Форма государства: понятие и основные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – всестороннее изучение сущности и содержания формы государства.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучить научные публикации по проблеме;
- проанализировать изученные работы;
- обобщить полученные результаты;
- раскрыть понятие формы государства;
- дать характеристику элементам формы государства;
- раскрыть понятие «форма правления» и описать её виды;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 4
Понятие «форма государства» и ее элементы…………….... 7
Форма государственного правления: понятие и виды…..…. 11
Понятие «форма правления»……………………………….. 11
Монархическая форма правления…..…………………………. 12
Республиканская форма правления………………….……….. 14
Форма государственно-территориального устройства: понятие и виды………………………………………………… 17
Понятие «форма государственно-территориального устройства»…………………………………………………… 17
Унитарное (простое) государство…………………………… 18
Федеративное государство…………………………………… 20
Конфедерация………………………………………………… 23
Политический (государственный) режим: понятие и виды... 25
Понятие «государственный режим» 25
Разновидности государственного режима……...................… 26
Политический режим и его разновидности.…………………. 28
Заключение……………………………………………………………….. 31
Список использованных источников…………………………………… 34

Файлы: 1 файл

Формы государства понятие и основные элементы.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Соотношение диктатуры или демократии, которое  выражается в степени свободы личности в обществе, в гарантиях ее прав и свобод, позволяет выделить три политических режима: тоталитаризм, авторитаризм, демократию29.

Тоталитарный режим (от лат. totalis – весь, полный, целый) был установлен в ряде стран (Германии, Италии, Испании и др.) впервой половине XX в. Он был следствием глубокого экономического и политического кризисов, в которых оказались эти страны. Выходом из данного      состояния      стало      установление      тоталитарного      режима.

Тоталитаризм – это режим всеобщего контроля государства за всеми сферами жизни человека с помощью средств вооруженного насилия.

Тоталитарное государство  контролирует не только действия человека, но и его потребности, мысли. Оно осуществляет свой контроль с помощью разветвленной карательной системы, слежки, доносительства. Власть концентрируется в руках лидера монопольно правящей партии (фюрера, вождя), которая является единственной политической организацией в государстве. Она определяет цели и задачи общества, формулирует их в своей идеологии и осуществляет с помощью государства. Таким образом, государство находится на службе у правящей партии30.

Более мягким по средствам осуществления государственной  власти является авторитарный режим (от лат. auctoritas — власть). Принуждение как главный признак режима сохраняется, однако оно используется лишь тогда, когда противники режима ставят вопрос о перераспределении власти. Представительные выборные органы власти (парламент) не играют существенной роли в жизни общества, народ отстранен от процесса принятия важнейших политических решений и не может контролировать власть. Правящий режим опирается на полицейский и военный аппараты, использует внесудебные, не правовые методы принуждения. Наряду с этим авторитарный режим предоставляет относительную свободу деятельности в экономической, политической и духовной сферах жизни. Во главе государства с авторитарным режимом стоит сильный лидер. Это может быть гражданское лицо (например, Фухимора в Перу), чаще военный (генерал Пиночет в Чили, полковник Кадаффи в Ливии) или духовное лицо (аятолла Хомейни в Иране)31.

В связи с  тем, что при авторитарных режимах  управление страной осуществляется централизованно и, следовательно, существует возможность направлять средства на решение важных задач, эти режимы способны проводить эффективные реформы при условии, что они совпадают с интересами правящей верхушки.

Демократия (греч. demos – народ + kratos – власть) как политический режим вызывает больше всего споров как среди ученых, так и среди рядовых граждан. Как наиболее идеальный способ правления демократия характеризуется следующими признаками:

  1. народ является источником власти, который осуществляет ее либо 
    прямо,  непосредственно  (на  выборах,  референдумах),  либо  через  своих 
    представителей (депутатов парламента);
  2. конституционное закрепление и практическое осуществление прав и 
    свобод граждан;
  3. наличие оппозиции, т.е. партий, не согласных с правящим режимом;

4) существование многопартийной системы, выражающей интересы 
различных групп общества;

  1. разделение    властей    на    законодательную,     исполнительную, 
    судебную;
  2. осуществление    принципа    законности    и    конституционности, 
    которому подчиняются как граждане, так и органы власти.

