Форма государства: понятие и основные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – всестороннее изучение сущности и содержания формы государства.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучить научные публикации по проблеме;
- проанализировать изученные работы;
- обобщить полученные результаты;
- раскрыть понятие формы государства;
- дать характеристику элементам формы государства;
- раскрыть понятие «форма правления» и описать её виды;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 4
Понятие «форма государства» и ее элементы…………….... 7
Форма государственного правления: понятие и виды…..…. 11
Понятие «форма правления»……………………………….. 11
Монархическая форма правления…..…………………………. 12
Республиканская форма правления………………….……….. 14
Форма государственно-территориального устройства: понятие и виды………………………………………………… 17
Понятие «форма государственно-территориального устройства»…………………………………………………… 17
Унитарное (простое) государство…………………………… 18
Федеративное государство…………………………………… 20
Конфедерация………………………………………………… 23
Политический (государственный) режим: понятие и виды... 25
Понятие «государственный режим» 25
Разновидности государственного режима……...................… 26
Политический режим и его разновидности.…………………. 28
Заключение……………………………………………………………….. 31
Список использованных источников…………………………………… 34

Файлы: 1 файл

Формы государства понятие и основные элементы.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

 высшего  профессионального образования 

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА»

Институт дополнительного  образования 

Факультет управления и  права

 

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

Студент                   Лазарев Александр Викторович               102 группа

1 Тема: Форма государства: понятие и основные элементы

2 Срок представления  работы к защите: 08.06.2011

3 Исходные данные для  курсовой работы: научная и учебная литература

4 Содержание курсовой работы

4.1 Понятие «форма государства» и ее элементы

4.2 Форма государственного правления: понятие и виды

4.3 Форма государственно-территориального устройства: понятие и виды

4.4 Политический (государственный) режим: понятие и виды

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель работы

канд. юрид. наук, доцент                                                              Н.И. Уздимаева

 

Задание принял к исполнению                                                      А.В. Лазарев

 

Содержание

 

 

С.

Введение…………………………………………………………………

4

1.

Понятие «форма государства» и ее элементы……………....

7

2.

Форма государственного правления: понятие и виды…..….

11

2.1

Понятие «форма правления»………………………………..

11

2.2.

Монархическая форма  правления…..………………………….

12

2.3.

Республиканская форма  правления………………….………..

14

3.

Форма государственно-территориального устройства: понятие и виды…………………………………………………

17

3.1

Понятие «форма государственно-территориального устройства»…………………………………………………

17

3.2.

Унитарное (простое) государство……………………………

18

3.3.

Федеративное государство……………………………………

20

3.4.

Конфедерация………………………………………………

23

4.

Политический (государственный) режим: понятие и виды...

25

4.1.

Понятие «государственный режим»

25

4.2.

Разновидности государственного режима……...................…

26

4.3.

Политический режим  и его разновидности.………………….

28

Заключение………………………………………………………………..

31

Список использованных источников……………………………………

34


 

Введение

 

Актуальность темы. Сегодня в мире существует более двух сотен государств. Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства», позволяющей дать ответы на вопросы: кому принадлежит верховная власть в государстве? Как она организована территориально? Какими методами и средствами она осуществляется?

Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценке данной категории. Работы многочисленных авторов советского периода подчеркивают значение «содержания» государства. Особенно его «классовую» сторону. При этом не всегда обращалось внимание на то, что содержание «формировано», что форма и есть способ существования и выражение содержания, что именно форма, а не что-либо другое, содержательна.

Долгое время считалось, что все прогрессивное в государстве  относилось лишь к содержанию. Однако история многих стран дает нам примеры того, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что есть устойчивого, стабильного в государстве, в большей мере относится к его форме. От пренебрежения формальной стороной юридической сферы в значительной степени берет свое начало государственно-правовой нигилизм – тяжелый социальный недуг нашего времени.

Между тем именно формальное начало выделило из нерасчлененного единства социальных норм древности право, именно форме обязано своим появлением государство. Исследование формы государства было магистральным направлением теории с самых азов. На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, государственно-правовая наука держала в центре своего внимания два вопроса: «какие формы государства знает история и современность» и «какая из известных государственных форм наилучшим образом подходит для данного народа в данное время».

Древние греки  не случайно подчеркивали значение формы. Платон, например, отводил форме определяющую, активную роль. Сама идея государства неотделима от его формы. И у Аристотеля форма пользуется приоритетом перед содержанием. Forma dat esse rei - форма дает бытие вещи – считали римские юристы.

Вопрос о  форме государства, поэтому имеет  важное теоретическое и практическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависят эффективность государственного руководства, и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

Состояние научной разработанности проблемы. Современный диапазон исследований форм государства довольно широк и разнообразен. В этой связи можно отметить труды К.В. Арановского,              В.А. Грузинова, А.Н. Чемагина и др.

Отдельные вопросы, касающиеся сущности разновидностей формы государства, а также особенностей образования, функционирования и взаимодействия высших органов государственной власти рассматривались в публикациях Н.Н. Арзамаскина, В.М. Ведяхина, Д.А. Керимова, М.О. Кулькова, А. Соловьёва и др.

Цель курсовой работы – всестороннее изучение сущности и содержания формы государства.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- изучить научные публикации  по проблеме;

- проанализировать изученные  работы;

- обобщить полученные  результаты;

- раскрыть  понятие формы государства;

-  дать  характеристику элементам формы  государства;

- раскрыть  понятие «форма правления» и описать её виды;

- исследовать  различные формы государственного  устройства;

- описать  государственные и политические  режимы.

Объектом  исследования являются система общественных отношений, образующих различные формы государства.

Предмет исследования: элементы форм государства.

