Виды государственной социально-экономической политики. Общая классификация социально-экономической политики. Сроки реализации социальн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время для Российской Федерации с ее обширной территорией, разнообразием природно-климатических и социально-экономических условий, национальных и конфессиональных различий ведущую роль играет социально-экономическая политика, осуществляемая государством. Последние десятилетия ознаменовались необыкновенным технологическим размахом, который превосходит по своей значимости феномен промышленной революции. Достижения телекоммуникационных систем, компьютерной техники, биотехнологий и т.д. привели мировое сообщество к новому этапу его развития в условиях формирования мировой социально-экономической системы.

Файлы: 1 файл

гос.политика соц.-эк..doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, согласно Концепции планируются следующие  мероприятиями социально-экономической политики. Для снижения напряженности федерального и региональных бюджетов предлагается не проводить индексацию заработной платы прочего персонала бюджетной сферы в 2014 году, а в 2015 - 2016 годах осуществлять индексацию не с 1 января, а с 1 октября на уровень роста потребительских цен. В этих условиях среднегодовые темпы роста реальной заработной платы работников бюджетной сферы в 2015 - 2016 гг. опустятся до 2,7% против 7,6% в сценарных условиях.

Понижение среднегодовых темпов прироста розничной торговли в 2015- 2016 гг. ожидается до уровня 4,4%, что в первую очередь связано со снижением оценки роста реальных располагаемых доходов населения и реальной заработной платы. Фактором, поддерживающим потребительские расходы, станет снижение оценок инфляции в 2015 - 2016 годах на 0,4% ежегодно.

За снижением прогнозируемой среднегодовой инфляции в 2015 - 2016 годах, прежде всего, стоит перенос индексации регулируемых цен (тарифов) на товары и услуги организаций инфраструктурных отраслей с 2015 на 2016 год и дальнейшее ограничение их реального роста уровнем инфляции за предыдущий год, а также ограничение роста тарифов для населения в 2015 - 2016 гг. с коэффициентом 0,7 к уровню инфляции за предыдущий год. В основном это будет определять существенно меньший рост тарифов на услуги организаций ЖКХ, являющихся крупными потребителями энергоносителей. Также будет ниже рост регулируемых тарифов пассажирского транспорта и других услуг. Вследствие этого понижена оценка роста регулируемых тарифов на услуги населению, в том числе на услуги организаций ЖКХ за годовой период до 2% против 10% в рамках сценарных условий. В результате вклад регулируемых тарифов для населения в рост потребительских цен в 2016году снижен на 0,5 %, а с учетом всех косвенных эффектов, связанных с более низкими регулируемыми ценами у производителей, относительное снижение инфляции составит 0,6%.

В 2015 - 2016 годах предельный рост регулируемых тарифов на услуги инфраструктурных отраслей (газ, электроэнергию) определен более умеренным по сравнению со сценарными условиями прогноза. Газ и электроэнергия, отпускаемые для населения, в 2015 году будут проиндексированы на 3,3%, в 2016 году - на 3,4% для потребителей, кроме населения, индексация регулируемых цен (тарифов) будет ограничена в пределах инфляции за предшествующий год, что также понизит вклад в инфляцию роста цен и тарифов на 0,2%-0,3%. в 2015-2016 годах.

 

Среднесрочные цели (2016-2020) реализации Концепции базируются на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (транспорт, аграрный сектор энергетика, переработка природных ресурсов). Одновременно были созданы институциональные условия и технологические условия, определяющие на следующем этапе системный переход российской экономики в режим инновационного развития.

Базовыми аспектами социальной и экономической политики на данном этапе являлись:

1. В области развития человеческого потенциала:

  • принятие серьезных мер в сфере демографии и здоровья населения, ориентированных на стабильность демографической обстановки в обществе, сокращение уровня смертности в трудоспособном возрасте;
  • вывод минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, разработка и внедрение новых систем оплаты труда сотрудников бюджетных предприятий, ориентированных на увеличения уровня эффективности и качества предоставляемых услуг и учитывающих сложность и объемы производимой работы;
  • устранение проблемы бедности пожилых людей, вышедших на пенсию по тем или иным причинам, при этом минимальный уровень пенсии установить с 2013 года на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии повысить до 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016-2020 годам.

2. В области создания высококонкурентной институциональной среды:

  • развитие конкурентных рынков капитала, товаров и услуг, рабочей силы;
  • удерживание макроэкономической стабильности, обеспечение стабильного курса рубля и снижение инфляции до 5-6,5 % в год;
  • предоставление содействия развитию малого и среднего бизнеса.