Для осуществления этого идеала требуется, высокий уровень сознания людей, предполагающий, что они будут политически активны, стремиться участвовать в управлении и контроле за властью. Однако на практике большинство людей пассивно, они заняты решением своих частных проблем. К тому же демократия предполагает высокий уровень жизни32.

Следовательно, демократия предполагает свободу выбора, а за этим выбором всегда следует ответственность того, кто его сделал (за свои поступки, слова). Поэтому английский премьер-министр У.Черчилль как-то заметил: «Демократия – самая плохая форма правления, если не считать все остальные...».

 

Заключение

 

Политические  формы современных государств складывались в течение нескольких столетий. Эти формы определялись, в конечном счете, экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и др. странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцария), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

Проблема  формы государства имеет не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, политического) режима.

Указанное понимание  формы государства сложилось  не сразу. Долгое время     ее     считали     состоявшей     из     формы     правления     и     формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись государственно-правовой режим, политическая динамика. В ходе дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшие приоритет тем или иным отдельным аспектам синтетического понятия «форма государства». Так или иначе, на сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов: правления, государственного устройства и государственно-правового режима.

В настоящее  время под формой государства  понимают организацию государственной власти и ее устройство. Подобно другим «парным» философским категориям, форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если последняя позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д. Категория форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства, формы политического режима. Целью данной работы было рассмотрение каждого из этих трех элементов, выделение общего и особенного, поиск соответствия между различными элементами формы государства, систематизация и обобщение многообразных фактов современной политической жизни.

Современная концепция организации государственной  власти, заключающаяся в единстве трех элементов – правления, государственного устройства и государственного режима, отражает всю полноту представлений по этой проблеме в современной юриспруденции.

Изучив этот вопрос нельзя не заметить, что между  различными элементами  формы  государства  существует  известное  соответствие.  Так монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма «тяготеет» к унитарной централизованной форме государственного устройства и автократическому государственному режиму. Республиканские формы правления хорошо «вписываются» в условия либерально-демократического государственного режима, а при наличии двух- или многонационального состава населения могут «задавать» федеративное государственное устройство.

Современная концепция организации государственной  власти, заключающаяся в единстве трех элементов – правления, государственного устройства и политического режима отражает всю полноту представлений по этой проблеме в современной политологии.

 

Список использованных источников

 

1 Арановский, К. В. Государственное право  зарубежных стран : учебник для вузов. – 3-е изд. – М. : Инфра-М, 1999. – 488 с.

2 Арзамаскин, Н. Н. К вопросу о понятии  формы государства / Н.Н. Арзамаскин // Правовая политика и правовая жизнь. – 2006. – № 2. –           С. 53 – 64.

3 Байтин,   М. И. Категория  «форма   правления»   в современной отечественной науке / М. И. Байтин, В. А. Грузинов // Вестник 
Саратовской гос. академии права. – 2008. – № 3. – С. 18-23.

4 Ведяхин,  В. М. О форме российского  государства / В. М. Ведяхин. // Государственная власть и местное самоуправление. – 2006. – № 6. – С. 3-8.

5 Григорьева, И. В. Теория государства и права: учеб. пособие /              И. В. Григорьева. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. – 304 с.

6 Грузинов,    В.  А.    Понимание    института   «форма    государства»    в отечественной  научной  литературе  на  рубеже  XX-XXI   веков  /             В.А. Грузинов. // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2008. – №4. – С. 61-65.

7 Енгибарян, Р. В. Теория государства и права : учеб. пособие /                 Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов. – М. : Норма, 2007. – 256 с.

8 Иванов, В.  К. К критике современной теории  государства /                      В. К. Иванов. – М. : Территория будущего, 2008. – 160 с.

9 Керимов,  Д. А. Государство и правовое  государство /                          Д. А. Керимов // Право и образование. – 2003. – № 6. – С. 4-25.