Теоретическую основу исследования составили труды таких отечественных исследователей по общей теории государства и права, как             К. В. Арановский, В. А. Грузинов, А. Н. Чемагин, Н. Н. Арзамаскин,              В. М. Ведяхин, Д. А. Керимов, М. О. Кульков, А. Соловьёв,                         И. Абдулаев, Р. В. Енгибарян, А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова,                   Ю. А. Дмитриев и др.  

Методологическая  основа исследования. В процессе написания данной работы были использованы следующие методы: общенаучный, диалектико-материалистический, историко-правовой, системно-правовой, логический, сопоставительный и др.

Научная и практическая значимость результатов  исследования. Материалы курсовой работы могут быть использованы при изучении соответствующих разделов теории государства и права в практике преподавания данной дисциплины в высших учебных заведениях.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, десяти параграфов, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

1 Понятие «форма государства» и ее элементы

 

Вопрос об устройстве государства, т.е. о том, из каких составных частей оно состоит, каковы способы формирования государственной власти и методы ее осуществления, – это вопрос о взаимосвязи содержания понятия «государства» и формы выражения этого содержания. Какое значение для обычного человека имеет то обстоятельство, в каком государстве он живет: в монархическом или республиканском, унитарном или федеративном, демократическом или недемократическом? Оказывается, самое прямое, поскольку это определяет объемы свободы человека, его возможности реализовать свои таланты и способности. Поэтому форма подчас существенно влияет на содержание деятельности государства: очевидно, что в республиканской Германии 30-х гг., когда у власти был А. Гитлер, свободное развитие личности оказывалось невозможным по сравнению с монархическими по форме Швецией, Норвегией, Бельгией.

«Форма дает бытие  вещи», – утверждали римские юристы. И были правы, справедливо полагая, что содержание вещи неотделимо от ее внешней формы. Человек воспринимает окружающий мир через цвет, запах, форму. Этими внешними признаками одна вещь отличается от другой. Содержание института государства составляет идея общности и цивилизованного совместного проживания людей, подчиненных праву. Однако эта целостность может выражаться в различных формах1.

Знаменитый  французский мыслитель Шарль Луи Монтескье рассматривал государство как целостность, в которой все составные элементы (законодательство, институты и обычаи) являются лишь необходимым результатом и выражением его внутреннего единства. Единство элементов государства основано на фундаментальном законе или принципе. Для каждой формы государства этот принцип будет своим. «Как для республики нужна добродетель, — замечал он, — а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх»2.

Следовательно, понятие «форма государства» позволяет  рассматривать государство как целостность, состоящую из отдельных взаимозависимых элементов. Эти элементы указывают на то, кем и как формируется государственная власть, как она распределяется на территории государства и какими методами осуществляется. От того, как организована государственная власть, на какие средства (насилие, убеждение, авторитет)

она опирается, во многом зависит ее эффективность3.

Впервые на зависимость  эффективности деятельности государства  от его формы обратили внимание древнегреческие философы Платон и Аристотель. Так, Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям:

1) по количеству правящих;

2) по целям правления (служит ли оно общему благу или частным 
интересам).

На основе этих признаков он выделял чистые (совершенные) формы и несовершенные. К чистым формам, где правление осуществляется во всеобщих интересах, Аристотель отнес монархию (от греч. monos — один и arche — правление, власть, т.е. единоличное правление); аристократию (от греч. aristos — лучшие из лучших и kratos — власть, авторитет, т.е. правление лучших); политику или республику (от лат. respublicum — общественное дело), где власть находится у большинства, которое выбирает правителей. К несовершенным формам, где власть преследует частные интересы, Аристотель относил тиранию (от греч. tyrannis, т.е. лицо, насильственно захватившее власть и правящее с помощью принуждения), олигархию (от греч. oligos — немногочисленный и arche —власть, т.е. правление узкой группы лиц) и демократию (от греч. demos — народ и kratos — власть, правление, т.е. правление народа)4.

Однако в  дальнейшем понятие «форма государства» не стали ограничивать лишь тем, как организована государственная власть, но стали учитывать и то, как она осуществляется, распределена на территории государства.

Итак, форма  государства является понятием, которое  раскрывает устройство государственной власти с разных сторон. Во-первых, оно указывает на субъект власти, т.е. носитель этой власти. Им выступает государство в лице своих органов. Во-вторых, оно выявляет порядок образования государственных органов (законодательных, исполнительных, судебных и т.п.). В-третьих, понятие «форма государства» определяет то, как и между кем, власть распределена на территории государства. В-четвертых, форма государства указывает на методы реализации власти5.

Следовательно, форма государства представляет собой устройство, организацию государственной власти, состоящую из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Все вместе три элемента выражают различные аспекты организации и функционирования государственной власти.

Форма правления определяет способ формирования органов высшей государственной власти, источники их образования и принципы взаимодействия законодательной, исполнительной властей, а также роль населения в их формировании.

Форма государственного устройства указывает на территориальную организацию государственной власти, соотношение государства с входящими в него субъектами (территориями, государственными образованиями).

Государственный режим характеризует средства и методы, с помощью которых осуществляется государственная власть и, следовательно, каким образом государство реализует свои функции. Однако форма государства представляет собой устройство государственной власти. Поэтому первоначально остановимся на характеристике государственной власти, а затем рассмотрим способы ее формирования, распределения и реализации6.

 

2 Форма государственного правления: понятие и виды

 

2.1 Понятие  «форма правления»

 

Форма правления является одним из главных элементов формы государства. Это наиболее консервативный элемент, который трудно поддается изменениям. Форма правления – это способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между ними и степень участия населения в их создании7.

Термин «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления — монархия (например, конституция Испании 1978 г.) или республика (конституция Германии 1949 г.). Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов «монархия» или «республика» (Израиль).

Информация о работе Форма государства: понятие и основные элементы