4. В области укрепления внешнеэкономических позиций России:

  • создание таможенного союза со странами ЕврАзЭС, при этом гармонизировать баланс законодательства и правоприменительной практики;
  • расширение сфер сотрудничества по реализации взаимных инвестиций, в том числе со странами ЕврАзЭС, для обеспечения стабильности и развития торгово-коммерческих связей и увеличения трансграничной мобильности факторов производства;
  • развитие устойчивых производственных кооперационных связей со странами - технологическими лидерами, в том числе с целью разработки общих путей выхода на глобальные рынки;

Намечены цели и задачи по достижению стратегических целей с учетом следующих вызовов (угроз) предстоящего долгосрочного периода (2020 год и далее):

1. Усиление глобальной экономической конкуренции, роста мировой экономики, которое определяет растущие требования к темпам и качеству экономического роста экономики России; появление новых мировых центров экономического развития, усиление воздействия природно-экологических факторов, устранение дисбаланса в области мировой торговли и движении капиталов, увеличение интенсивности мировых миграционных процессов, старение населения и повышение нагрузки на социальные системы развитых стран;

2. Ожидаема новая волна технологических изменений, также усилится роль инноваций в социально-экономическом развитии и сократится воздействие традиционных факторов роста. Отставание в развитии новых технологий последнего поколения может снизить конкурентоспособность российской экономики, а также повысить ее уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества;

3. Увеличение роли человеческого капитала как основополагающего аспекта социально-экономического развития, прежде всего качества профессиональных кадров. В России существуют негативные тенденции, которые связаны с убыванием численности экономически активного населения, растущей конкуренцией с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированного персонала; плохим качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования;

4. Лимит потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, особенно в условиях всевозрастающей неустойчивости конъюнктуры мирового рынка энергоносителей, повышения требований стран-импортеров к качеству продукции. Существуют и внутренние ограничения роста, обусловленные недостаточным развитием транспортной и энергетической систем и нехваткой профессиональных инженеров и рабочих. При сохранении имеющихся тенденций влияние данного фактора приведет к окончательной остановке темпов экономического роста.

Таким образом, результатом краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей, утвержденных в Концепции должно стать создание модели стабильного развития России, ключевым ориентиром которой является создание эффективной информационно-индустриальной, социально ориентированной российской экономики, а основополагающим фактором достижения является переход к инновационному развитию, позволяющему совершить технологический прорыв в будущее. Пошаговое выполнение стратегии, которая ориентирована на модернизацию российской экономики и переход к инновационным формам хозяйствования, позволит России не только поддерживать высокое качество жизни населения, но и сохранить себя в качестве одной из мировых держав, занять первое место в мировой экономике.

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги необходимо отметить, что социально-экономическая политика представляет собой совокупность конкретных мероприятий, ориентированных на повышение качества жизни населения, и создает систему взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами и социальными слоями общества. Социально-экономическую политику государство осуществляет с помощью местных и региональных органов власти. Социально-экономическая политика обладает такими функциями как: элективная, компенсаторная, кумулятивная. Социально-экономическая политика обязуется предоставить населению минимальный доход, защитить население от инвалидности, безработицы, болезней, старости. При этом предоставление государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно. Государственная социально-экономическая политика государства осуществляется посредством механизма государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

Важным направлением в социально-экономической политике при решении вопросов защиты граждан является поддержка слоев населения, находящихся на грани нищеты, поскольку неотъемлемыми составляющими социальной политики являются отношения социально-экономической защиты. С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика выполняет двойную роль: Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится ключевой целью социально-экономической деятельности. Во-вторых, социальная политика является фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности.

 

Список использованной литературы:

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
  2. Авраамова Е.М., Жеребин В.М. Экономическая политика и социальные приоритеты. Монография. - М.: ИСЭПН РАН, 2011.
  3. Ведев А.Л. Прогноз развития финансовых рынков РФ до 2020 года. – М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2012.
  4. Дмитриева Л.А., Ахмеева В.И. Особенности социальной политики в современной России. – СПб.: Питер, 2013.
  5. Кувалин Д. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. – М.: Академия, 2012.
  6. Маргулян Я. А. Социальная политика: учебник. - СПб.: Издательство СПУУЭ, 2011.
  7. Найдёнова Л.И., Коновалов А.П. (ред.) Социально-экономическое развитие и качество жизни: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции 10–11 мая 2011 года. – Пенза–Семипалатинск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011.
  8. Разумов А.А. Социально-экономическое развитие России: Новые вызовы и новые ответы государственной социальной политики. //СОЦИС. – 2013.
  9. Романов В.Н. Исследование социально-экономических процессов в современной России. – Ульяновск : УлГТУ, 2009.
  10. Фахрутдинова Е.В. Роль социальной сферы и социальной политики в обеспечении устойчивого социально-экономического развития страны. //Экономические науки. – 2012.

 

 

 


Информация о работе Виды государственной социально-экономической политики. Общая классификация социально-экономической политики. Сроки реализации социальн