Виды государственной социально-экономической политики. Общая классификация социально-экономической политики. Сроки реализации социальн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время для Российской Федерации с ее обширной территорией, разнообразием природно-климатических и социально-экономических условий, национальных и конфессиональных различий ведущую роль играет социально-экономическая политика, осуществляемая государством. Последние десятилетия ознаменовались необыкновенным технологическим размахом, который превосходит по своей значимости феномен промышленной революции. Достижения телекоммуникационных систем, компьютерной техники, биотехнологий и т.д. привели мировое сообщество к новому этапу его развития в условиях формирования мировой социально-экономической системы.

Файлы: 1 файл

гос.политика соц.-эк..doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

 

 

В зависимости от субъекта ответственности:

  • либеральный тип - личная ответственность каждого члена общества за свою судьбу, роль государственных структур в реализации социальной политики минимизирована. Финансовую основу реализации социальных программ составляют частные сбережения и частное страхование;
  • корпоративный тип - ответственность за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится. Организация, мотивируя своих сотрудников к внесению максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышения квалификации). Финансовой основой являются средства предприятий и корпоративных социальных фондов;
  • общественный тип предполагает ответственность всего общества за судьбу его членов. Это перераспределительная модель социально-экономической политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды;
  • патерналистский тип предполагает принцип государственной ответственности. Финансовой основой патерналистской модели являются средства госбюджета и бюджетов государственных предприятий. В данной модели реализуется принцип равенства в потреблении материальных и социальных благ и услуг, а также их общедоступность, что обеспечивает достижение высокой степени социального выравнивания.

В зависимости от степени участия государства:

  • благотворительный тип- средства на благотворительную помощь, осуществляемую государством, складываются в основном из частных пожертвований в государственные благотворительные фонды и на содержание государственных социальных учреждений, а также частично на средства государственной казны;
  • административный тип - прямое, активное государственное вмешательство в рынок, наличие развитых систем перераспределения доходов, находящихся под контролем государства, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости;
  • стимулирующий тип - косвенное участие государства в решении социальных проблем, создание таких систем налогообложения и общественной поддержки, которые делают выгодным для всех субъектов хозяйствования вложения и инвестиции как в отдельные социальные проекты и программы, так и в социальную сферу в целом. Подобная модель социальной политики может реализовываться в ситуации высокого уровня экономического развития, развитой инфраструктуры гражданского общества и рыночного хозяйства.

Реализация государственной социально-экономической политики связана с применением различных инструментов, поэтому различают фискальную и монетарную политику. Инструментами соответственно выступают: налоги, трансферты и пр.; общая масса денег, норма резервирования и пр.; таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз капитала, товара, экспортно-импортные тарифы. Вопросы изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране решаются в рамках структурно-инвестиционной экономической политики.

Фискальная социально-экономическая политика. Государственное управление финансовыми ресурсами государства сопряжено с формированием и реализацией фискальной политики. Фискальная политика осуществляется по следующей схеме: привлечение необходимых государству денежных средств – распределение этих средств – обеспечение применения средств по назначению. Этот вид экономической политики государства включает такие направления, как бюджетная политика, налоговая политика, политика доходов и расходов.

Инструментами фискальной политики являются налоги, государственные расходы, трансферты, посредством которых государство регулирует величину и вектор денежных потоков, влияет на совокупный спрос и предложение, противодействует чрезмерным колебаниям основных экономических параметров. Влияние государства на объем и структуру совокупного спроса велико, так как государство является самым крупным покупателем на рынке, как внешнем, так и внутреннем. Косвенное влияние на спрос со стороны домашних хозяйств, частных предпринимателей государство оказывает посредством налогов, трансфертных платежей (пенсии, пособия).

Характер фискальной политики зависит от фазы экономического цикла, в которой находится национальная экономика. В условиях быстрого экономического роста эта политика сдерживает параметры роста в допустимых пределах, при этом ограниченная направленность фискальной политики в условиях кризиса направлена на расширение производства. Относительно устойчивому состоянию экономики соответствует стабилизационная фискальная политика, когда государство в допустимых пределах удерживает инфляцию, обеспечивает высокий уровень занятости, стремясь приблизить объем ВВП к возможному в сложившихся условиях уровню. В зависимости от того, какой механизм положен в основу стабилизации, различают: автоматическую, и регулируемую стабилизационную фискальную политику.

В первом случае действуют автоматические стабилизаторы, которые представляют собой законодательно закрепленные нормы, позволяющие без вмешательства государства реагировать на отклонения от устойчивого состояния экономики. Например, выплата денежного пособия по больничному листу, автоматическое снижение величины взимаемого налога при уменьшении доходов и т.п. Если действие автоматических стабилизаторов не обеспечивает необходимого уровня стабилизации, тогда государство вводит новые правила и стабилизация становится регулируемой. Примерами регулируемых стабилизаторов являются изменение налоговых ставок, реализация программ социальной поддержки (государственные жилищные субсидии) и т.д. Дискретные меры стабилизационной фискальной политики, т.е. регулируемые стабилизаторы, могут стать автоматическими, поскольку отмена каких-либо льгот, пособий вызывает определенные трудности.

Монетарная экономическая политика. К монетарной экономической политике относится непосредственное или опосредованное регулирование со стороны государства денежной массы и денежного обращения в стране. В отличие от фискальной экономической политики цели монетарной политики более узкие и связаны только со стабилизацией денежного обращения. Сообразно цели в качестве задач монетарной политики выделяют: стабилизацию уровня цен, поддержание определенного уровня инфляции, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы, поддержание курса национальной валюты. Инструментами в данном случае являются общая масса и доступность денег, кредита, учетная ставка ЦБ РФ, ставка рефинансирования и пр.

