Выпишите научное определение формы государства и каждого из его элементов. Покажите различия между монархией и республикой, между феде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:59, контрольная работа

Описание работы

Форма государства как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация государственной власти, каким образом, какими органами и какими методами она осуществляется в данном государстве. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

Файлы: 1 файл

контрольная по правоведению.docx

— 95.88 Кб (Скачать файл)

 

  1. Выпишите научное определение формы государства и  каждого из его  элементов.  Покажите различия между монархией и республикой, между федерацией и унитарным государством.

 

Понятие формы государства  и её основные элементы


Форма государства как  совокупность его внешних признаков  показывает, какова организация государственной  власти, каким образом, какими органами и какими методами она осуществляется в данном государстве. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

Форма правления характеризует  способ организации высших органов  государственной власти, порядок  их формирования, взаимодействия между  собой, а также с населением. Все  государства по форме правления  подразделяются на монархии и республики. В монархиях высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства — монарха, его верховная власть, как правило, не ограничена определённым сроком и передаётся по наследству. Истории и современной конституционной практике известны такие разновидности монархии, как раннефеодальная, сословно-представительная, абсолютная, дуалистическая, парламентарная монархия. В республике высшая власть принадлежит органам, избираемым или формируемым на определённый срок. Основные разновидности современной республики — президентская и парламентская республика, однако распространение получает и смешанная республика, известны и другие разновидности республики — советская республика, суперпрезидентская республика.

Форма государственного (территориального) устройства


Форма государственного (территориального) устройства — способ организации  государственной власти по территории характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме территориального устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарное государство — простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований. Федеративное государство (федерация) — сложное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями также есть конфедеративное государство- это добровольный союз государств, объединенные для достижения определённой цели (чаще всего в оборонительных и экономических целях)

Государственный (политический) режим 


Государственный (политический) режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, состоянием правового статуса личности. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный.

Монархия

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии:

  1. Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству;
  2. Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).

Республика

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Отличительные признаки республиканской формы правления

  1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);
  2. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;
  3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:
    • они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;
    • возможно досрочное прекращение полномочий.

Унитарное государство

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Отличительные признаки унитарного государства

  1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;
  2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);
  3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);
  4. Наличие единого гражданства.

Федерация

Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Отличительные признаки федеративного государства

  1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;
  2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);
  3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);
  4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

 

2. Раскройте  соотношение  понятий "реализация права"  и "применение права".

Понятие реализации норм права  и ее основные формы

Реализация норм - это такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей. Иными словами, это воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права.

Формы реализации права:

    1. соблюдение - воздержание от поступков, запрещенных действующим правом;
    2. исполнение - совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания;
    3. использование - осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению;
    4. применение - активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.

Реальная и полная реализация правовой нормы наступает лишь тогда, когда  полностью будут осуществляться субъективные права и исполняться  юридические обязанности как  элементы правоотношения, что является завершающим этапом реализации норм права путем создания (изменения, прекращения) правоотношений. Для господства законности недостаточно только заключения договора, подачи заявления, жалобы, принятия индивидуальных правовых актов, а необходима большая организаторская работа по реальному осуществлению содержания создаваемых правоотношений.

Применение права - это властная деятельность органов государства (или иных органов по уполномочию государства), которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым, по существу, те или иные конкретные вопросы многогранной жизни общества. Такое понимание применения права основано на специфике властной деятельности государственных органов по реализации предписаний правовых норм с тем, чтобы не допустить растворения деятельности государственного аппарата среди других проявлений общественной самодеятельности и инициативы. 
Характер государства как аппарата властвования предопределяет возможность и необходимость деятельности по применению права. В данном случае государство в целях упорядочения общественной жизни, установления четких организационных начал взаимоотношений между людьми передает решение определенных вопросов в компетенцию заранее установленных органов. Применение права - это одна из форм государственной деятельности, когда компетентный орган выступает от имени государства, по его уполномочию.

Таким образом, реализация права более  широкое понятие, а применение право  является формой реализации права.

 

  1. Основные стадии процесса применения права.

Применение права –  единый и вместе  с  тем  сложный  процесс,  имеющий начало и окончание. Он состоит из  нескольких  логически  связанных  друг  с другом  стадий,  в  рамках  каждой   из   которых   разрешаются   конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права.

      В юридической  литературе  нет  единства  мнений  о  количестве  стадий

правоприменения.

      Наиболее  типичными признаются следующие:

 

      . Установление  и исследование фактических обстоятельств  дела

      . Установление юридической основы дела (выбор и анализ нормы права с

        точки  зрения ее подлинности, законности, действия ее во времени,  в

        пространстве и по кругу лиц; анализ содержания нормы права)

      . Принятие  решения (издание индивидуального  акта)

      . Доведение  содержания принятого решения  до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц

 

      Иногда    выделяются    и    рассматриваются    лишь    три     стадии

правоприменительной  деятельности.   А   именно:   установление   и   анализ

фактического материала, касающегося  рассматриваемого  дела;  определение  и исследование нормативно-правовой основы данного  дела;  принятие  решения  и доведение до сведения заинтересованных лиц содержания принятого решения.

      Разумеется, дело заключается не в количестве  выделяемых ступеней,  или

стадий правоприменительного процесса, а в их  сути,  в  их  содержании.  Вся

правоприменительная деятельность как цельный, единый процесс разбивается  на ряд стадий не ради некой самоцели, а ради более глубокого и  разностороннего познания и совершенствования правоприменительного процесса.

 

Практическое  задание

1. Ознакомьтесь с главой 2 Конституции РФ, приведите примеры  прав человека и прав гражданина. Каково соотношение понятий “право  человека” и “право гражданина”.

Право человека, примеры: право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Право гражданина, примеры: граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия, Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

  1. Из 8-10 категорий данной темы составьте кроссворд.

По горизонтали:

1) Лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству, имеющий определенную правоспособность, наделенный правами, свободами и обременен обязанностями

2) Основной закон практически любого современного государства

3) Форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией и законами, в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица

4) Принятие избирательным корпусом окончательного решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам

5) Совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Информация о работе Выпишите научное определение формы государства и каждого из его элементов. Покажите различия между монархией и республикой, между феде