу. Коммуникация осуществляется посредством произведений живописи, музыки, математических символов, художественных произведений, жестов, мимики и т.д. Политолог К. Дойч в 1963 г. выпустил в свет книгу «Нервы управления», в которой разработал стимулирующую «кибернетическую» модель политических систем как коммуникационных структур.

Теория игр и метод  принятия решений. В политологии  теория игр представляет большую  ценность. На уровне политической философии  формальные игровые модели помогают исследованию таких категорий как  власть, свобода, равенство. С точки  зрения изучения бюрократического процесса они полезны при исследовании коммуникации, информатизации, а также  централизации и децентрализации. Модели (игровые) также способствуют постановке вопросов, связанных с  общественной и политической стабильностью. Теория игр помогает ответить на вопрос о достоверности, адекватности формальных рациональных моделей поведения  политического лидера. В изучении процесса политических переговоров  и достижения соглашений, они помогают выявить значение таких понятий  как, например, угроза.

Составной частью теории игр  является метод принятия решений. В  любой политической системе имеются  лица или организации, принимающие  решения. Они составляют элиту данной политической системы. В то же время  бывают ситуации, когда официальные  институты превращаются в марионеток и ответ на вопрос – «кто принимает решения» – не так прост. В подобных случаях следует выявить конкретные лица, которые контролируют или оказывают влияние на формальные институты, принимающие решения.

В политологии представляется целесообразным разграничение методов  и методик. Если метод характеризует  способ, подход к изучению действительности, отражающей общую взаимосвязь и  логику политических процессов, то методика есть лишь сумма приемов, по преимуществу технических, применяемых для накопления и систематизации эмпирического  материала.

Таким образом политология стремится не только описать и объяснить политические феномены, но и ориентируется на действие, на организацию современной общественной жизни. Есть, однако, мнение, что по мере развития политологии, все больше используются количественные методы исследования, происходят изменения в ее языке. Это затрудняет восприятие общественностью ее результатов. Многие из этих исследований в политологии подаются в таком виде, словно все заинтересованы в том, чтобы их поняли только специалисты. В связи с этим существует некоторое недоверие к выводам и рекомендациям политологов. Оно со временем, естественно, изменится, если анализ политических событий будет научно обоснован и рекомендации пойдут на пользу тому, кто принимает те или иные политические решения.

 

 

 

 

 

 

3. ПОЛИТОЛОГИЯ  В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

Реформы в нашей стране поставили множество практических и теоретических вопросов, на которые  непросто сегодня дать квалифицированные  ответы. В этих условиях особая роль принадлежит социально-гуманитарным наукам, в том числе и политическим.

В лучших вузах мира 40% учебного времени отводится на изучение социально-гуманитарных наук. В российских вузах изучаются следующие дисциплины: философия, история, социология, психология, экология, экономика и т.д.

Социально-гуманитарные науки  должны объяснять: что происходило, происходит и будет происходить  в будущем. Одной из таких наук и является политология. Преподаванием  политологии решается важная общественная задача - дать будущим специалистам политическое образование, то есть соорудить  их знанием о политике. Во-первых, политическое образование позволяет  овладеть системой знаний о политике. Люди, лишенные политического образования, обречены на аполитическую апатию, что недопустимо в условиях динамичной российской действительности. Во-вторых, политическое образование - это один из способов современной социализации личности и формирования политической культуры.

Информация о работе Анализ политологии в системе гуманитарного образования