Форма правления - как элемент формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:27, контрольная работа

Описание работы

Форма правления – это способ организации и формирования верховной государственной власти.
Форма правления затрагивает вопросы о том, как построена верховная власть в государстве, какие органы и должностные лица наделены этой властью, каким образом она формируется и распределяется между ними, как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны, в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечить права и свободы гражданина.

Содержание работы

Введение
1. Понятие «государство» и «форма государств»- как юридические категории.
2. Форма правления - как элемент формы государства.
2.1. Монархия
2.2. Республика
3. Форма государственного устройства - как элемент формы государства
3.1. Унитарное государство
3.2. Федеративное государство
3.3. Конфедерация
4. Политический режим и его виды
Заключение
Библиографический список
Приложения

Файлы: 1 файл

Контрольная работа административное право.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

Академия труда  и социальных отношений

Институт экономики  и права

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: «Административное право Российской Федерации»

На тему: Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  группы 3- ЮС

Селезнёва Лилия  Михайловна

Проверил: Доцент кафедры ОП и СЮД

Распутина Ольга  Петровна

 

 

Г.Севастополь

2010

 

 

 

2

Содержание

Введение

  1. Понятие «государство» и «форма государств»- как юридические категории.
  2. Форма правления - как элемент формы государства.
    1. Монархия
    2. Республика
  3. Форма государственного устройства - как элемент формы государства
    1. Унитарное государство
    2. Федеративное государство
    3. Конфедерация
  4. Политический режим и его виды

Заключение

Библиографический список

Приложения   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

  1. Понятие «государство» и «форма государства» - юридические категории.

   Государство продукт общественного развития. Возникнув на определённой степени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой. Государственно-организационное общ6ство приобрело новые возможности для своего существования: развития производительских сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.

Государство – исторически развивающееся  явление. С  поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государство, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать своё определение  государства, используя в основном те объективны факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.

Определить общее понятие государство, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах  своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам .Вместе с тем ,как доказала мировая наука и общественная практика, любое государство обладает набором таких универсальных признаков ,которые проявляются на всех этапах его развития. В своей совокупности и взаимодействии эти признаки позволяют дать следующие определение государства:

Государство-это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления  и обладает суверенитетом.1

   Серьёзное влияние на форму государства  оказывают: культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства

_____________________________________________________________________________

 1.См.: Хропанюк В.Н. Теория  государства и права. Учебное пособие. Интерстиль, Омега-Л.М.,2005год- С.67

 

4

определяет так же характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

Форма государства – это способ образования, организации и осуществления  государственной власти. Форма государства как комплексная характеристика правового порядка формирования, распределения и действия государственной власти включает в себя  три взаимосвязанных аспекта: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного (политического) режима.1

Форма  государства - сложное общественное явление, которое включает в себя  три взаимосвязанных  элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.2

В различных странах государственные  формы имею свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. Изд. Норма. М.,2002г.- С.245.

2.См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. Интерстиль, Омега- Л. М.; 2005год-С.100.

                                                                                                                                                        5.

2. Форма правления - как элемент  формы государства.

Форма правления – это способ организации и формирования верховной  государственной власти.

Форма правления затрагивает вопросы о том, как построена верховная власть в государстве, какие органы и должностные лица наделены этой властью, каким образом она  формируется и распределяется между ними, как стоятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны, в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечить права и свободы гражданина.

По  форме правления  государства  подразделяются на две основных группы: монархии и республики.

2.1 Монархия

Монархия – это форма правления, при которой  власть принадлежит  одному лицу по принципу наследования.

Двумя основными видами монархии является абсолютная и представительная монархия.

В абсолютной монархии верховная  власть монарха (короля, царя, императора) не ограничена каким–либо представительным (законовещательным или законодательным) органом. Абсолютными монархами были, например, французские короли (до французской революции 1789г.), российские императоры (до формирования Государственной Думы в начале 20в.) и т.д.