Исходя из способа воздействия на денежную массу, различают жесткий и мягкий типы монетарной политики. Действия государства, направленные на сокращение денежной массы, ограничение эмиссии, поддержание высоких процентных ставок на получение денег в кредит характеризуют жесткую монетарную политику. Прямо обратная ситуация, т.е. предоставление дешевых кредитов, увеличение денежной массы, характерна для мягкой монетарной политики.

Также выделяют такие два основных типа социально-экономической политики - бисмарковский и бевериджский.

Бисмарковский тип социально-экономической политики в большей степени реализует распределительный тип социальной справедливости, так как в нем делается упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллективных договоров с нанимателями. Страховые фонды управляются на паритетных началах и не субсидируются из бюджета. Малообеспеченные семьи получают помощь по муниципальной линии. Таким образом, социальная защита независима от государственного бюджета.

Бевериджский тип социально-экономической политики исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящейся на концепции распределительной справедливости.

В настоящее время формируется также новый тип социально-экономической политики, где базовым принципом является принцип совмещения экономической эффективности и социальной солидарности. Упор делается на сбалансированное развитие социальной политики Европы, транспарентность и соблюдение интересов всех стран-членов ЕС. Происходит процесс переориентации социальных программ с универсального уровня на индивидуальный, что значительно дешевле и эффективнее, так как адресная помощь предоставляется только действительно в ней нуждающимся.

3. Сроки реализации государственной социально-экономической политики до 2020 года (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные)

Государственное стратегическое планирование позволяет решать задачи по увязыванию долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных задач, производить планирование глобальных проектов, которые требуют значительных затрат в транспорте, демографии, энергетике, национальной безопасности и т.п., направлять субъекты РФ на деятельность, отвечающую интересам страны в целом в соответствии с определенными целями и задачами социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатывать долгосрочные ориентиры для предпринимательства (в области развития социальной инфраструктуры, производственной инфраструктуры, энергетической и минерально-сырьевой базы, рынка рабочей силы, науки и технологий, и т.д.), позволяющие снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений.

Только государственное стратегическое планирование может определить самый оптимальный путь (сроки, меры, ресурсы) перехода к желаемому состоянию в будущем. Государственное стратегическое планирование предоставляет возможность определить цели и приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации, разработать пути и способы достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность применения имеющихся ресурсов; обеспечить координацию планируемых мероприятий по достижению целей социально-экономического развития между федеральным и региональным уровнями государственной власти, бизнесом и обществом.

Государственное стратегическое планирование базируется на долгосрочном прогнозировании. Прогнозы разрабатываются по вариантам, отражающим изменения внешних и внутренних условий, постановку краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей и ориентиров развития России, базовых направлений их достижения. Долгосрочные государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации разрабатываются один раз в пять лет на период десяти лет. На их основе составляются среднесрочные прогнозы на срок от трех до пяти лет. Эти прогнозы ежегодно корректируются. Краткосрочные прогнозы разрабатываются на год.

Прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации предоставляют оценку уровня и характеристику условий социально-экономического развития, включая основные показатели и научно-технического развития и демографического состояния окружающей природной среды и природных ресурсов; ключевые аспекты развития мировой экономики; оценку макроэкономического эффекта от реализации долгосрочных целевых программ; оценку факторов и ограничений социально-экономического развития; определение показателей основного и целевого вариантов прогноза; базовые показатели развития по отдельным сферам экономики, показатели развития энергетической и транспортной инфраструктуры в прогнозируемом периоде; основные направления территориального развития в будущем.

В Российской Федерации стратегическим планом является Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденную распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Целью разработки Концепции является определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния граждан России, динамичного развития экономики, национальной безопасности, укрепления позиций России в мировом сообществе. Согласно данной Концепции были поставлены на период в 2015-2016 гг. краткосрочные цели.

Между тем в январе 2014 г. произошло дальнейшее понижение социально-экономической ситуации: объем выпуска в промышленности в годовом выражении сократился на 0,2%, прирост ВВП по оптимистической оценке МЭР составил0,7%, реальные доходы населения впервые сократились на1,5%, на7%, сократились инвестиции в основной капитал, на рекордную величину за месяц был девальвирован рубль (и по отношению к доллару, и по отношению к евро). Динамика поквартального прироста выглядит следующим образом (рис. 1).

Рис. 2. Динамика поквартального прироста ВВП России

На основе подобных показателей экспертами и аналитиками прогнозируются сокращение темпов социально-экономического развития страны в краткосрочном периоде, т.е. в 2015-2016 гг. (Табл.1). При этом прирост валового внутреннего продукта и улучшение ряда других показателей частично стали результатом дополнительных заимствований за рубежом – примерно 100 млрд.долл. финансовых средств.

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Прогнозируемые базовые показатели социально-экономического развития России в 2015-2016 гг.

 

Показатель

2015

2016

Валовый внутренний продукт

Выпуск товаров и услуг по базовым видам экспортной деятельности:

Промышленное производство

Строительство

Грузооборот транспорта,

в том числе железнодорожного

Сельское хозяйство

Оборот розничной торговли

Внешнеторговый оборот

      В том  числе:

      экспорт

      импорт

Инвестиции в основной капитал

Сальдированный финансовый  результат в экономике

Реальные располагаемые денежные доходы

Общая численность безработных

Индекс потребительских цен

3,4

 

3,3

2,6

2,4

2,9

4,4

-4,7

3,7

 

 

2,1

3,7

6,7

9,3

4,6

-16,1

5,1

1,3

0,5

0,3

-1,5

0,5

-1,2

6,2

0,2

 

 

-1,2

2,3

-0,3

-156

3,3

0,2

6,8

Информация о работе Виды государственной социально-экономической политики. Общая классификация социально-экономической политики. Сроки реализации социальн