10 Кокошкин, Ф.  Ф. Лекции по общему государственному  праву /           Ф. Ф. Кокошкин ; под ред. В. А. Томсинова. – М. : 3ерцало, 2004. – 312 с.

11 Комаров, С. А. Общая теория государства и права: учебник /                С. А. Комаров. – СПб. : Питер, 2004. – 512 с.

12 Кудрявцев,  Ю. А. Политические режимы: Критерии  классификации и основные виды / Ю. А. Кудрявцев // Правоведение. – 2002. – № 1. –               С. 195-205.

13 Курдюкова,    З. Н.    Правовое    регулирование    политической    формы государства: Опыт президентской республики США /                      З. Н. Курдюкова // Актуальные проблемы правоведения. – 2008. – № 2. –             С. 11-13.

14 Кульков,   М. О.   Понятие   и   виды   лидерской   формы   правления   в современном мире / М. О. Кульков // Вестник Саратовской гос. Академии права. – 2007. – № 2. – С. 18-24.

15 Мелехин,  А. В. Теория государства и  права : учебник / А. В. Мелехин.  – М. : Маркет ДС, 2007. – 640 с.

16 Мухаев, Р.  Т. Правовые основы Российского государства : учебник / Р. Т. Мухаев. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 351 с.

17 Осипян, Б.  А. Причины разнообразия форм  государственного правления и устройства / Б.А. Осипян // Современное право. – 2009. – № 1. – С. 25-34.

18 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник для вузов /            В. Д. Перевалов. – М. : Юрайт. – 2009. – 379 с.

19 Правоведение : учебник  / под общей ред. В. А. Козбаненко. – 3-е изд. – М. : Дашков и К, 2006. – 1072 с.

20 Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учеб. пособие / Т. Н. Радько. – М. : Проспект, 2011. – 135 с.

21 Рассолов, М. М. Теория и история государства и права: учебник для вузов / М. М. Рассолов. – М. : Юрайт Изд-во ООО, 2010. – 635 с.

22 Серегин,  А. В. Античные мыслители о  монархической форме правления  / А. В. Серегин // Правоведение . – 2006. – № 5. – С. 160-168.

23 Соловьев, А.  К вопросу о понятии государства:  Государственность в условиях тоталитарного, авторитарного и демократического политических режимов / А. Соловьев // Студенты и развитие юридической науки. – Пермь, 2002. – С. 5-9.

24 Проблемы  общей теории права и государства  : учебник для вузов / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М. : Норма, 2004. – 832с.

25 Фаткуллин,  Ф. Ф. Проблемы теории государства  и права : учеб. 
пособие /  Ф. Ф. Фаткуллин. – Казань : КЮИ МВД России, 2003. – 351 с.

26 Чемагина,      А. Н.      Отдельные      тенденции      закрепления      форм государственно-территориального устройства /А. Н. Чемагина // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел. – М., 2003. – С. 58-63.

27 Широбоков,    С.  А.    Механизм    демократических    правоотношений человека   и   государства   /   С. А.   Широбоков   //   Конституционное  и муниципальное право. – 2008. – № 2. – С. 5-8.

 

1 Арзамаскин, Н. Н. К вопросу о понятии формы государства / Н. Н. Арзамаскин // Правовая политика и правовая жизнь. – 2006. – № 2 (23). – С. 53.

2 Мухаев, Р. Т. Правовые основы Российского государства : учебник / Р. Т. Мухаев. –            М. : ЮНИТИ-ДАНА. 2007. – С. 254.

3 Грузинов, В. А. Понимание института «форма государства» в отечественной научной литературе на рубеже XX – XXI веков / В. А. Грузинов. // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2008. – № 4. – С. 63.

4 Серегин, А. В. Античные мыслители о монархической форме правления / А. В. Серегин // Правоведение . – 2006. – № 5. –  С. 160.

5 Мелехин, А. В. Теория государства и права : учебник / А. В. Мелехин. – М., 2007. –               С. 243.

6 Фаткуллин, Ф. Ф. Проблемы теории государства и права : учеб. пособие. /                         Ф. Ф. Фаткуллин. – Казань, 2003. – С. 231.

Информация о работе Форма государства: понятие и основные элементы