В представительной монархии власть монарха ограничена  властью представительного  органа с определёнными законосовещательными или законодательными полномочиями.

Двумя основными историческими  формами представительной монархии являются сословно-представительная монархия и  конституционная монархия.

При сословно-представительной монархии власть монарха ограничена законосовещательными полномочиями сословно-представительного  органа, т.е. собрания представителей различных  сословий: духовенства, дворянства и верхушки зарождающегося третьего сословия (купцов, ремесленников и т.д.). Подобные сословно-представительские собрания, созыв и объем полномочий, которых зависел от воли самого монарха, характерны для эпохи перехода от федеральной раздробленности к абсолютным монархиям.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно  ограничена представительным органом. Обычно это

6.

ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию. При этом члены нижней палаты парламента (палаты депутатов) избираются населением, а верхняя палата, как правило, формируется по принципу наследования, по назначению монарха.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утвердила своего значения  в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания и др.).

Конституционная монархия бывает парламентской  и дуалистической. Последняя как форма государства практически изживает себя.

Парламентская монархия характеризуется  следующими основными признаками:

-- правительство формируется из представителей определённой партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

--  лидер партии, обладающий наибольшим  числом депутатских мест, становится  главой государства;

--  в законодательной, исполнительной  и судебной сферах, власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

-- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

--  правительство согласно конституции  несёт ответственность не перед  монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная  власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от  партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент  представляет интересы буржуазии и других слоёв населения.

Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической  формы государственного правления.

 

2.2 Республика

Республика 1- это такая  форма правления, при которой  верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый


 

1.Республика- от латинского res publica- общественное дело.

7.

срок. Общими признаками республиканской  формы правления являются:

--  существование единоличного  и коллегиального главы государства;

--  выборность на определённый  срок главы государства и других  верховных органов государственной  власти;

--  осуществление государственной  власти не по собственному  праву, а по поручению народа;

-- юридическая ответственность главы государства в случаях предусмотренных законом;

-- обязательность решений верховной  государственной власти для всех  других государственных органов;

--   преимущественная защита  интересов граждан государства,  взаимная ответственность личности и государства.

Существенное значение в условиях республики имеет избирательное  законодательство, от содержания которого (те или иные цензы, основания и  порядок доступа населения к  выборам и т.д.) зависит  социальный характер соответствующего республиканского строя. По своему социальному характеру республики могут быть аристократическими, олигархическими и демократическими.

Республиканская форма правления  сложилась в Древнем мире (Римская сенатская республика в 5-1 в.в. до н.э.). Известны так же и феодальные республики (города-республики Венеция, Генуя, Флоренция в Италии, вольные города в Германии, Новгород и Псков в России и т.д.). Двумя основными формами современной республики  являются парламентская республика и президентская республика. Они представляют собой различные варианты реализации принципа разделения властей в правовом государстве.

Парламентская республика - это форма  правления, при которой парламент (как  высшая представительная и  законодательная власть) формирует  высшую исполнительную власть (правительство) и осуществляет парламентский контроль над её деятельностью.

Глава государства (президент в  парламентской республике) так же избирается парламентом. Он обладает правом роспуска парламента, наделён полномочиями в вопросах формирования правительства (участие в процессе назначения главы правительства) и законодательной деятельности (подписывает законы, издаёт декреты и т.д.), является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны и т.д.

Правительство формируется из представителей партий, обладающих парламентским большинством, и несёт ответственность перед парламентом. Парламентское большинство может отправить правительство в отставку. В свою очередь

 

8.

 правительство может при  поддержке президента добиться роспуска парламента и проведения новых парламентских выборов.

Стабильность и эффективность  функционирования всей системы государственной  власти в условиях парламентской  республики  в значительной мере зависит от политических партий, их способности и готовности найти необходимые компромиссы на почве конституционализма и в рамках парламентской борьбы за власть.

Информация о работе Форма правления - как элемент формы государства